Элементарная ДЛ в системе неодиалектики

1. Предпосылка. В концепции развивающегося суждения исхожу из диалектического принципа развития мысли как взаимодействия противоположных сторон, нацеленных на разрешение конкретной проблемы. Кратко: 'диалектическая логика' наука о рассуждениях относительно какой-либо актуальной проблемы. Она субъектная (но не "субъективная"), то есть ориентируется на совместное рассуждение собеседников, заинтересованных в разрешении проблемы. Используются четыре основные формы, к которым практически сводятся любые виды осмысленных высказываний (междометия сюда не входят): суждения, вопросы, оценки, императивы. Диалог - логическая форма связи высказываний в дополнение к умозаключениям. Противоречить разрешено. Но только собеседнику, а не самому себе.

Всё это в совокупности реализует общую задачу на современном этапе развития диалектической логики - задачу "утвердить свой статус как логической дисциплины".


       2. Слово «логика», включенное в именование дисциплины «Диалектическая логика», обязывает к тому, чтобы её содержание отвечало своему названию как логике, а не было произвольным построением. Как это выяснить? Самое простое, обратиться к образцу. Например, «традиционная формальная логика», – она точно логика. Вот и давайте сопоставим образец и кандидата в логики. Я наметил несколько таких пунктов, по которым независимо друг от друга можно проводить исследование на принадлежность диалектической логики статусу логики (по предмету, категориальному составу, отношению к противоречию, законам логики и др.).

    2.1. Сопоставление по предмету. Предметом обеих логик являются рассуждения, цель которых состоит, как ранее было выяснено, в достижении правильного умозаключения. В чём разница? В подходе к разрешению противоречия.

    2.2. Сопоставление по отношению к противоречию. В обеих логиках противоречие – это всегда противоречие высказываний (суждений). Если одно высказывание истинное, то второе ложное. Ложное высказывание в формальной логике исключается из дальнейшего рассуждения (впрочем, и в диалектической тоже). Либо констатация противоречия служит препятствием движению рассуждения.

В диалектической логике констатация противоречия инициирует диалог, в котором собеседники в аргументативном взаимодействии стремятся убедить противоположную сторону в верности своего тезиса (антитезиса), либо совместно найти какое-то третье, синтезированное высказывание (теорию), объединяющую две или несколько точек зрения на предмет дискуссии.

3. Взгляд на формальную логику как момент логики диалектической. Да, формальная логика есть момент, сторона, логики диалектической. Однако "момент", вылитый в чётких формах научного знания и закрепленный в сонме учебников для передачи последующему поколению устоявшегося знания о формальной логике. А что представляет собой то целое (диалектическая логика, например, диамата), моментом которого является формальная логика? Что-то я не видел ни одного курса диалектической логики, который бы состоял из таких дисциплинарных объединений как "Часть 1. Диалектическая логика (раздел А. Формальная логика)". Ибо в том взгляде на соотношение диалектической и формальной логики, который является превалирующим в современном коммуникативном сообществе, диалектическая логика как собственное выражение гносеологии и онтологии достаточно удалена от проблематики формальной логики как науки о рассуждениях.

Тогда как, есть образец соединения под одной обложкой метафизики и формальной логики. Это книга американских философов Ричарда Поупкина и Аврума Строла "Философия. Вводный курс" (1997). В ней есть главы: "3. Метафизика; 6. Логика". С другой стороны (со стороны диалектиков), положение о формальной логике как моменте и стороне диалектической логики, их соотношении как общего и особенного осталось лишь риторическим пожеланием, не нашедшем конкретного воплощения в систематическом структурированном тексте.

4. У Гегеля нет термина 'dialektische logik'. Гегель создал первую в истории мысли развернутую систему спекулятивной логики, но Гегель ни о какой диалектической логике не помышлял и этот термин не использовал в своих трудах. Тем не менее, существует традиция называть философию Гегеля диалектической логикой, от которой мол нет необходимости спешить отказываться. Кто ввел эту традицию? Даже Карл Розенкранц - ученик и биограф Гегеля, у которого встречается термин 'диалектическая логика' никак не приписывает диалектическую логику Гегелю. Маркс же, тот и вовсе данное словосочетание в своих трудах не использует, что подчеркивает и сам Н.И. Кондаков (автор словарной статьи, в которой безапелляционно введение термина диалектическая логика приписывается Гегелю - 1971 и 1975г.). Так откуда берется твёрдая уверенность?

Скажем, Х.И. Житловский, у которого 'диалектическая логика' в русской периодике впервые в полном облачении последующей проблематики её поддержки и отрицания входит в научный оборот, нисколько не смущаясь приписывает диалектическую логику Марксу и Энгельсу: "Теперь нам важнее всего исследовать, как Маркс и Энгельс обосновывают свою диалектическую логику и удалось ли им вообще её спасти" (Житловский X. И. Материализм и диалектическая логика// журнал "Русское богатство N 6, С.73). И он действительно этот термин сопоставляет с творчеством Гегеля (как, впрочем, и с творчеством Фихте), но в отличие от Ф.Х. Кессиди он не связывает это изобретение с Гегелем. Житловский пишет: "Заметим только, что отрицание закона противоречий - этот центральный пункт диалектической логики - по необходимости должно вытекать уже из самого значения, которое Гегель придает слову "понятие"" (там же, С.70) То есть имеет место рассуждение долженствования ("должно вытекать"), не более.

5. К первым публикациям термина 'dialektische Logik' в немецкой литературе. В книге "Hegel als deutscher Nationalphilosoph" (1870), Карл Розенкранц упоминает диалектическую логику, но приписывает её Канту. Точнее, кантовскую логику характеризует как "диалектическую логику":

    "Die Logik des Verstandes ist offenbar die analytische, die der Vernunft die dialektische Logik Kant's" (S.46).

Ранее, в 1846 году, Карл Розенкранц учитывает диалектическую логику в группе аналитической и синтетической логики, входящей в методологическую логику. Из оглавления, S.vi:

    "Die methodologische Logik       - S.169
            1) Die analytische Logik   - S.175
            2) Die synthetische Logik - S.179
            3) Die dialektische Logik   - S.182
    Anhang ;ber die Indische Logik - S.184"
    (Rosenkranz K. Die Modificationen der Logik, abgeleitet aus dem Begriff des Denkens. Berlin: Brauns 1846. S.vi).

Термин 'dialektische logik' Карл Розенкранц упоминает также в своей лекции о Шеллинге:

    "Wie konnte unser Kritiker doch fragen (S. 26): in der dialektischen Logik soll sich das Denken zum Sein bestimmen, — aber was bestimmt denn das Denken? Doch offenbar das Denken sich selbst, denn das ist die Natur des Denkens ...", Karl Rosenkranz. Schelling: Vorlesungen, gehalten in Sommer 1842 an der Universit;t zu Konigsberg, Danzig: Gerhard, 1843, S.115
    (Карл Розенкранц. Шеллинг: Лекция, прочитанная летом 1842 года в университете Кёнигсберга. 1843 - С.115)

В свете развития диалектической логики от Канта к Гегелю, если слово 'der Verstand' перевести как "рассудок", то у Розенкранца речь пойдет о диалектической логике Канта как логике рассудка, которая и в самом деле аналитична. В то время как, в противоположность Канту, у Гегеля спекулятивная логика (или диалектическая логика) - это логика разума ('die Vernunft') и она синтетична. Разумеется, при этом спекулятивная логика Гегеля удерживает аналитический аспект, снимает его. Вместе с тем, "логика понимания" определенно и аналитична, и синтетична.

В свете элементарной диалектической логики, в которой рассудочный аспект рассматривается в общем, целостном виде, аналитика Канта послужила только первым шагом к диалектической логике - обнаружила антиномичность мышления.

Тогда как рассудочная диалектическая логика систематически затрагивает помимо антиномичности, ещё и:

    а) единство предмета формальной и диалектической логики - рассуждения;
    б) общую клеточку построения тела двух самостоятельных логик - суждение;
    в) расширенный состав основных форм мысли за счет других форм языка - вопросов, оценок, императивов;
    г) в дополнение к умозаключению и 'доказательству' аргументацию и диалог, как логическую форму связи истинностных и неистинностных высказываний (высказывания, к которым оценки 'истинно' и 'ложно' не применимы);
    д) введение в формальную структуру неформального рассуждения его носителя - актора (субъекта рассуждений).

6. Соответствует ли спекулятивная логика Гегеля современному пониманию диалектической логики? Чтобы однозначно ответить на вопрос, соответствует ли спекулятивная логика Гегеля диалектической логике в современном понимании последней, нужно как минимум иметь общепризнанное современное представление о диалектической логике. К сожалению, такого общего представления нет. Поэтому могу на этот счет высказать только свое мнение. Понятие диалектической логики складывается из двух смыслов - широкого и узкого. В узком смысле, диалектическая логика как и формальная, относится к логической науке о рассуждении.

Здесь ключевыми являются формы мысли как в их традиционном составе (понятия, суждения, умозаключения), так и в расширенном варианте элементарной диалектической логики (суждения, вопросы, оценки, императивы; связь высказываний в рассуждении помимо умозаключения ещё и в виде логической формы 'диалог').

Казалось бы, в широком смысле понятие 'диалектическая логика' как философская категориальная логика своим содержанием пересекается, приближается к спекулятивной логике. И это отчасти так. Однако здесь масса нюансов. Несомненно, спекулятивная логика Гегеля является неким пусковым понятием, которое со временем ветвилось на различные логические системы как идеалистического, так и материалистического толка. Во всяком случае диамат никак нельзя отождествить со спекулятивной логикой Гегеля. А помимо диамата есть масса других вариантов диалектических философских систем. Например, негативная диалектика Т.В. Адорно. Поэтому спекулятивная логика остается спекулятивной логикой сама по себе, а диалектическая логика, это нечто другое.

7. Основное отличие диалектической логики от логики спекулятивной. Диалектическая логика в современном представлении включает рассудочный аспект, которого нет в спекулятивной логике. Во всяком случае, у Гегеля нет позитивной проработки рассудочного аспекта, который составил бы конкуренцию традиционной формальной логике. Гегель сосредоточился на позитивной разработке логики Разума, а не логики Рассудка. Более того, судя по структуре Науки логики", Гегель не выходит за рамки трех узких (истинностных) рассудочных форм традиционной формальной логики: понятий, суждений, умозаключений. Эту рассудочную ипостась в широком, развёрнутом виде структурирует элементарная диалектическая логика, включая истинностные и не-истинностные формы мысли. Поэтому будет правильным сказать: диалектическая логика - это не спекулятивная логика.

8. Диалектическая логика Э.В. Ильенкова. Что касается Э.В. Ильенкова, то его диалектическая логика целиком посвящена изложению гносеологических и онтологических аспектов диалектической логики, а в отношении связи формальной и диалектической логики высказаны отдельные замечания, хотя и важные, но не носящие характера систематического изложения дисциплины.

Нет и у его последователей чего-то похожего на курс Поупкина и Строла, только в отношении диалектической логики. Есть, правда, у С.Н. Мареева учебник логики, 2009г. (см. http://community.livejournal.com/dia_logic/93581.html), но учебник не содержит специального раздела 'Диалектическая логика' и излагается стандартный курс формальной логики. Единственное, Сергей Николаевич Мареев последовательно вводит на страницах учебника представление о диалектической логике именно как логике, но как бы в качестве подстрочных примечаний. Самой диалектической логики как логики и как систематической дисциплины у него фактически нет.

9. Преемственность в построении тела элементарной диалектической логики (ЭДЛ). Конструкция "Архитектуры..." в наглядной, сжатой форме пошагово встраивает ЭДЛ в исторически сформировавшиеся представления о диалектике и диалектической логике. Что касается формул, то они так же, только не в словесной, а в символической форме отражают действительность. Содержание всех семи шагов четко взаимосвязано. Хотя на данной схеме и не проведены, чтобы не загромождать рисунок, более подробные линии взаимосвязей между элементами конструкции, но они подразумеваются и по мере необходимости могут быть эксплицированы. Здесь же обозначен пока лишь один скелет структуры с целью большей прозрачности и генерального обзорам главных конструкций предмета.

Любая собственная модель естественного мышления учитывается "Архитектурой...". Скажем, категориальная часть, которую наши предшественники Кант, Гегель, диамат подспудно (на шаге 1. "Логика Разума") развернули ранее в виде философских понятий Бытие и Небытие, Ничто и Нечто, Устойчивость и Изменчивость, Ощущение и Мысль, Свойство и Отношение, Форма и Содержание, Явление и Сущность - каждая из пар, триад содержится в разделе "Философские дисциплины" как наиболее разработанной части диалектической логики. Спекулятивной логики - по Гегелю; трансцендентальной логики - по Канту; системы категорий диалектического материализма (sikadima). Туда же относятся онтологические вопросы диалектики с её основными законами, которые отвечают на три взаимосвязанных вопроса:

    - В чем источник, импульс развития? - Закон Единства и взаимодействия противоположностей.
    - Каков ритм и направление развития? - Закон отрицания отрицания.
    - Как происходит развитие? - Закон перехода количественных изменений в качество и обратно.

В концепции развивающегося суждения внимание целиком сосредоточено на шаге 3 (Элементарная диалектическая логика) как менее разработанной части предмета.


Рецензии
Магомед Султанов-Барсов откликнулся на Прозе.Ру на статью «Элементарная диалектическая логика в системе неодиалектики» здесь: http://www.proza.ru/2012/03/07/1939

Магомед Султанов-Барсов пишет (текст в квадратных скобках):

Начало цитирования.
[Итак, новая диалектика, т. е. неодиалектика...
Термином «неодиалектика» пользуются произвольно, исходя из весьма высоконаучного принципа, сформулированного А. Эйнштейном: «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой». И Т.С. Кульмана позиционируют как автора неодиалектической работы в формате «Феномены в философии ХХ века» не понятно зачем. В его трудах нет даже попытки обновить диалектику, а пересказ и своеобразная интерпретация философских и логических основ, надо думать, ничего не обновляет.

Так же и Грачев М.П. в работе «Элементарная диалектическая логика в системе неодиалектики» (Сайт философский штурм http://philosophystorm.org/mp_gratchev/1788) не совершает ни малейшего действия представить читателю действительно обновленную диалектику.

Короче говоря, в мировой науке еще не предпринималась серьезная попытка обновить диалектику как методологическую систему, как принцип совершенствующий возможность синтетический суждений (И. Кант), для эвристизации познания. А если все-таки есть такие труды, и кто-то достиг в этом существенного успеха, автор с благодарностью обратиться к ним, изучит их и, соответственно, сменить заблуждение на истину. А пока, автор считает для себя логически правомочным представить свою эпистемологическую позицию – неодиалектику – как принцип познания вообще и упорядочения научно-философского познания в частности, применительно к реальной жизни нашей страны с тем, чтобы сокращать дефицит философских знаний.
Но все это станет возможным лишь при условии понимания и признания диалектики, как таковой. Ведь обновление ни есть перерождение и тем более не тождественно оно трансформации. Я обращаюсь к диалектике как к самому лучшему образцу классической философии, важнейшего элемента обеспечивающего профицит мировой науки, уровень которого, как показывает историческая практика, совершенно не достаточен для решения текущих право-политических и социально-экономических задач современности.
Следовательно, уровень эпистемологического качества и методологического количества диалектики как раздела философии необходимо существенно поднять.
Но вот проблема, как это сделать? Как эвристизировать диалектику?]
Конец цитирования.

Михаил Грачёв   24.05.2012 09:30     Заявить о нарушении
Я присоединяюсь к той позиции, что диалектика как философия и как наука о развитии сама, в свою очередь, развивается. Неодиалектика - это термин, охватывающий современные подходы к диалектике. В частности, к диалектической логике.

Разумеется, элементарная диалектическая логика (ЭДЛ) не призвана модифицировать всю диалектику. В теории и практике ЭДЛ рассматривается один узкий аспект: логика. Причём, в её (логики) специальном значении как науки о рассуждениях.

Та "диалектическая логика", которая обычно приводится в курсах диамата, скорее не логика в её обычном смысле традиционной аристотелевской логики, а философская метафора, указывающая на диалектическую онтологию и гносеологию.

Так исторически сложилось, что метафизика приобрела себе базисную логику в силлогистике Аристотеля, а античный диалог, к сожалению, не развился в теоретическую систему базисной диалектической логики наподобие элементарной формальной логики рассуждений.

Мне представляется, что Магомед Султанов-Барсов как-то слишком резко выносит свою оценку об отсутствии действия новизны в конструировании элементарной диалектической логики. То, что в ЭДЛ имеет место обновление логического аспекта диалектики, можно всё-таки увидеть при более внимательно взгляде на концепцию ЭДЛ.

Михаил Грачёв   24.05.2012 09:32   Заявить о нарушении