Ненаучные рассуждения...
Муррайя – мечта многих цветоводов. Неприхотливые ажурные кустики цветут практически с рождения, дивный аромат их цветков может поспорить с самыми изысканными духами. Спрос на растение так велик, а информации о нем по-прежнему так мало, что неизбежно делает муррайю героиней слухов, домыслов, гипотез…
- Опять голландские муррайи никому спать не дают. Цветут, не цветут… Как надоело! Наши же цветут, какого рожна еще..?
- Ну, всем хочется посмотреть на цветки другого сорта.
- Я в другой сорт не верю. Слишком мало различий для другого сорта.
- Размер другой, стать другая…
- Ага, еще гормоны в них другие… Вообще, какая статистика наблюдений? У кого голландки живут подолгу? Они ж загибаются, как все пучки по дюжине сеянцев – кофе, ховеи, хамедореи, лаврики там всякие…
- У многих выживают, кто вовремя рассаживал. Говорят, что рано или поздно и голландки зацветают. Когда большие вымахивают.
- Постой, а откуда вообще муррайя взялась? В детстве, да и потом мне такое растение никогда не встречалось. Я б запомнила.
- В книжках есть…
- Давай смотреть. Так, у Хессайона ее не было до 1995 года. Он включает ее в свой справочник в числе растений, «которые стали выращивать в комнатной культуре в последнее десятилетие».
- У Воронцова она есть в издании 2001 года.
- Ага, на фото у него типичная «голландка», пучок сеянцев. Промышленная…
- А отечественная откуда взялась?
- А не из той же ли Голландии? Смотри. В 2000 году ее еще так плохо знали, что даже коллекционеры на Птичьем рынке путали ее название. Размножать ее не умели. Она еще очень редко встречалась.
А голландские цветы уже продаются. В Москве так уже очень широко продаются. А десять лет назад гормонально-промышленные технологии выращивания растений, надо думать, были сравнительно ближе к их естественному произрастанию, чем сейчас. Гормональные же технологии не стоят на месте, а развиваются стремительно. Предположим, что десять лет назад, когда цветоводческая мода еще только выходила на широкую дорогу бизнеса, а растений производилось намного меньше, чем сейчас, эта голландская ботва не погибала так повсеместно. Муррайские сеянцы могли спокойно пройти адаптацию, вырасти и совершенно неожиданно для своих хозяев зацвести.
- Почему неожиданно?
- Да потому, что вряд ли производитель позиционировал когда-либо муррайю как красивоцветущее растение. Она им относится скорее к декоративнолиственным.
- Так он тогда и химией ее пичкает, содержащей преимущественно азот!
- Вот именно! Ее выращивают на ботву! Какое ж тут цветение?
А теперь представь, сколько ей нужно времени, чтобы эти гормоны из нее повымывались, растенька обновилась, т.е. выросла из промышленных тканей (это в том случае, если она вообще окажется способной гормональную ломку пережить), нарастила новые, естественно-природные клетки и вошла в детородный возраст? Муррайя – растение медленное, вот и уходит у нее на все это лет 5-7. Тут-то она и зацветает, когда не ждали.
- И никто не знал, какой будет плод?
- Ну, об этом-то догадаться не сложно, а вот, что всходят только свежие семена, можно было узнать исключительно методом проб и ошибок. Поэтому она долго оставалась редким растением.
- А как же отличия в фигуре? Ведь естественным образом выращенная муррайя сильно отличается внешне от голландок?
- Это «голландки» от нее отличаются. Если тебя вырастить в промышленных условиях на потоке, тебя тоже мама родная не узнает.
В естественных условиях муррайя – медленно растущее коренастое древовидное или кустарниковое растение. А голландцы в промышленных условиях из нее делают пышную декоративную и, к слову, быстрорастущую траву. Производитель же не предполагает ее использование в качестве таковой в течение долгого времени. Подразумевается, что когда она израстётся, ее выбросят и заменят новой.
- А там, где не выбросят, она разрастется и рано или поздно зацветет?
- Ну, да! Только к тому времени она уже превратится в обыкновенную, не «голландскую» муррайю. Правда, успеет вымахать размером с человеческий рост, для чего природной ее родственнице потребуется намного больше времени.
- А какая же тогда мини-муррайя?
- Знаешь, на эту тему есть куча неприличных анекдотов… Ты в природе миниформы видел? Не выведенные в результате селекции, а естественно растущие?
- В тундре растут карликовые березы.
- А ты эту березу пересади в среднюю полосу. Интересно будет наблюдать, куда ее карликовость через несколько поколений подевается… Приспосабливаемость к конкретным условиям, как правило, не имеет следствием сохранение адаптационных признаков при изменении условий обитания. На эту тему ставилось опытов великое множество, когда, например, горошины из одного стручка высевались в разные среды и вырастали в различных условиях. Все эти опыты подтверждали только чрезвычайно гибкую способность растений к выживанию. Но это не приводит к созданию нового сорта.
- Значит, «голландская» и отечественная муррайи – это одно и то же растение? Они восходят к одному «стручку»?
- Ну, да! По-моему так.
Свидетельство о публикации №212052201376