Италия и я. часть 4. неаполь и помпеи

     Сегодня - поездка в Неаполь и Помпеи, то есть в основном автобус, и мои измученные Римом ноги смогут отдохнуть. Наш групповод Оля показалась мне совсем "упаханной": работа действительно собачья - всё скоординируй, всё обеспечь, всем объясни, все конфликты реши. Не позавидуешь. Я не ожидала от Оли интересного рассказа по пути в Неаполь, надула подушку для шеи и приготовилась дремать. Но вот, как только мы отъехали от отеля, Оля начала рассказывать о Вивальди! И всё, и я её уже люблю. Впоследствии Оля только радовала - и фильмы в автобусе крутила правильные, и наставления её всегда были точны и остроумны.
     Смотрю из окна автобуса на Рим и римлян. То и дело возникают таблички, от которых теплеет на душе: Пуччини, Беллини. В этих ничем не примечательных домах они ели, пили, спали, любили, творили. Жители Рима красивы, нет ни толстых ни даже просто упитанных, невысокие, все мужчины поджарые, женщины стройные, а с возрастом "сушёные". Все в чёрном или тёмно-синем, чем женщина старше, тем больше она может позволить себе косметики и украшений, у некоторых пожилых сеньор на груди сверкает целый ком из латунных цепей - им идет, они смуглые.
     Вскоре автобус выезжает на Солнечную дорогу. Предельная скорость движения на итальянских трассах - 110 км в час, хотя дороги как шёлк. Чем дальше на юг, тем роскошнее природа - больше пальм, прямо у дороги (и безо всяких кадок) растут роскошные "жирные" фикусы. На подъезде к Неаполю начался дождь, а когда к нам в автобус подсела Евгения (гид по Неаполю и Помпеям) дождь превратился в ливень. "Это ж надо было в кои-то веки приехать в Неаполь и застать дождь! Здесь это такая редкость!" - поражалась Евгения. В результате Неаполь мы увидели только из окна автобуса - огромная крепость, красивый парк с мраморными скульптурами, прекрасные дворцы и площади в центральной (богатой) части города и обшарпанные разноцветные домики с гирляндами белья в бедных районах. Чтобы знать о человеке всё (или почти всё) достаточно спросить, в каком районе города он живет. Ещё неаполитанцы любят рассказывать о еде, и не спросить неаполитанца "что ты ел на обед?" невежливо, надо спрашивать, при этом неаполитанец откладыает все свои дела и обстоятельно рассказывает о своем обеде, подробно перечисляя блюда, их особенности и вкусовые качества. Неаполитанец может спросить знакомую кассиршу супермаркета о том, что у неё было на обед (завтрак, ужин), кассирша, невзирая на очередь, расскажет всё, во всех подробностях, а очередь подождёт. Неаполитанцы никогда никуда не торопятся, опоздание на полчаса является для них вполне естественным. Именно Евгения рассказала нам на примере капитана "Конкордии" об особом отношении к смерти и прочим неприятностям итальянцев вообще и неаполитанцев в частности.
     Помпеи оказались довольно большим городом, где и правда можно заблудиться, - археологи изрядно потрудились. Я люблю развалины, в них есть что-то подлинное, остальное может дорисовать воображение. Мощенные плоскими камнями мостовые, тротуары, поднятые над мостовыми почти на полметра, дорожка из больших плоских камней в качестве пешеходного перехода. Бедные дома, богатые дома, театр, храмы, публичный дом (лупанарий - от слова волчица), общественный туалет для групповых посещений. В общем, всё как везде, как во все времена (ну разве что исключая групповые посещения туалета). И всё это на фоне сизого силуэта виновника трагедии - Везувия.
     Я не стала фотографировать гипсовые скрюченные фигурки несчастных помпейцев - страшно, да и многое здесь производит весьма гнетущее впечатление. Такое удивительное место, рай на земле, а жили мало, от силы 30-35 лет, считается, что виной тому свинцовый водопровод и особенно свинцовая посуда, в которой готовили пищу. Болезни косили отравленные организмы. Вот юноша пишет в своем дневнике: "Я сегодня провел ночь с очень красивой девушкой, но внутри у неё болото". Жалко девушку, и юношу жалко - больные, несчастные, а тут ещё этот Везувий со своим извержением!
     Я точно помню дату начала извержения вулкана, потому что это день моего рождения - 24 августа. Я родилась в "веселый" день - и гибель Помпеи, и Варфоломеевская ночь, не считая менее масштабных бедствий.
     У входных дверей обычно располагалось миниатюрное изображение божества - в качестве оберега. Но больше сохранилось изображений фаллоса - более популярный вид оберега, даже на мостовой имеется в виде барельефа. Евгения посоветовала дамам хорошенько вытереть об него ноги для исполнения тайных желаний, некоторые последовали её совету, а мне это показалось кощунственным - древность всё-таки, хотя и забавно.
     Толпы туристов дожидаются своей очереди в лупанарий (только сейчас поняла всю двусмысленность данной фразы), по просьбе нескольких разноязычных путешественников я их друг за другом фотографирую. Из лупанария доносится "волчий вой", мы с моими "моделями" переглядываемся и смеемся - это гид немецких школьников изображает, как помпейская жрица любви зазывала клиентов.
     Покидая Помпеи, выходим на пригорок - глубокое южное небо, пинии, кипарисы, ковер из алых маков, а вдали дремлет всегда готовый проснуться коварный Везувий.
     У нашей Оли все очень строго с моментом отправления автобуса, а тут как назло двух дам не хватает, Оля начинает нервничать, а мужчина в белой кепке коротко комментирует: "Трут!". "Кого?!" - не поняла Оля. Все хохочут.
    
    


Рецензии