Ты просто чудо, бабуля!

Бабуля сидела на своей скамеечке в углу комнаты, уставившись в экран телевизора. Время от времени она вздыхала, покачивала головой, расправляла концы платка, повязанного на голову, бормотала что-то непонятное и бессмысленное. Его раздражало ее бормотанье, громкие вздохи, ее бессмысленный взгляд. Его раздражало все, что было с ней связано. Даже слово «бабуля» с некоторых пор вызывало в нем прилив ярости и отвращения.
Закрывшись газетой. Он пытался справиться с раздражением. Но как только ему удавалось хоть немного успокоиться, бабуля начинала ерзать на своей скамеечке и вздыхать.
 – Вы бы, мама, шли спать! – еле сдерживая гнев, громко сказал он. – Поздно уже. Вам спать пора.
Бабуля согласно закивала головой.
– Поздно, поздно, еще как поздно. Спать пора, пора, – она вздохнула. – Я бы легла да не могу.
– Что же вам мешает-то, мама? – скомкав газету, раздраженно спросил он. – Ложились бы да отдыхали.
Бабуля снова закивала в ответ.
– Вот, вот, и я так думаю: что же мешает-то мне? А внучок-то не пришел еще. Вот и не спится мне. И тебе не спится. Не спится, ой, не спится! Где он бродит по ночам? Не случилось ли чего?
Он вскочил.
– Мама! Замолчите! Вы ничего не понимаете, так молчали бы лучше! Я не сплю, потому что у меня бессонница. С сыном это никак не связано.
Бабуля уставилась на него в упор и закивала головой.
– Бессонница, бессонница. Да еще какая! Вот и я говорю: бессонница. А я-то знаю, где он…
– Мама! – прервал он ее. – Ложитесь спать, все сериалы уже закончились!
– Закончились, закончились, – согласилась бабуля. – Да я и не люблю сериалы. Я их не смотрю никогда. Что в них хорошего, в сериалах-то? Я с Джеки фильмы люблю. Да, и еще…
– Ну хорошо, мама, – еле сдерживаясь, перебил он ее, – а чего же вы тогда сидите целый день перед телевизором? Вам что, заняться нечем?
Бабуля удивленно посмотрела на него, расправила концы платка, пожевала губами и, тяжело вздохнув, ответила:
– Так компьютер-то сломался. Вот я…
Он вскочил и, бросив скомканную газету на пол, прорычал:
– Как?! Сломался? Компьютер сломался?! Почему мне никто не сказал об этом? Вы ведь знаете, что компьютер нужен мне для работы!
– Знаем, знаем, – прищурилась бабуля. – А я сказала тебе вчера еще. Винт, говорю, полетел. А ты говоришь: замолчите, мама. Ну, я опять тебе говорю: винт полетел.
– Как! – вскричал он. – Винт полетел?! – он замолчал и с недоверием посмотрел на бабулю. – А вы, мама, откуда это взяли? Про винт?
Бабуля гордо выпрямилась и даже стала как будто выше.
– Как же мне не знать, я компьютер знаю: и программы всякие и железо…
– Мама! – выдохнул он. – Вы о чем говорите? Что вы можете знать о компьютерах? Вы!!!
– Знаю, знаю, – закивала головой бабуля. – Я много знаю. Меня Димочка всему научил, что знает. И сейчас, что узнает в институте – мне говорит, а если я во что сама встряну – ему показываю.
– Но… мама, зачем7 Вам-то это зачем? – спросил он, в изнеможении опускаясь в кресло.
Бабуля даже подпрыгнула от возмущения.
– Как же это: зачем?! Ты бы еще сказал: комп зачем! Ничего ты не понимаешь! Ты хоть в одну игру играл? Только чатиться и можешь! И на сайтах пустых бесполезных сидеть до одури. А от этого, между прочим, мозги размягчаются. Ты бы лучше в стратегию поиграл. Или…
– Замолчите, мама! – простонал он. – Вы меня совсем с ума сводите!
– Ну, – засмущалась бабуля, – скажешь тоже: с ума свожу! Это я лет этак пятьдесят – восемьдесят – сто, может, больше – кто ж его знает! Вот я тогда с ума сводила! Помню, полковник один был. Красавец! Эполеты золотые, шпага на боку… Лошадь у него была… Вот не помню точно: пегая или в яблоках? А он – красавец! Так я его свела с ума. Он прямо на лошади ко мне в дом; на колени бухнется, плачет, волосы на себе рвет клочьями. А я сижу…
– Мама! – закричал он, хватаясь за голову. – Прекратите, мама!
Бабуля не успела ничего ответить, потому что в комнату тихо, на цыпочках прокрался молодой человек. Увидев, что его заметили, он остановился и с глупой улыбкой сказал:
– Привет, папа! Привет, бабуля! Вы чего не спите?
Бабуля радостно замахала рукой. Кажется, она хотела что-то сказать, но отец опередил ее.
– Где ты был? – дрожащим от гнева голосом спросил он. – Я жду тебя уже несколько часов! Скоро мне уже вставать и идти на работу, а я еще не ложился! Где ты шлялся, отвечай!
– Не шлялся, не шлялся, – донесся голос из угла. – Дела у него были.
– Мама! Замолчите! – рявкнул отец. – Какие у тебя дела по ночам?
– Важные дела, важные, – снова раздалось из угла. – Такие важные, что тебе и не снилось.
– Мама! – заорал отец. – Да замолчите вы, наконец!
– Не замолчу, – отозвалась бабуля, – и не проси, не замолчу.
– Ну, так я заставлю тебя заткнуться, ведьма проклятая! – не помня себя от ярости, закричал отец и двинулся к бабуле.
Сын преградил ему дорогу.
– Не смей кричать на бабулю, – тихо, но грозно сказал он. – Я не позволю тебе ее обижать!
– Не позволит, точно не позволит! – радостно подхватила бабуля. – Он такой! Если сказал, значит, все – не позволит. Вот помню, сынок мой, Ванечка, тоже так сказал: не позволю! А о чем же он это? Да, он сказал так: не позволю, чтобы белые гады топтали нашу красную землю, кровью и потом политую, в боях тяжелых отвоеванную. Вот, сказал он так и…
– Мама! – в бессильной ярости топнул ногой отец.
– Да подожди ты, папа, – нахмурился сын, – пускай бабуля расскажет. Интересно же! Рассказывай, бабуля, – опустился он на корточки перед ней.
Отец заметался по комнате.
– Послушайте, мама! – простонал он.
– Послушайте, мама, – закивала бабуля, – сказал так мне сынок мой, Ванечка, вскочил на коня и поскакал. А я сорвала шашку со стены, вскочила на другого коня, вороного, завертела шашкой над головой, вот так, – бабуля закричала гортанным голосом; отец схватился за голову и застонал.
– Ну, бабуля, а потом что? Расскажи!
Отец с отвращением смотрел, как его сын, единственный, любимый сын, обнимает бабулю и преданно заглядывает ей в лицо.
– Поскакала я на коне вороном, а впереди сынок мой, Ванечка. Вдруг откуда ни возьмись – белые. Как сейчас помню: окружают нас со всех сторон!
Бабуля вскочила. Отец с омерзением окинул взглядом ее фигуру: коротенькие ножки, а на них – круглый шар в огромном сером жилете. И тут он поймал взгляд сына, направленный на бабулю. Отца охватило отчаяние. Никогда не смотрел на него таким взглядом сын, никогда не видел отец восторга в глазах сына, устремленных на него. А на бабулю он смотрел с восторгом, он восхищался этой колобкообразной уродиной, выплясывающей посреди комнаты.
– Сынок, – закричала бабуля, и отец вздрогнул, – Ванечка! Скачи за подмогой! Я их задержу! – Вот что я крикнула сыночку своему. И поскакал он, как молния, а я взмахнула шашкой…
– Дмитрий! – взревел отец. – Ты же взрослый человек! Как ты можешь слушать эти сказки!
Сын недовольно повернулся к отцу. Он хотел что-то сказать, и отец понял, что не услышит сейчас ничего хорошего. Но сын не успел ничего произнести, бабуля опередила его.
– Сказки! – радостно вскрикнула она. – Внучек, пойдем спать, я тебе сказку дочитаю. Я без тебя не стала дочитывать, а уж как хотелось узнать, что с ним дальше-то было, с Фродо. Ты помнишь, внучек, мы на том остановились, как…
– Помню, бабуля, помню! – ласково перебил ее внук. – Я тебе диск принес с фильмом.
– Ох! – всплеснула руками бабуля. – А комп-то сломан! Вот горе-то! Постой, внучек, а сегодня какое число? Пятнадцатое?
Ну, вот и хорошо! Сегодня мне пенсию принесут. На винт-то хватит, а?
– Хватит, хватит, бабуля. Купим сегодня, наладим комп. Я такую игрушку у Лехи взял!
Бабуля оживилась.
– Ну-ка, ну-ка! Что там у тебя?
Отец молча наблюдал за ними, а в душе у него клокотала, шипела, пузырилась ярость. Ему хотелось уничтожить и бабулю, и любимого сына, и все вокруг. Но он не мог – и никогда не смог бы – решиться на что-то большее, чем яростный крик и злобный взгляд, и потому он, набрав в грудь побольше воздуха, заорал:
– Галина! Иди сюда! Полюбуйся на своего сыночка! И на мамочку свою! – чуть тише добавил он, покосившись на бабулю.
– В чем дело?
Жена вышла сразу же, к тому же, отметил отец, она была одета. Значит, спать не ложилась, просто сидела в комнате, закрывшись. Почему-то от этой мысли он пришел в еще большее бешенство.
– В чем дело?! – заорал он. – Твой сын только что пришел! Где он был?! Где?!! А твоя мать!.. Ей место в психушке или в доме престарелых в лучшем случае!
Жена бросила на него уничтожающий взгляд и повернулась к сыну.
– Где ты был, Дима? – спросила она с еле заметным раздражением.
– Где был, там его нет, – тут же ответила бабуля. – Прицепились к ребенку: где был, где был! Ты вон у него, – бабуля ткнула пальцем в сторону отца, – спроси.
Отец дернулся к бабуле, но Дмитрий снова загородил ему дорогу.
– Мама! Замолчите, – с отчаянием в голосе прокричал отец. – Не доводите до греха!
– Ладно, бабуля, ты отдохни, – ласково сказал сын, – мы сами разберемся.
– Разберетесь, где уж вам, – заворчала  бабуля. – Ты матери скажи, где был, а то она сама не своя. Помню я, как пропал мой сын, Васенька, а я все жду и жду. И вот приходит он домой, молчит. Я вижу: дело не чисто. Порохом от него пахнет. А ночью, слышала я, склад фашистский на воздух взлетел. Ну, я ему и говорю…
– Мама! Помолчите! Хватит с нас этих сказок! Где ты был, Дмитрий? Галина! Ты может хотя бы спросить сына, где он был?!
– Могу, – огрызнулась жена. – Где ты был?
– Он к девушке своей ходил, – снова вмешалась бабуля. – К Леночке. К той, которой вот он, – она снова ткнула пальцем в сторону отца, – утром звонил.
– Ты?! – взревел Дмитрий. – Ты ей звонил?! Это ты ей звонил! Вот оно что! Это из-за тебя она плакала! Это ты ей сказал…
– Да, он сказал, он, – снова раздался бабулин голос. – Он ей сказал… Он все ей сказал.
– Валентин! Как ты мог! – жена возмущенно всплеснула руками. – Да ты подлец после этого! Что ты ей сказал?
– А все и сказал, – ответила за отца бабуля. – Не нужна ты ему, говорит. Ты его совратила и замуж за него хочешь выйти. А что тут плохого? Я всегда хотела замуж выйти. С радостью выходила, и никто меня этим не корил.
– Мама! Заткнитесь! – заорал отец. – Мне вас придушить хочется!
– А то не хочется! – согласилась бабуля. – Мне тоже тебя придушить хочется. Помню, как я немца того рыжего – на тебя был похож! – придушила. Он хрипит, а я руки сжимаю, сжимаю…
– Мама, пожалуйста, не надо! – взмолилась дочь. – И без того тошно!
– Еще как тошно, – закивала бабуля. – Вот Димка и бросился к ней. я ему говорю: ты сходи, поговори, он и пошел. А про отца я ему не стала говорить. Пусть, думаю, сначала с ней встретится, а потом уже с отцом.
– Дмитрий, – не обращая на бабулю внимания, простонала мать, – что у тебя с Леной? Это так серьезно?
– Да, отрезал сын. – Мы решили пожениться.
– Правильно, – поддержала внука бабуля, – она девочка хорошая. Не то, что твоя дочь, – повернулась она к отцу.
– Мама, чуть не плача прервала ее Галина, – у него нет дочери. У него один сын!
– Это у тебя нет дочери, – возразила бабуля, – а у него есть. Она ему каждый день звонит, денег требует. А он дает ей. И мне дает, чтобы молчала. А вот сегодня не дал, я и решила сказать.
Отец схватился за сердце и опустился в кресло.
– Мама! Вы… – он с трудом подбирал слова. – Вы… продажная… Я вас… Я… в дом престарелых! В психбольницу!
– Не смей кричать на мою маму!
– Не ори на бабулю!
– Лучше ответь, что за дочь у тебя и почему ты отрываешь деньги от семьи на эту шлюшку?!
– Что ты сказал Лене? Почему она так плакала? Почему не хотела со мной разговаривать?
– Откуда у тебя дочь? Кто ее мать?
– Я все равно женюсь на Лене! Ты не сможешь нас разлучить!
– Женись, женись, внучек, правильно! А мать ее – твоя подруга Светка…
– Как ты мог! Я не хочу тебя видеть! Ненавижу!
– Лена будет жить у нас!
– Леночка у нас будет жить? Вот хорошо! Мы с ней так сдружились! Она мне про Релкина обещала продолжение принести.
– Как ты мог, Валентин! Я так тебе верила!
– Зря, конечно, верила. Он всегда тебя обманывал. Внучек, скорей Леночку приводи, мы с ней в квест поиграем. А Светка тоже у нас будет жить? С дочкой?
– Пусть живет! – закричал отец. – Пусть! И Ленка, и Светка, и Ритка! Вы, бабуля, их всех в гроб загоните через неделю! Вас, бабуля, никто больше недели не выдержит!
– Не ори на бабулю! – сверкнул глазами сын. – Она единственный человек, который понимает меня! И Лену! Если бы не бабуля…
– Не увидишь ты больше своей бабули! Я ее в дурдом сдам! Или к Вадиму Константинычу в дом престарелых. Слышишь, ведьма, я тебя упеку подальше от дома!
– Слышу, слышу, родненький мой, – закивала. – В какой это дом ты меня хочешь отправить? Престарелых? Это где старики они? Там и компьютеров, наверно, нет, да, внучек? Ну, ладно, ты мне журналы будешь привозить. «Игроманию», «РС игры», ну, и еще какие. «Мир фантастики» тоже можно.
– Нет, бабуля, никуда он тебя не отправит! А если уж отправит, то я с тобой поеду! Я без тебя здесь не останусь!
– Вот и хорошо! И комп возьмем, ладно?
– Ладно, бабуля. Собирайся.
– Куда это вы собрались?! – закричала мать. – Это НАШ дом, и мы отсюда никуда не уйдем! Если кому-то не нравится, пускай уходит к своей Светочке, или Риточке, или как ее там! А мы ЗДЕСЬ будем жить! И бабуля с нами! И Леночка!
– Ну, вот и я говорю, – обрадовалась бабуля, – дома-то лучше. Да и стариков я не люблю, я их боюсь.
– Мам, бабуля, – сын обнял за плечи маму и бабулю, – пойдемте чай пить, а то уже утро, скоро на учебу идти, на работу.
– Вы бы сегодня отдохнули, – подмигнув, сказала бабуля. – Чай попьем, поспим, а потом комп наладим, да, внучек? Книжку дочитаем. Может, Леночка придет, поиграем с ней.
– Бабуля, ты чудо! Давай, мам, отдохнем!
На отца никто не обращал внимания. Он сидел на полу, обхватив голову руками, и смеялся.
– Бабуля, – задыхаясь от смеха, говорил он. – Бабуля, ты – чудо! Ты сломала всю мою жизнь, бабуля… Ты просто чудо, бабуля! Я хочу в дом престарелых, я хочу в дурдом, куда угодно, где нет бабули!
– Да куда же ты от меня денешься? – тихо прошептала бабуля, проходя мимо отца.
Он проводил ее безумным взглядом и заорал:
– Куда?!! Куда?!! Куда я денусь?! Ты спрашиваешь, бабуля, куда я денусь?!! Пить чай! В кухне! В своем доме! Со своей женой! С сыном! И с тобой, бабуля! Вот куда я денусь!!!


Рецензии
несколько лет назад, среди ночи, ко мне пришла дочь с вытаращенными глазами. У неё на груди был приколот значёк с надписью "если не я, то кто?"
Я ничего ей не сказала в ответ, просто молча отстегнула от своего бушлата другой значёк с надписью "вечный скиталец" и пристегнула ей на её бушлат.
А значёк, который мне моя мама пристёгивала, он лежит в потаённом месте, рядом с орденами деда и родословными бумагами, где всё прописано, откуда я, куда и зачем.
Я не даю моей дочери эти бумаги – рано, каждая бомба должна взорваться в своё время.
оля, про бабулю и про дракона просто супер.

Злата Абрековна   16.02.2013 19:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Злата! Представила, как "взрослые бородатые дядьки ржут, как кони", и сама "ржала" не хуже этих дядек!)
Обязательно загляну на вашу страничку!
С наступающим Новым годом! Пусть он принесет счастье, удачу и творческое вдохновение!

Ольга Соловьева Рахманова   29.12.2012 14:21   Заявить о нарушении
оля, спасибо, что ответили) я - технарь с художественным образованием, я сегодня первый день открыла свою страничку, а до этого всё бродила по прозе.ру и думала - надо-не надо. страшно - в воду прыгать, даже если ты воду любишь. вот нашла ваши перлы месяц назад - и мне радостно.
вас тоже с новым годом, удачи и здоровья. и лично от моего Димы (про которого я столько пишу)- отдельный респект и с новым годом!

Злата Абрековна   29.12.2012 14:38   Заявить о нарушении
Заглянула на вашу страничку, но времени было мало, поэтому пока не успела много прочитать. Но после Нового года зайду обязательно и почитаю! Очень необычные у вас миниатюры - мне понравились!
История появления бабули довольно интересная и необычная. Несколько лет назад я с моими детьми создала творческое объединение "Свободный полет". Сначала в ТО были лишь литературная и художественная мастерские, но постепенно их становилось все больше. И вот однажды мы решили, что нам нужна театральная мастерская. Пьесы были, хотелось показать их зрителям. Для подготовки актеров создали мини-курсы по сценическому мастерству. Их вела я. Особенно мои актеры любили делать импровизированные сценки на заданные темы. Обычно я давала задания для работы в паре. И вот однажды одному из актеров - моему сыну Игорю - не хватило пары. А тема была "Семейная ссора". Игорь не расстроился, он решил, что будет участвовать во всех сценках. И будет... бабулей.)
Представьте себе крупного, бородатого, с длинными густыми волосами молодого человека, который вдруг превращается в бабулю - маленького роста, толстенькую, в вязаном жилете и платочке на голове! Это было так неожиданно и так смешно! К тому же бабуля вмешивалась во все семейные ссоры, выдавала страшные тайны и т.д.
Именно тогда я решила создать цикл рассказов про бабулю.)

Ольга Соловьева Рахманова   30.12.2012 12:59   Заявить о нарушении
оля, с новым годом! а это все действительно Ваши дети - все, кто отмечены в контате? у меня только одна, и та - в гоа)

Злата Абрековна   31.12.2012 21:39   Заявить о нарушении
С наступившим Новым годом!
Ну, в общем, да - это мои дети. У меня пятеро детей - взрослых и самостоятельных. А теперь в число моих детей входят еще две невестки и внучка Яся. Недавно дочка вышла замуж, так что прибавился еще один ребенок - зять Коля.)))

Ольга Соловьева Рахманова   02.01.2013 05:49   Заявить о нарушении