Владимир Михайлович фон Гильдебрант

       Гильдебрант Владимир Михайлович - Офицер Каспийской военной флотилии.


Дворянский род Гильдебрант в России берет начало с первой четверти XVIII века,
когда после Северной войны в результате Ништадтского мира (1721 год) к молодой империи Петра Великого
отошел обширный прибалтийский край, ранее находившийся во владении Швеции,
и довольно многочисленные носители немецкой фамилии Гильдебрант,
принадлежавшие к одному роду, приняли Российское подданнство.

Михайло Иванович фон Гильдебрант, фурьер Лейб-Гвардии Преображенского полка, капитан,
владелец имения Язно-Лашково Невельского уезда Витебской губернии, затем Каравайница (Коровайница) Полоцкого уезда той же губернии,
был женат на помещичьей дочери Марии (Элизабет) фон Текленбург(Текленбургова).
В этом браке  родилось двенадцать детей   - шесть сыновей и шесть  дочерей. [http://www.proza.ru/2009/04/15/895]

Владимир родился 29 апреля 1814 года.

Сохранилась любопытная справка врача, данная ему перед поступлением
в Морской корпус в Санкт-Петербурге:

    "... Владимир сын Михайлы Ивановича фон Гильдебрант освидетельствован:
    оказался совершенно здоровым и сложения крепкого;
    имел на третьем году от рождения натуральную оспу, а в прошлом году выдержал без повреждения здоровья корь.
    Глазных, хронических и вообще золотушных болезней не имел и оными не подвержен.
    27 августа 1823 года.
    Полоцкий уездный штаб-лекарь".

Владимир воспитывался в Морском кадетском корпусе.

Гардемарин с 1830 года.

Согласно Высочайшему Приказу по Морскому ведомству
“ гардемарин Гильдебрант Владимир Михайлович произведен в мичмана 21.12.1832 года
с зачислением в Офицерский Класс”.

28.03.1836 года окончил Офицерский Класс и произведен в лейтенанты.

Служил в Каспийской военной флотилии, командуя на Каспии транспортными судами и брандвахтенными шхунами.

    В 1841-1842 гг., командуя 14-пушечным бригом "Баку", [2] был в плаваниях между портами Каспийского моря.
    Находился в Астрабадском заливе на посту для крейсерства у юго-восточных берегов Каспийского моря.
    Периодически занимал брандвахтенные посты на Бакинском рейде, т.е. выполнял функции сторожевого судна, наблюдая за выполнением судоходных правил.
    В 1843-1846 гг. служил командиром 8-пушечного транспорта "Терек" в морских кампаниях на Каспийском море.
    В мае – июне 1843 года плавал под флагом Командующего Каспийской флотилии капитана 1-го ранга Г. Г. Басаргина.
    Ежегодно перевозил грузы между портами Каспийского моря, доставлял провиант на суда эскадры.
    Из письма Владимира Михайловича Гильдебранта:

    “Въ Іюне 1847 года былъ я командированъ изъ Астрахани въ Баку въ составе Бакинской Станціи.
    Въ это время въ г. Баку свирепствовала холера, я засталъ весь городъ въ уныніи и страхе.
    Почти все жители города заперлись въ Домахъ, и городъ опуст;лъ, я пресвободно гулялъ по улицамъ; и только съ грустью смотрелъ на жертвы холеры, приносимыя на кладбища.
    Черезъ несколько дней вечеромъ я пилъ чай съ лимоннымъ сокомъ, вдругъ сделался со мной припадокъ холеры.
    Конвульсіи, корчи, поносъ и рвота въ несколько минутъ сделали изъ меня едва ли не совершенную Мумію.
    Послали за старымъ моимъ сослуживцемъ медикомъ С. Мой Докторъ не задумываясь наливаетъ полъстакана этой жидкости(лимонный сокъ) и даетъ мне выпить, я сей часъ же и выпилъ.
    После этого рвота остановилась, но прочія Симптомы болезни продолжались.
    По выраженію лица Доктора, я заметилъ, что дело плохо!
    Въ тоже время безпрерывно доходили до меня слухи, что и тотъ изъ знакомыхъ захворалъ, а тотъ умеръ, а того уже похоронили, въ скоре пришелъ нашъ Флотскій Священникъ, для успокоенія меня;
    А какъ я Лютеранинъ, въ Баку же кроме русскихъ Священниковъ другихъ не было, то я объявилъ Достопочтенному Отцу, что желалъ бы быть похороненъ по обряду Православной Церкви.
    У меня зделалась горячка: и только черезъ две недели я опомнился.
    Была ночь, при свете нагоревшей Свечи увиделъ я дремляящаго въ кресле добраго Доктора С. не усыпнымъ попеченіемъ коего я отчасти обязанъ жизнею,
а более же всего Вере и упованію на Божіе милосердіе!”

    В 1847-1849 гг. вновь командировал 14-пушечным бригом "Баку", занимая брандвахтенный пост на Бакинском рейде.
    В 1851-1852 гг. - Командир 4-пушечной шхуны "Муха" был в плаваниях в Каспийском море.
    С 1857 г по 07.1858 г. занимал брандвахтенный пост на Бакинском рейде, командуя ботом "Муравей" .

Владимир Михайлович закончил службу в Российском Императорском флоте в чине капитана 2-го ранга.

К сожалению, дальнейшая судьба фон Гильдебрант В.М. нам не известна... Пока ???   


Рецензии