Правда и неправда

Мама говорит «врать нехорошо». Я и сам знаю.
Но вот мы в школе поспорили – а сколько зубов у акулы? Один говорит – сто. Другой говорит – тысяча. А мой друг Степка говорит – триста, ему папа сказал. А Санька говорит – ничего твой папа не знает! У акулы двести зубов. Он сам видел, когда они были на Кубе. Там акулы во какие!
Ну, они сразу подрались, потому что папа Степкин как раз все знает, он ученый. Мы их стали разнимать, и сами подрались. Потом входит учительница, и спрашивает – «Вы что?»
Мы говорим, вот, выясняем, сколько зубов у акулы. Она засмеялась  и говорит:
- Ну и сколько получилось? Свои-то зубы не пересчитали?
 Тут мы и призадумались: дерись – не дерись, так ничего не узнаешь. А откуда мы знаем, мы это не проходили. Но почему тогда одни говорят одно, а другие – другое? Где правда? И подрались мы не из-за зубов совсем, а из-за Степкиного папы. И не из-за него, а из-за того, что Санек на него говорит, что он не знает. Почему Санька так сказал?
Он просто хвастался, что они были на Кубе, а больше никто на Кубе не был. Зачем врать, он что, пересчитал все зубы у акулы?
Но он не признается, покраснел как помидор, но молчит, а сам вот-вот заплачет. Стыдно стало.
Откуда он знает, и откуда его папа знает? И что -  просто повторять слова папы – значит говорить правду? Почему это все должны верить его папе?
Вранье может довести до драки, ну, ладно, это понятно. Но ведь иногда все обманывают. Ну, чтобы, например, не обидеть кого-нибудь, или если сделал что-нибудь нехорошее, случайно, ведь не хочется, чтобы все узнали. Ну, разбил вазу, или съел конфеты. Так прямо и бежать всем рассказывать?
А взрослые разве не врут? Еще как! Вон по телику только и показывают, как они друг друга обманывают, да еще и не признаются.
Но если человек просто никогда ничего такого не делает, чтобы потом надо было  врать? То есть быть как святой? А разве все могут быть как святые?
Вот моя мама не святая, - ее никто так не называет, но она никогда не обманывает. Значит, не обязательно быть как святой, или святая, а надо быть всегда правдивой? Но это значит, не в словах и не в обманах дело, а в самом человеке? 
Но можно ли всегда говорить правду? Чтобы не обидеть кого-нибудь, ведь говорят «простота хуже воровства»? Ты же не скажешь больному, что он больной, старому, что он старый, слепому, что он слепой?
Благовидный предлог – это обман во благо. Такая игра – все знают, что под благовидным предлогом кто-то скрывает истинную причину поступка, но делает это для окружающих, чтобы соблюсти приличия. И ему обман прощается, и даже приветствуется. Значит, есть обманы корыстные, а есть – бескорыстные. Так как же быть, врать или нет?
Но просто врать – глупо, это вообще никому не нужно. А врать с расчетом на что-то - тоже нехорошо: ты обманом получаешь то, не смог получить по-честному. То есть жульничаешь. А вот жульничать – точно нехорошо.
Но как понять, когда кто-то жульничает, а когда нет?


Рецензии