Последствия от чужих советов

Советники! У кого их не было в жизни. Я не ведаю таких людей. Но обычно человек слушает советы старшего Родича умудрённого жизненным опытом.
Избегая прислушиваться к тем советам, которые дают напрочь чужие люди, паче того заинтересованные.
На примере библейской Есфири хорошо просматривается, какая опасность таится в таких советниках. Понятно, что царь Аман влюблён был в Есфирь но всё тайное как говорится становиться рано или поздно явным.

А вот пример не с каким-то там персидским Аманом. Пример имеет непосредственное отношение к нам, Славянам. Ибо, до сих пор страдаем, впрочем, судить вам.

Княгиня Ольга (~890-969) – Княжна, вдова Великого Князя Игоря Рюриковича, что правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с первым утверждением на Руси христианства. После её смерти Славянский народ прозвал ее хитрой, прозвище в те времена крайне презрительное для Княжьего титула.

 Ольга по рождению была из Рода Гостомысла (Именно того Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде), родилась на Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье.
 
Встреча с князем Игорем и начало правления Ольги, княгини Киевской
Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой.
Однажды молодой князь Игорь приехал за податью в Выбуты, там, принимая подать (Урок) от Выбуты, он и узрел молодую красавицу Ольгу. Понятно, что девушка делала все, дабы понравится князю. В чём и преуспела.
Потому как Игорь хранил в памяти её образ. И когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но, ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он послал за Ольгой Сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, русской княгиней.
В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернувшись из него, узнал, что стал отцом: родился сын Святослав.
Так же обнаружил молодого но, тем не менее, мудрого, темноглазого советника при жене, с труднопроизносимым византийским именем Григорий. Но на радостях связанных с рождением сына, не обратил пристального внимания на странного советника и на радостях пообещал Ольге исполнить её желание. А зря!
По наущению Григория Ольга запросила странную просьбу повысить урок Древлянам чуть ли не в 4 раза. Но нехватка золота в казне и мудрые увещевания Григория и жены, сделали своё дело.

Древлян возмутил доселе невиданный урок и Древлянский князь Мал, отказал Игорю в выплате. Но зато предложил Игорю выйти на честное разрешение спора - Поле. (Поле - ратный поединок, где Боги даруют победу тому, кто прав).
На Поле, Мал убивает Игоря и по древнему Славянскому обычаю в таких случаях, дабы не было вражды,  Древляне отправили сватов к княгине Ольге, предлагая ей в мужья Мала. Они просто не знали про неприметного советника Григория и на что способно его влияние на Княгиню.

Месть княгини Ольги:
Сваты, 20 Древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их…
 (Месть Сватам – доселе не видана на Славянкой земле)

Потом якобы не дождавшись сватов, Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено Древлянами. Посольство из знатных Древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
(Убийство приглашённых сородичей – доселе не видано)

Через время Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, якобы для того чтобы, по древнему обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
(Убивали под корень и детей и женщин – от сородича такое истребление - доселе не видано)

Далее: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской первой летописи,  киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев.
В « Повести временных лет» летописец, сделал врезку в текст Начального свода об осаде Древлянской столицы Искоростеня. После безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем (Как и обещал ей советник), так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Славянская земля содрогнулась и замерла от невиданной до селе, ни чем не объяснимой, жестокой и не нужной мести от сородича. Как таковой, мести то и не было, было тупое истребление Славян  по библейскому египетскому образцу.

Правление княгини Ольги
В 945 Ольга установила размеры «полюдья» - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались (впервые) поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский (администратор) - «тиун».

Покорив Древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там новые уроки (своеобразная мера дани), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к христианскому благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Житие (Умалчивая о Григории), так повествует о правлении Ольги:
"И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть".

Григорий очаровывал Ольгу рассказами о Христе и его вселенской доброте.
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом и естественно с Григорием в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», - повествует житии святой Ольги.
В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь.
Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 - 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 - 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».
Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

Из обращения Императора Константина к Ольге:
«Ты, пришелица, княгиня далекого, но мощного государства, которое населяют честолюбивые воители, не раз уже потрясавшие стены «столицы мира» Царьграда, где сейчас ты ищешь истинной Веры. О том, каков воин твой сын, Святослав, слава гремит по всем странам и нам известна. И о тебе мы знаем, сколь ты сильна духом, властная рука твоя держит в покорности множество племен, населяющих твою землю. Так зачем же пришла ты, княгиня из рода завоевателей-честолюбцев. Действительно ли ты хочешь получить истинную Веру?

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами, в сопровождении Григория, который уже был наряжен в одежды христианского священника - началось ее апостольское служение во славу чужого Бога и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческих Кумиров.

Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам. Стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина (?) Аскольда.  И Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше «Лучем Трисиятельного Божества» - на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба «три пресветлых луча».

Понятно, что Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников.

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии - Премудрости Божией. Понятно, что этот день отмечался в русской церкви как особый праздник. 

Последние годы жизни святой княгини Ольги
Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую чуждые  храмы на Славянской земле. Ревнители Родных Богов и древнего Покона,  всё смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство.

«Повесть временных лет» так повествует об этом:
«Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают». Он же, не слушая, матери, жил по языческим обычаям.

Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она попущала Григория учить своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Потому как он, препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси.
 
Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Не теряя надежды обратить сердце сына ко Христу и на смертном одре не прекращала проповеди, давя на сыновью любовь: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия ко Христу, в которого я верую.  Я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе. Сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай.  Но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».

«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия чуждой веры.

11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди».
Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.
   
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года,
Великая Ольга стала духовной матерью и проводником Славянского народа в доселе неизвестный им чудовищный обман. Вот так, через нее, началась тяжелейшая из бед земли и народа Славянского, просвещение  светом Христовой веры.

До крещения Руси осталось недолго, ибо, подрастал внучок Княгини Ольги - Владимир…

А 24 июля православная церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги.

Использованная литература:
Повесть временных лет (XII век) в переводе Д. С. Лихачева.
Багрянородный К. О церемониях византийского двора.
Житіе святыя великія княгини Ольги.
Карамзин Н. М. Княгиня Ольга
Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси.
Алексеев С. Аз Бога Ведаю.


Рецензии