Диалектика и грех

Насколько себя помню, всегда интересовался философией. А когда в институте нам стали преподавать диалектику, я вообще растаял. Мне показалось – как, собственно, казалось и преподавателю – что я нашел волшебную палочку, которая превращает любую непонятность в полную ясность. Я жадно вслушивался в то, как преподаватель умело расчленяет мир на тройки тезиса-антитезиса-синтеза и выводит на поверхность смыслы, от которых дух захватывало. Все покорялось гегелевским выкладкам, все чудесно подходило под шаблон волшебных триад.

Эта парадигма надолго засела в моем мозгу, хотя на практике я особо не видел, как ее можно применить без ущерба для души. При попытке мерить мир строгой меркой диалектики ум торжествовал, а чувства смущенно говорили: «Ну и что дальше?» Хорошо, ты все объяснил, но чтобы извлечь радость из этого объяснения, тебе не обойтись без философски настроенного собеседника – больше никто не оценит красоты объяснения, которое понятно только тем, кто согласился пользоваться той же меркой. Для всех остальных все твои триады – словесная пурга.

Заметив эту неспособность диалектики дать плод моей душе, я отложил ее в сторону и какое-то время обходился без умных объяснений. Душа ликовала – при отсутствии исчерпывающих объяснений, смысла почему-то больше. А душе нужен смысл. И все же меня не оставлял вопрос относительно диалектики: почему такой чудесный инструмент познания оказывается бесполезен с точки зрения элементарного человеческого счастья? Почему, объяснив все, диалектика ничего не делает яснее?

Ответ пришел неожиданно при чтении Бердяева. Что-то во мне екнуло, когда в одной из своих книг он бесцеремонно бросил фразу о том, что диалектика – это, в сущности, чушь собачья. Я обомлел. Вот это заявление! Сказать такое вопреки тяжеловесному авторитету Гегеля! Что же он имеет в виду? Я с жадностью добрался до конца книги, но, к несчастью, Бердяев только намекает на ответ, а не говорит о нем открыто. Пришлось додумывать, но в свете того, что Бердяев сказал, ответ кажется вполне очевидным.

По Бердяеву, диалектика – это только свойство падшего человеческого мышления и не более того. Будучи падшими существами, мы видим мир через призму тезиса-антитезиса-синтеза. В самой же истине нет никакой диалектики, она – целостна, не дробна. Если диалектика утверждает, что ребенок обязательно должен пройти в своем развитии через этап отрицания родительского авторитета (мы это наблюдаем довольно часто), чтобы потом полноценно усвоить родительскую мудрость, то это – не более чем способ мыслить о развитии ребенка в терминах противоречий. Есть немало детей, которым совершенно необязательно проходить в своем развитии через этап отрицания родительского авторитета (хотя их меньше). Адаму и Еве совершенно необязательно было грешить, чтобы стать полноценными людьми, пройдя через этап отрицания Божественного авторитета. Грех и зло – вовсе не обязательный этап развития рода человеческого, а свободный выбор человека. Но, впав в грех, человек не может не мыслить о своем развитии иначе, чем в терминах противоречий. Диалектика – это катаракта на глазах тех, кто пал. Мы не умеем видеть мир целостным.

То, что нам кажется, «неизбежным» диалектическим развитием, прохождением через противоречие, на самом деле есть просто грех. Это ясно видно на конкретном примере: Франциск Ассизский одно время страшно боялся прокаженных. Однажды он увидел в лесу прокаженного и хотел сначала от него убежать, но потом вдруг понял, что убегает от себя, и, победив себя, вернулся к нему и обнял.

Диалектик скажет: Франциску обязательно нужно было пройти через этап отрицания Божественной воли (любить ближнего как самого себя), чтобы выйти на более высокий виток диалектической спирали – сознательное исполнение Божьей воли. Если бы не было этапа противления, этап усвоения Божественной воли был бы неполноценным или невозможным. Но сам Франциск мыслил об этом иначе: «Я боюсь заболеть проказой, потому что хочу сберечь собственную жизнь. Но так я ее потеряю. Это грех. Я хочу во всем положиться на волю Божью, я вернусь и обниму этого прокаженного, даже если это будет стоить мне жизни».

В уповании на Бога Франциск уничтожил диалектический этап отрицания, которого, в сущности, нет вообще для того, кто не грешит. «Диалектики» развития Св. Франциска не существует, пока Франциск уповает на Бога. Упование на Бога не имеет диалектики. Как только человек оставляет упование – появляется диалектика, потому что грех дробит истину на части. Как только человек возвращается к Богу, дробность преодолевается, и диалектика исчезает. Диалектика, то есть борьба противоположностей, возможна лишь тогда, когда сердце человека разделено между двумя полюсами. Уповающее сердце свободно от противоречий, а значит и от диалектики, свободно от «развития» (у него свое развитие).

Мы мыслим мир как единство и борьбу противоположностей только потому, что живущий в нас грех постоянно порождает противоположности. Где грех преодолен, там осуществлено «возвращение в рай», там единство без противоположностей. А где нет противоположностей, там нет и «неизбежности» этапа отрицания, нет детерминизма, и хочется воскликнуть: «Как же хорошо, что моя душа не подчиняется никаким «законам». Пока я в Боге, во мне нет противоречий».


Рецензии
Допустим выше сказанное правда, но чтобы придти к не диалектичному сознанию, надо сначала проделать диалектический путь- диалектика непобедима.

Филип Максимов   02.08.2013 23:48     Заявить о нарушении
Я с Вами полностью согласен - непобедима в рамках греховного сознания. Все мы грешники, отсюда и диалектичность мира.

Евгений Терёхин   03.08.2013 13:00   Заявить о нарушении
Однако диалектика относится не только к обществу и религии, она везде, и в природе-северный и южный полюса, день и ночь и проч.Это, быть может, главное условие жизни.

Филип Максимов   22.08.2013 14:15   Заявить о нарушении
Существование полюсов в мире физическом, духовном, психологическом, социологическом и т.п. есть прямой результат греха, который дробит бытие. Раньше даже материки были слиты воедино - сейчас разделены; раньше, в абсолюте, противоположности были в единстве, а теперь - разведены по полюсам. Спасибо за Ваше мнение!

Евгений Терёхин   23.08.2013 17:08   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Извините за нахальство. Именно здесь я хотел бы сделать замечание: В этой статье Евгений с помощью диалектической логики (не трудно видеть в рассуждениях все признаки соответствующего анализа и синтеза) попытался её же "уничтожить". Это, безусловно, эффектно. Барон Мюнхгаузен доказал всему миру, что возможно вытащить себя из болота за волосы..:))

Валерий Могильницкий   25.02.2014 14:11   Заявить о нарушении
Простите - пропустил ваш комментарий. Рассуждать о диалектике не в терминах диалектики можно, но для этого нужно достичь состояния святого. Если почитать св. Исаака Сирина, например, можно увидеть, как он описывает состояние переживания благодати. Он говорит, что в эти моменты внутреннего озарения, момент встречи души с Богом, прекращается всякая молитва, то есть прекращается всякое изменение, "развитие", и человек просто замолкает внутренне, переживая некое "общение" с Богом. В этих состояниях есть как бы подобие возвращения в рай, когда мир был еще целостным, не дробным. Душа тогда не переживает никакой диалектики, потому что в единении с Богом исчезает сама ее основа - рассекающий реальность грех.



Евгений Терёхин   28.12.2014 18:21   Заявить о нарушении
Извиняюсь за то что вмешался в вашу дискуссию со своим ниже среднего... Но ваш случай с диалектикой, натолкнул на то что описанная в статье ситуация, похожа на проблему мотивации и стимула. Парадокс, но когда цели эфемерны (размыты или не имеют четкого образа), каковыми и являются цели жизни земного неверующего человека, то мотивация и стимул нужны (это делает нас похожими на объект дрессуры).
Верующий человек (важное дополнение - искренне) не нуждается в принуждении идти к объекту или цели своей веры, и чем реальнее и прекраснее цель тем более очевидна ненадобность мотивации и цели. За всю историю человечества, я не встречал более долговечную, реальную и прекрасную цель чем Царство Божие.

Ярик Лобань   11.01.2018 01:20   Заявить о нарушении
Усталость спровоцировала опечатку : *тем более очевидна ненадобность мотивации и стимула.

Ярик Лобань   11.01.2018 01:23   Заявить о нарушении
Есть пробел в логике Ваших рассуждений. Вы упускаете, что человек проходит путь развития - физического и морального - от веры в маму при физическом рождении до веры во что-то или кого-то при психическом взрослении. Вера есть всегда, но она может меняться по ходу жизненного опыта. Если нет веры вообще ни во что и ни в кого, то наступает разрушение. А понятие "дрессура" (дрессировка) к человеку не применима - это взято из отношений человека и животного и механически применять понятие к человеку ошибочно.

Валерий Могильницкий   11.01.2018 13:02   Заявить о нарушении
Именно поэтому я и написал, что похоже... И вообще, отсутствие мотивации это идеальнок состояние, которое почти невозможно пока мы живём в этом мире. Но те кто испытали эту свободу (из разряда почти), по сути блажжены (более чем счастливы). А почему почти, потому что мало кого привлекает идеальная цель, потому что в мире её не существует, а в Небеса верят не все.

Ярик Лобань   11.01.2018 15:14   Заявить о нарушении
Спасибо за комментарии. Да, человек неизбежно в этом мире растет и развивается, проходит стадии, вот вам и диалектика. Она даже присутствует в моих рассуждениях о том, что она, в приближении к Богу, не нужна. И, мне кажется, диалектика - это мера нашего приближения или удаления от Бога. Чем дальше мы от Бога, тем больше полярность - в мыслях, и в суждениях и в жизни. Чем ближе, тем меньше раздвоенности. Если я был близок к Богу, я писал бы не эту статью, а нечто наподобие видению Исааком Сириным Божественных энергий.

Евгений Терёхин   12.01.2018 22:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.