Виктору Понедельнику - 75 лет

И снова о футболе. Точнее, о славных страницах советского футбола в 60-годы.
И Викторе Владимировиче Понедельнике, заслуженном мастере спорта, игроке сборной СССР,чемпионе Европы 1960 года.
Сегодня Виктору Понедельнику 75 лет!
Я, ростовский мальчишка 60 годов впервые его увидел на поле игроком команды "Ростсельмаш" класса "Б" в далеком 1957 году.А уже в следующем году он играл в ростовском СКА и занял 4 место в первенстве СССР.
После печального исхода Эдуарда Стрельцова в места не столь отдаленные, место центрального нападающего сборной оказалось вакантным.И Понедельник с честью и заслуженно его занял.
Звездный час юбиляра пробил в финале чемпионата Европы, в Париже, в игре со сборной Югославии, где он забил решающий гол. Счастливцы, они отмечали победу на Эйфелевой башне, а в гости к ним пожаловал сам Дон Бернабеу, владелец мадридского "Реала", на минутку, в те годы бессменного обладателя Кубка европейских чемпионов. И предложил контракты пятерым, в числе которых был конечно же Лев Яшин, но был и наш юбиляр.Сбледнувший кгбешник, он же один из руководителей делегации поспешно отверг предложение. Да и кто бы их отпустил? Могли отправить совершенно в противоположную сторону. Это Ференцу Пушкашу повезло. Он, великий венгерский нападающий, сбегая от резни 57 года,оказался в "Реале" и долго еще удивлял Европу филигранной техникой.
 А наши вернулись, и еще долго доказывали свой класс на полях Европы и мира, выиграв серебро в 1964 году в Мадриде у Франко на глазах.
Хорошо помню этот матч, который в прямой трансляции показывали по ТВ. А потом прервали, якобы нарушена связь. А в это время, испанцы показывали Франко на трибуне. Матч мы проиграли, 1-2. Молодого тренера Бескова отругали за поражение и сняли. Прикиньте, за серебро. Нынешним звездам такой расклад и не снится. Из группы бы выбраться. Семимиллионнодолларовый в год Дик Адвокат еще и обиделся, что контракт с ним не продлили.
А нашим, тогда по 200 долларов дали. Обещали по "Волге", да так и не выполнили обещанного.
Любопытно, а сколько Эти вырвут из Федерации? Тыщ по двести баксов, небось обещано...нашим беднякам.

А дальше был Лондон и четвертое место на чемпионате мира. Доигрывали полуфинал с немцами вдевятером. Численко выгнали без права замены! А Сабо бегал с раскуроченной ступней.
 Вот такие были , без малого десять лет футбола.
 А был-то неуклюжий угловатый подросток из Рабочего городка, игравший за юношей "Труда", в котором тренер разглядел футбольное, игроцкое что-то.
Мне же посчастливилось немного поиграть в "Ростсельмаше" под руководством  Виктора Владимировича. Правда, недолго. Уже в 1968 году, спустя год, он уехал в Москву, работать в еженедельнике" Футбол".
 А почему бы и нет? Выпускник факультета журналистики Ростовского университета уже тогда пробовал, и довольно удачно писать на спортивные темы.
Возвращаясь к нынешним реалиям, накануне очередного первенства Европы, и особенно, на фоне блистательной победы хоккеистов, хочется напомнить, что не то что пятерых, а даже одного,"Реал" к себе не зовет. Да и кого звать? "Англичан", Аршавина, Павлюченко, Билла бесславно выперли за профессиональной непригодностью, а Юра Жирков...с каким настроением он смотрел триумф Челси? ...Из Махачкалы...
Измельчал нынешний футбольный люд на полях России.. Изнемог под тяжестью гонораров миллионодолларовых. Обрюзг и обдряб.Погряз в договорняках и скандалах.

И тем величественнее смотрятся Герои былых футбольных сражений, истинные звезды отечественного футбола, одним из которых является и Виктор Понедельник.

Будь здоров на долгие годы Земляк, Тренер, Журналист, Футболист, Гражданин!


Рецензии
Здравствуйте, дорогой мой земляк Юрий Доронин! Я - тоже ростовчанка, и похоже, Ваша ровесница! Мне кажется, что наши с Вами юность и молодость прошли одними и теми же дорожками: в школьные и в студенческие годы я обожала футбол, болела за родной клуб СКА, не пропускала ни одного матча "своей" команды, прекрасно знала состояние таблицы розыгрышей, фамилии игроков из соперничающих клубов - словом, была "своим парнем" в футболе и могла с любым молодым человеком поговорить о "насущном" (сама я в то бремя занималась волейболом).
Кроме того, я жила совсем близко от стадиона "Ростсельмаш", на 20-й линии, по которой лился к стадиону нескончаемый поток болельщиков и медленно двигались донельзя переполненные и обвешанные болельщиками, троллейбусы. После матча вся улица оказывалась усыпанной шелухой от изгрызанных семечек, которая еще долго хрустела под ногами, а я их грызла перед ТВ. Конечно же, я прочитала Ваши заметки к юбилею Виктора Понедельника, и про Вас, кстати, тоже, что и подвигло меня на это письмо. Евтушенко всегда уважала, да и сейчас многие его стихи помню наизусть. Может, с его легкой "руки" я и сама стала писать стихи, а потом - и прозу. Многих интересных, прямо скажем, - замечательных людей Вам довелось повидать. Мне тоже повезло немного пообщаться с интересными людьми - с Аркадием Райкиным, например; с Майей Кристалинской, с Эдуардом Хилем... Я рада, Юрий, нашему знакомству, рада Вашему доброму отзыву на один из моих рассказов. Пользуясь случаем, приглашаю Вас в гости на "стихи.ру". Может быть, что-нибудь из моих "трудов" найдет отзвук в Вашей душе. Кстати, там есть стихи и о нашем с Вами городе. Удачи Вам ВО ВСЕХ ВАШИХ ДЕЛАХ!

Людмила Ермакова   04.09.2014 00:14     Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила) Рад познакомиться с землячкой. Если Вы жили на 20 линии , в какую же школу вы ходили? 20 линия разделяла два района..Первомайский,где жил я и Пролетарский,где, возможно, живете Вы.
Многие мои товарищи по спортшколе "Ростсельмаша" учились в 8-й или 17 школе.
В стихире немного писал...но сейчас мне интереснее проза...
А волейбол в Ростове был не менее классным в те годы...я помню еще тренера волейболистов,Зеновича, кажется. И Вам всего доброго!

Юрий Доронин   04.09.2014 11:25   Заявить о нарушении
Добрый вечер (ах, уже ночь!), Юрий! В Нахичевань мы переехали из центра города (47-я школа). И я 7-й класс проучилась в школе №14, которая вскоре стала "английской", класс расформировали, и закончила я 10-й класс уже школы №26, что на 1-й Инженерной улице. Все эти годы я тренировалась в ДСШ-2. Играла в волейбол до 45 лет (на работе был отличный спортзал, проводились соревнования...). Потом закончила РИИЖТ. Прозой я увлеклась сравнительно недавно: полюбились короткие рассказы, хотя однажды, неожиданно для себя, "родила" повесть. В Ростове не живу давно - лет 15-16, но бываю там регулярно - в этом году довелось повидаться с родным городом даже дважды. У меня там остались хорошие друзья - добрые и верные.
есть несколько стихотворений про наш с Вами город: "Южная зарисовка. Из воспоминаний", "Гроза в Ростове" и еще пара-тройка стихо, которые есть в моих сборниках, но еще нет на "СТИХИРЕ".
Юрий, а Вы по-прежнему живете в Ростове, или жизнь распорядилась по-своему, и в Ростов - только в гости? С наступающим Вас новым днем!

Людмила Ермакова   06.09.2014 01:33   Заявить о нарушении
Добрый день, Людмила) В Ростове не живу давно...с 75 года живу в Москве. ДСШ-2 , где вы играли в волейбол я помню по легкоатлетам, с которыми мы тренировались на стадионе РСМ...один из Ваших даже стал известным прыгуном в высоту...Сергей Спиридонов...мы были знакомы...сейчас он кажется . преподает физ-ру в мореходке...в Ростове бываю часто...каждый год.Стихи Ваши зайду , почитаю)

Юрий Доронин   08.09.2014 11:17   Заявить о нарушении
Ребята,а я из Москвы.Помню то время золотое.Я болел-болею за "Спартак".События в Венгрии были в 1956 году.А в 54 году венгры в финале проиграли ЧМ немцам, ведя 2:0 в первом тайме.А в перерыве перегрызлись друг с другом.Что-то здесь не так.Ведь в отборочном венгры задавил немцев 8:3.В 58 году наши продули шведам в 1/4 на ЧМ 2:0.А перед этим со Стрельцовым сделали их 8:2. Да,Хрущёв-сука отнял у наших футболистов гены или кураж победителей.Ведь в хоккее так и идёт с советских времён ген победителей.А вот в футболе что-то оборвалось.Ну, на прощание:
Внизу футболисты играют.
Вот пущенный сильной ногой
Мяч пулей в ворота влетает
Упругой кручённой дугой.

И вновь ураган на трибунах
И дикие крики, и свист.
Так Рим содрогнулся при гуннах,
Что здесь сотворил футболист.

И вместе с той бурей сольюсь я
И,словно в презреньи к мячам,
Всё шайбу!ору и мечусь я,
Соседа лупя по плечам.

А всё-таки мы два раза наказали Тито.Его карта бита!Сталинские соколы спасли его от егерей дивизии "Эдельвейс",золота,оружия послали самолётами,а эта гнида предала социализм,как потом все эти горбачёвы-ельцыны.Что от хорвата ждать!

Алексей Ковриков 6   11.02.2016 21:25   Заявить о нарушении
Привет всем ростовчанам. Хотел написать рецензию, да видно, в данном случае лучше сюда. Я ведь тоже в Ростове пожил, как раз в ту пору, когда блистали Понедельник, Мосалев, Копаев и другие. И Воспоминания старого ростовского болельщика я как-то под настроение написал - http://proza.ru/2018/11/15/791. Буду рад, ксли оцените. Остальную жизнь прожил в Одессе, а еще больше - в море на самых разнообразных судах.

Михаил Бортников   01.12.2020 18:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.