Гегель. Государство и нравственность
Нравственность – общественное отношение. Что это значит? Это значит, что для существования нравственности необходимы минимум два субъекта, два самосознания, два «Я». Лишь в обществе человек может быть нравственным или безнравственным. А настоящее общество у Гегеля – это государство. Не семья, не гражданское общество, а государство как законченная индивидуальность. Причем разумное, обеспечивающее гражданам их необходимые права. Неразумное государство стоит на слабых ногах, говорит Гегель, и век его недолог. Допускает его позиция разное толкование? Разумеется. Одни, ссылаясь на обожествление государства, выводили из его позиции диктатуру, а другие, ссылаясь на разум, – выводили свободу, ибо без свободы разум молчит. Рабы не могут быть нравственными или безнравственными по понятию, по природе вещей, ибо их поведение полностью определяется требованиями рабовладельца.
«Философия права» Гегеля – это анализ логически взаимосвязанных понятий «разума», «воли», «необходимости», «свободы», «права», «собственности», морали», «семьи», «гражданского общества», «государства». Нравственность начинается с семьи и заканчивается государством. Быть нравственным – это жить по законам государства, построенного на разуме. Государство как нравственный организм, как положенность идеального государства, – в конце, ибо движение идет вглубь, от бытия к основанию, к сущности, к понятию, к идее – единству идеального и реального. Идеальное становится реальным, но не исчезает, остается «внутри», круг замыкается. Вначале был желудь, из него вырос могучий дуб, но желудь снова вырос на дубе. А что дальше? Круг замыкается логически, а в земном времени процесс этот – к единству идеального и реального – бесконечен. Так я понимаю проблему. Вторник, 22 мая 2012 года
Свидетельство о публикации №212052200779