Замечание о календарной реформе

Про календарный вопрос, очень трудная вещь получается. Суть в том, что поначалу разница старого и нового стиля составляла именно 10 дней, а календарная реформа была проведена в конце ХVI в. Но в 1700, 1800, 1900 гг. разница увеличивалась последовательно еще на один день, потому что эти годы были признаны невисокосными; а в 2000 г. такого сдвига не произошло, потому что год был вновь признан високосным (это было сделано для более точного соответствия астрономическим данным). Поэтому, положим, дата рождения Алексея Михайловича в ХVII в. сейчас должна быть сдвигаема на 10 дней (что и сделано в более-менее серьезных статьях в Википедии, а во второстепенных там шаблонно сдвигают все на 13 дней). Но при этом (как бы) совершенно бессмысленно сдвигать древнерусские даты, потому что какой может быть старый и новый стиль в ХI в.? Тогда все даты были одни, и на Западе, и на Востоке. И, главное, если сдвигать древнерусские даты на 13 дней (что теперь и делается), то получается абсурдная ситуация, что сначала разница была в 13 дней, а после григорианской реформы она уменьшается, и становится 10 дней, хотя на самом деле она не может с течением времени уменьшаться, а разве увеличиваться. Таким образом, если смотреть с этой стороны, древнерусские даты было бы естественнее воспринимать «буквально». Но есть еще одно «но»: в дореволюционной науке их именно-то и воспринимали буквально, и в связи с этим переносили на них и новые соответствия, так что, напр., если в 1892 г. праздновалось 500-летие кончины прп. Сергия Радонежского, то оно как в Древней Руси, так и в конце ХIХ в. приходилось на 25 сентября (по юлианскому стилю). А с точки зрения европейца это выглядит так, что событие это действительно 25 сентября, а вот празднование в конце ХIХ в. отличается от календаря в Западной Европе уже на 12 дней. Таким образом, в связи с тем, что в начале ХХ в. даты принимались буквально, а сдвиг после революции произошел именно на 13 дней, то и все они оказались перенесены. Но, опять же, нелепо было бы говорить о каком-то григорианском календаре в ХI в., когда его еще не было, и до папы Григория ХIII должно было пройти еще несколько столетий. Так, и та, и другая датировка не являются вполне адекватными.


Рецензии