C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Вертикальные поиски разума

Прислали суровым сибирским мужикам электропилу  «Дружба».
- Во как… - заинтересовались суровые сибирские мужики и попробовали пилу на тонкой березе. Перепилила пила «Дружба».
- Во как ! – удивились суровые сибирские мужики и взяли среднюю сосну. Перепилила пила «Дружба».
- Во как !! – изумились суровые сибирские мужики и взяли толстый кедр. Перепилила пила «Дружба»!
- Во как !!! – разъярились суровые сибирские мужики и взяли ржавый рельс. Сломалась пила «Дружба»…
- Во как. – удовлетворились суровые сибирские мужики.

…А речь тут, несмотря на мудрую притчу в эпиграфе, пойдет не про лесоповал. Речь пойдет о штуке еще более мудреной, чем электропила «Дружба» и называемой непонятным словом «лифт».
Лифт – машина странная, загадочная и некоторым образом даже инфернальная, отчего постоянно вызывает смутный страх и нездоровое любопытство. В самом деле, почему все приличные механизмы ездят туда-сюда, а этот вверх-вниз ? Почему у него двери сами закрываются, а если ногу сунешь – откроются снова? А если две ноги сунуть – чо будет? А голову? Вопросов в чистеньких, не отягощенных интеллектом извилинах возникает великое множество.
Когда далеких наших пещерных предков что-либо пугало, они старались по возможности отомстить. Особенно хорошо удавалось, ежели напугавшее питекантропа явление или существо не проявляло агрессии, не било сразу по башке и не откусывало конечностей. Значит, это можно было проделывать с ним самим, надуваясь затем перед собой и соплеменниками гордостью за побежденный страх. Веков с тех пор на Земле минуло множество, люди создали цивилизацию и все больше склоняются теперь к мысли, что произошли вовсе не от какой-то там обезьяны, а от Высшего Разума. Однако примеры общения с тем же лифтом ( кстати, людьми созданным – не с неба упавшим!) доказывают обратное: психологией питекантропа воняет настолько, что теории Высшего Разума остается лишь смущенно молчать.
Лифт, к сожалению, не мамонт, бороться с питекантропами и звать на помощь не умеет. Может, правда, застрять между этажами и заключить в мучительную тюрьму – это если над ним уже предварительно иные питекантропы потрудились. Наказание, - опять же, к сожалению – как правило, достается отнюдь не виновникам, лифт людей не различает. И этот факт отвагу питекантропов лишь подстегивает. Кто не рискует, тот не ест вермишели, господа!
Вот – новый, по тольяттинскому обычаю девятиэтажный, дом. Сдали недавно, подъезд изуродовать еще не успели, тем более что вселившиеся  за сумасшедшие деньги новые жильцы поначалу опрятность блюдут ръяно и поймав за справлением какой-либо творческой либо естественной нужды, могут и по шее дать. А тут, к великой радости бабок и беременных с верхних этажей, несмотря на все кризисы, пускают лифт! Не прошло и полгода! Ура и счастье! Жить бы да радоваться, только продолжается идиллия недолго. Вот уже входит, настороженно принюхиваясь, в гостеприимно разъехавшиеся дверцы юный взыскательный питекантроп. И остается в чистенькой, отполированной кабине наедине с множеством красивых незапятнанных еще кнопочек, и несет его мягко вверх ничего не подозревающая машина… Ну как тут удержаться  - ведь никого кругом, никто не тряханет как следует, не отведет за ухо к мамке с требованием стократного возмещения ущерба! Вверх-вниз -  и можно бегом из подъезда, гыгыкая на ходу и радостно вспоминая, какие красивые матюки расположились на панели над расплавленными и заклиненными кнопочками. След в жизни оставлен, животный страх перед непонятным механизмом побежден, торжество, да и только.
А вот заходит в лифт особь постарше, с работы, - уставшая и крепко принявшая на грудь. Водка попалась несвежая, в ротовой полости будто эскадрон ночевал, каждые две секунды требуется сплевывать гадость на пол – и скажите спасибо, что выпитое еще назад не просится. Только мочевой пузырь очень хочет чего-то, а к другу Васе на девятый этаж лифт ползет ис-клю-чи-тель-но медленно… Ой-ой, не дотерплю!.. Все. Не дотерпел. Тьфу ты, елы-палы, еще и подъезд перепутал, придется теперь на этом же испаскуженном лифте назад спускаться… Вот ведь Путин страну довел,а ?!
В принципе, можно и без водки – если распирают молодые силы и бояться некого. Всякое приходилось видеть, но лифт, открывшийся передо мной в одном из домов пятнадцатого квартала, запечатлелся в памяти намертво, как символ. Посреди кабины располагалась, извиняюсь, куча, размерами превосходящая воображение, а за ней на стене красовалась размашистая надпись фломастером: « ВОТ Я ПОКАКАЛ!!!» И  такая гордость за себя сквозила в каракулях неизвестного автора, такое восхищение собственной доблестью… В самом деле – это ж за одну поездку вверх или вниз никак не успеешь, это таким уродом надо быть, что сказов и былин достоин… или, лучше, воспитания  методом, каким котенка приучают к туалету. Ну, вы знаете.
Однако изгадить лифт – это еще далеко не все, что над ним можно утворить. Кабели, провода, лебедка, тормозные катушки – столько всяких подробностей у хитрого механизма имеется! Нормальный человек в это хозяйство и лезть побоится, даже если б нужда была острая – черт его знает, за что там дергать, чтоб не долбануло – но для питекантропа со знаниями это просто клад. Выдрал – и в норку. Авось пригодится! О мысли, что это смертельно опасно, что кто-нибудь после на этом лифте запросто может гробануться, и речи нет. Это, знаете, все-таки проявление высшего разума, пусть даже с маленькой буквы, а мы говорим о вещах житейских. О том, что зарплаты не хватает, а за цветнину можно что-нибудь отхватить. 
 И вот уже перед вами - обычный тольяттинский лифт. Раздолбанный и исцарапанный, с побитыми лампами, в подпалинах и надписях, без половины кнопок и кабелей, он везет вас, трясясь и жутко скрипя, дергаясь и временами застревая. И вы, даже если до сих пор не знали слова «клаустрофобия», отродясь не боялись высоты и темноты, поневоле начинаете вспоминать, сколько метров до земли, коситься с ужасом на дырку, где была кнопка вызова диспетчера, и шептать бессвязные молитвы. А выйдя из несчастной машины, наливаетесь глухой злобой к ЖЭКам и ремонтникам, которые никак не могут привести свое хозяйство в порядок. Но как они его вообще могут привести в порядок, если на сбор денег для покупки одного лифта  (а стоит он, между прочим, почти как однокомнатная малосемейка), уходит по нынешним временам столько времени, сколько хватает для тотального раскурочивания питекантропами десяти лифтов?!
Теперь о вечном российском вопросе – что делать. Вариантов несколько. Во-первых, можно ничего не делать, надеясь на российский же авось, и ждать, когда кто-нибудь наведет наконец порядок. И оптимистически рассчитывать, что это произойдет все-таки раньше, чем лифт ваш оборвется и вы загремите с ним в шахту. Можно ходить пешком, до сердечного приступа утешая себя тем, что так оно полезнее. Можно писать письма в инстанции, требуя привлечь питекантропов к ответу, потому что сами себя вы, конечно же, питекантропом не считаете и в лифте ведете себя исключительно прилично. Однако когда к вам приводят вашего дорогого отпрыска, застуканного за пинками по кнопкам, это неприятно. Когда кто-нибудь, встречаясь с вами в дверях лифта, делает вам замечание, что в лифте не курят и не нужно плевать на пол – это раздражает. И уж поверьте, практически каждый из редких пойманных на воровстве кабеля и прочего, возмущается, что кое-кто, мол, вагонами ворует, а я всего-то проводок случайно взял… Вот об этом стоит подумать. А если до Высшего Разума всем нам еще далеко, но на лифте ездить хочется, то практический совет один: сбрасывайтесь всем подъездом и нанимайте какого-нибудь дедушку с ружьем для надзора за любезным сердцу механизмом. Точнее, все-таки за его пользователями.
Потому что не Зорро какой-нибудь антилифтовый занимается этим варварством. И даже не пять-десять регрессирующих юнцов. Их на целый город при всем извращенном желании не хватило бы. Старые люди с осуждением говорят, что раньше было лучше и народ был совестливее – такого безобразия не творилось. Вполне верю. Питекантропы освобождаются от страхов чаще всего стихийно, массово – когда пропадает прямая угроза наказания. И выражают свое освобождение на том, что ближе и доступнее. Но ведь от понимания этого не легче. Когда-нибудь разум возьмет свое и сегодняшние разрушительные поветрия будут казаться дикими и стыдными. Только вот ездить на  исправном лифте хочется сейчас, а не через лет сто. И как-то очень понятно, что скорбь по поводу упадка нравов новых лифтов не прибавит. А значит, волей-неволей придется беречь то, что есть – и надписи мерзкие стирать, и хватать за шиворот юных придурков, да и взрослых кабельных воров тоже… Самим, не надеясь на умного и храброго дядю со стороны. Понятно, что противно это и не ваше вроде как дело – но с питекантропами разъяснительной работой не справишься, они читать не умеют. Их только встречное агрессивное противодействие общества проймет.
Что, впрочем, отнюдь не исключает и простой такой вопрос для лифтовиков и полиции – а может, и вы уже наконец свои профессиональные навыки приложите?!


Рецензии
Спасибо за то, что выразили так образно мысли миллионов. Ваш текст так и просится в рамочку и на стенку этого несчастного сооружения. Когда-то именно из-за описанных Вами "лифтовых" проблем, не выдержали и уехали жить за город. Но представители "цивилизации" почти сразу устремились следом и уже "достали" и здесь. С уважением. Ольга

Ольга Малышкина   03.02.2014 11:11     Заявить о нарушении
Года идут, а люди те же...(с)
Но это все равно не повод мириться с быдлизмом))
Спасибо за отклик!

Константин Присяжнюк   05.02.2014 17:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.