Как рожали коми-зырянки...

В старину коми женщины рожали часто.В некоторых семьях детей нарождалось по 14 – 16,правда - но не е факт,что все выживали. Умирали от различных заболеваний, в основном от тогда неизлечимых заболеваний инфекционного характера.Но всегда говорили так: у малого «вомидзь» - сглаз; у старого – «кочег» - боль за грудиной, резко сдавливающая дыхание, да «гОг вОрзОм» - сорвать пупок…
Рожали женщины в банях или в хлеву. Приглашали «пывседчись» и она могла и роды принять – облегчить процесс, и пупок вправить и сделать массаж определенных частей тела.
Тот, кто повязал пупок ребенка становился родственником – «гОгунь»(пер. с коми «гОг» - пупок»).Если младенец был при рождении в рубашке, то говорили, что родился он в «поконе» - «покона пиин чужис».Часть пупка, при подсыхании ( отделявшаяся на 5-е сутки) сохранялась в том предмете, занятие которым прочили родители своему ребенку во взрослом сосотоянии:в книге,муке,гвоздях. Существуют даже пословицы: «Сылысь гОгсО нига костО косьтОмась» - Его пупок в книге высушили (про книгочеев или умников, достигших образования или власти, про учителей и тд…)
…Младенцу и женщине полагалась баня на протяжении 30 дней – каждый день( «пывседчины» - отбаниться).Старые повитухи говорили ,что для того чтобы рассосался живот и физиология не давала проблем, после 30 дня родин, разрешались семейно-сексуальные отношения.Родившим,после месяца, советовали часто отдаваться супругу - "сетлыны пОв"("пОв" - доска,полностью "отдать доску")...Кормление грудью считалось противозачаточным средством, и им не советовалось пренебрегать.
Несмотря на ряд характерных языческих обрядностей, в культуру коми христианство вошло практически естественно – не подавляя духовной культуры и традиций. Младенца через примерно месяц полагалось крестить. Та же бабка-повитуха выполняла этот процесс - во избежание подмены ребенка, до крещения в церкви .
«Омель» - плохой,у коми ассоциировался с нечистой силой, которая могла якобы подменить ребенка…Роженице запрещалось переходить порог дома, бани до появления коренных зубов(или только одной ногой через порог - данный обычай сохраняется и теперь),во избежание козней подмены ребенка - и когда это "случалось" – горе матери – ребенок был уже неузнаваем:плакал,кричал и часто деформировался внешне – ДЦП,немота,умственные и психические отклонения,считалось,неминуемы.
В колыбель ребенку «во избежание» сглаза или порчи клали под подушку небольшой ножик, соль, сухарик высушенного «проскура». Считалось, что сглаз возможен до первого зубика во рту ребенка, поэтому его не одевали ярко и выделяюще - цветами, красотой или формой одежды. Иногда красивым детям, особенно белокурым, вымазывали лицо сажей – от дурного взгляда.
Соски,как таковой не было – из рога коровы и ее соска (высушенная кожица специально выделывалась)делали «сюр нень» - «рогатая сиська»,куда подкладывали молоко маленькой ложечкой; в перерывах давали пососать «някиль» - хлеб заворачивали в тряпицу и давали его самостоятельно пососать.
Младецу ,в обязательном порядке, предписывался «потан» - люлька, выполненная из долбленой осины. «Потан» - лопнутый,распиланный на две половинки. «Потан – мОд мам» - «люлька – как сторая мать» - это и действительно так – в ней ребенок подрастал до лет 3-х.Чем больше он становился – тем больше опять делали или спрашивали у соседей, чьи дети уже выросли.Рассказывали,что одна старуха в Керчомье, выжив из ума, сама ложилась колыбель и там спала – за чем ее и застали.
Когда ребенок был беспокоен,проверяли его на "тшОть" - щетину:мазали спину кислым тестом и пропаривали,затем смотрели - вышла или нет.Смотрели - сходятся ли руки и ноги ребенка "крестом"за спиной - если не сходятся,в бане его правили:руками поворачивали вниз головой и держа его за ножки тихонько потряхивали.После бани ребенку не меняли мокрых пеленок и укладывали с пылу и с пару - поспать...
Место рождения всегда отмечали в сознание младенца. Тетка Агния Степановна была близнецом тетки Аксиньи. Когда мать их родила в хлеву, без повитухи, в отдельном отсеке, где не было скотины - за ребенком пришел старый ее свекор. Она посмотрела на ребенка и решила, что дочь мертва – схватки давали матери знать, что плод не один. В болях она «мертвого» - «кага шой»ребенка выбросила на кучу перепрелого в хлеву навоза и ребенок запищал, стянув с себя юбку она перепеленала первую дочь и положила ее в корзину – «набирушку»(для грибов)и крикнула свекру, чтоб попозже еще подошел. Потом сестер разделили, тк у матери не было сил справиться одной с двумя девочками и передали Аксинью в дом нерожавшей и бесплодной сестры по матери.
Женщина –роженица одевала большой платок и укутывалась им до глаз – от «порчи»,от дурных взглядов и ее звали до 30 дня «рОдильнича»…


здесь:


Рецензии
Интересные сведенья.

Владимир Кокшаров   26.05.2012 18:56     Заявить о нарушении
Это было достаточно сложно сократить сведения.Потом дополню.

Луша Нагульнова   27.05.2012 19:55   Заявить о нарушении