Тайна Павла Челищева ТРУД 21-28мая 2012

Труд май 21-28 2012

Тайна Павла ЧелИщева


Мы живем в эпоху семейных тайн. Чего только ни преходилось скрывать в советское время. Мне было 10 лет в 1952-ом, когда моя тетушка Мария Федоровна Челищева, отсидев 9 лет в Гулаге, рассказала мне шепотом, что брат моей бабушки, погибшей от тифа в 1919-ом году эмигрировал с добровольческой армией Деникина и стал знаменитым художником, оформлявшим балеты Дягилева и Стравинского. С замиранием сердца рассматривал я конверты и открытки с иностранными марками и очень неразборчивым почерком. Мне-то важнее всего были марки. Эти письма и открытки приходили из Италии, где на вилле Рамини под Римом жил в то время основоположник мирового мистического, я бы даже сказал православного сюрреализма Павел Челищев. Тогда я не знал это загадочное слово «сюрреализм» и, конечно не мог видеть ни одной картины знаменитого Павлика (так и сегодня его любовно называют  у нас в роду). Гораздо больше заинтересовал меня рассказ о том, что моя Бабушка Софья и моя мама Надежда Владимировна в рhttp://pdf.trud.ru/nomer/2012_068одстве с двоюродным племянником Дмитрия Донского Михаилом Бренко.  Он пал на Куликовом поле, переодетый в доспехи Великого князя. Сам Дмитрий Донской сражался в одежде простого воина и был найден тяжело раненый под грудой тел. Для мальчишки, помешанном на деревянных мечах и шлемах из папье маше эти сведения были ожившей сказкой. Вот тогда-то и появился у меня интерес к картинам двоюродного дедушки. И вскоре в ответ на мою просьбу прислать открытку с картиной пришла увы коричневобелая репродукция, в которой я тогда ровным счетом ничего не понял. Какие-то громадные здания в виде пирамиды, люди в белых балахонах, пожилая женщина у входа в пещеру что-то вяжет спицами, множество странных уродцев, кто с эполетами, кто в короне, босоногий великан.. Я не знал, что здания-это небоскребы Нью-Йорка,пожилая женщина со спицами Гертруда Стайн, покровительница Павла Челищева, Хэменгуэя, Ремарка. Это она назвала этих писателей, вернувшихся с первой мировой войны «потерянным поколением». Знала бы она. Что следующее поколение окажется во второй мировой. Босоногий великан великий композитор Игорь Стравинский, карлик в эполетах Колчак, люди в балахонах Кукс-Клу-Клан. Себя же Павел Челищев изобразил в виде художника, пишущего картину, на которой изображен повешенный темнокожий человек (суд линча). Картина написана в 1938-ом году в Нью -Йорке, где Павлик вместе с Шагалом, Бретоном, Леже,Мондрианом и многими другими знаменитостями спасался от европейского фашизма. Тогда я не мог и мечтать, чтобы эта картина оказалась в Советском Союзе в Третьяковской галерее. Но именно об этом мечтал Павел Челищев. И вот три года спустя после его неожиданной смерти от инфаркта в 57 лет в 1962-ом в Москву приезжает балетная труппа знаменитого Баланчина друга Павлика. Пожелтевшая газета Большого театра за 1962-ой год сообщает, что  балетмейстер передал в дар Третьяковской Галерее картину Павла Челищева «Феномена».Мне 20 лет,я уже знаю, что такое сюрреализм. А кроме того среди в моем фамильном архиве альбом с последней выставки Павлика . Там портрет моего прадедушки
каллужского помещика Павла Федоровича Челищева в виде головы тигра и одновременно в виде пейзажа нашего родового имения Дубровки. За 7 лет до Сальватора Дали Челищев создавал такие портретопейзажи или пейзажопортреты. Репродукция «Феномены» здесь чернобелая, но в большем формате. Теперь мне не надо обьяснять, кто такой Стравинский. Я много раз прослушал пластинку с музыкой к балету «Орфей», а вскоре вышли мемуары Стравинского, где Павлу Челищеву посвящена целая глава. Стравинский пишет о Павлике, как о мистике, веряшим в гороскопы и удивляется, что такой замечательный художник носил на запястье браслет из красной шерсти и верил, что красный цвет притягивает целительную энергию Марса.Забавно. что про этот браслет Павлик написал мне в открытке. У меня был в детстве ревматизм и двоюродный дедушка рекомендовал именно это волшебное средство-браслет из красной шерсти.Так или иначе, но это было первое и последнее упоминание о художнике за все годы советской власти.Вспоминает Стравинский, что Челищев   нарисовали ангела с крыльями, растущими из груди.
- Где вы видели, чтобы у ангелов так росли крылья?-
— А вы часто видели ангелов? — поинтересовался Павел Челищев. Сам он видел ангелов в Человеке. И незадолго до своей смерти написал целую серию “ангельских портретов”, где Человек просвечивает сквозь звезды. Среди немногих, кто понимал и ценил мистический сюрреализм моего двоюродного деда, были: поэтесса Эдит Ситуэл, писательница Гертруда Стайн, искусствовед Паркер Тайлер, написавший монографию  под заголовком “Божественная комедия Павла Челищева”. Эту книгу показал мне профессор Литинститута Станислав Джимбинов, где мы вместе закончили аспирантуру, а потом долгие годы преподовали, я русскую он зарубежную литературу. Стасик фактически перевел для меня всю книгу с английского на русский в устном варианте. Теперь всё стало ясно. Павлик всю жизнь писал триптих: Ад-Чистилище-Рай. Ад изображен в «Феномене»,томившейся в те годы в подвалах запасников Третьяковки. Узнал я. Что картину балетная труппа Баланчина ввозила в Советский Союз, замаскированную под театральную декорацию в виде свернутого рулона. Картину бы таможня не пропустила. К сожалению пока не известны подробности вручения  непрошенного дара от художника-эмигранта, служившего чертежником в добровольческой  армии Деникина. Недавно стало известно, что именно он вычерчивал Сивашские неприступные укрепления, которые красная армия обошла перейдя вброд Сивашский залив.От коммунизма Челищев эмигрировал в Европу, от фашизма в Америку. Здесь он жил в замкнутом кругу своих поклонников и меценатов, ужасаясь наступающему материализму. Его картина "Каш-каш" (прятки) ныне висит в музее Гугенхейма в Нью-Йорке. В 40-х годах около нее толпились люди и часами разглядывали непонятную, притягивающую живопись."Каш-каш" — воспоминания о безмятежном детстве в имении моего прадеда Федора Сергеевича Челищева. Село Дубровка Калужской губернии — родовое гнездо этой ветви Челищевского рода.Павел Челищев любил уходить в лес со своими сестрами и там посреди лесной поляны он впервые ощутил религиозные чувства.— Я молюсь на деревья! — сказал он своей сестре Марии Федоровне, будущей узнице Гулага.После рокового 17 года вся семья еще жила в родовом имении. Крестьяне снарядили делегацию к Ленину с просьбой оставить моего прадеда в Дубровке с многодетной семьей в должности лесничего. Отец Павла Челищева, мой прадед Федор Сергеевич, покрыл лесами всю Калужскую губернию. Доход от его имения составил 7 миллионов. По тем временам громадная сумма.  Ленин принял ходоков и приказал: "Выселить всех в 24 часа". Подвода едва вместила многочисленное семейство: прадеда с женой и Павла Федоровича со своими сестрами – Натальей, Варварой, Марией, Софьей, Александрой.— Барышни, что же вы смеетесь. Не я знаете, какая мука вас ждет, — сказал сердобольный крестьянин. Уцелели, как по Чехову, только три сестры: Мария в сталинском концлагере, Александра в парижской эмиграции, Варвара, самая благополучная из сестер, — ее мужа расстреляли, но жила она в Москве и преподавала литературу в кремлевской школе. К ней посылал Павел Федорович продовольственные посылки для Марии, томящейся в заключении. У меня хранятся письма Павла Челищева к Варваре Федоровне, где он пытается объяснить, что живопись его не безумие, а новое духовное зрение. Он видел человека в мистической сферической перспективе, которую Павел Флоренский назвал “обратной перспективой”. Трудов Павла Флоренского Павел Челищев в далекой Америке, конечно не знал. Ничего не ведал он о соловецком узнике, но пришел к тем же выводам, что и он. Последние годы жизни Павел Челищев провел в Италии вблизи православного монастыря, ведя еще более уединенный и замкнутый образ жизни. Его письма 50-х годов заполнены ужасом перед наступающим материализмом, который захлестнул тогда всю западноевропейскую цивилизацию. Павел Челищев ищет выхода в невидимое для глаза четвертое измерение Его картины становятся все более мистичными. Он много думает о православной иконе и в конечном итоге приходит к выводу, что овальная мандола, окружающая Христа на старинных иконах, — это чертеж всего мироздания. Его картины все более утончались, освобождаясь от материи. Сначала тело человека стало для него прозрачным, как рентгеновский снимок. Потом анатомические очертания исчезли и возник сияющий чертеж души человека, сотканный из звездного света.В Москве, на Донском кладбище в родовой могиле покоятся сестры Павла Федоровича Наталья, Мария, Варвара. Неизвестно, где похоронены еще один брат – Михаил и моя бабушка Софья, а сам Павел Федорович похоронен в Италии – на родине всех художников. А теперь остановимся в раздумье около его картины "Каш-каш", висящей ныне в музее Гугенхейма в Нью-Йорке. Дерево — дорога — материнская утроба — рука — нога. Что это значит? Это вселенское тело бессмертного человека, слитое со всем живым. Рука-крона устремлена к небу, Нога-корни уходят в землю. Листья — ангельские детские головки – усыпали крону по кругу от зимы к лету, и прямо навстречу нам из ствола-дупла-чрева летит головой вперед младенец. Так умирает художник, так рождаются ангелы. Картина написана в год моего рождения 1942-ой и Павлик написал своей сестре Марии Федоровне, что этот младенец предчувие, что род Челищевых не прервется. Дело в том, что из всех сестер только моя бабушка Софья успела родить в год революции 1917-й мою маму. И я стал единственным продолжателем Дубровской ветви Челищевых. В прошлом году на свой страх и риск я отправился в Калужскую губернию, узнав, что доехать надо до станции Думиничи, а потом свернуть с основного шоссе налево и доехать до Дуброки несколько километров. Мой друг фотограф Евгений Зуев повез меня на своей машине, ему тоже очень хотелось увидеть родовое гнездо Павла Челищева, картины которого ему очень близки по духу. Мы свернули налево и поехали сквозь прекрасный строевой сосновый лес. Дело Федора Сергеевича не пропало. Дубровка, как многие современные деревни была безлюдна, но первый же ее житель на мой вопрос не знает ли он, где раньше была помещичья усадьба, радостно ответил:  «Барский дом, вон там слева. Там теперь дом пасечника. А фундамент сохранился, тот самый. Мне прадедушка мой рассказывал, что барин уезжал с одним чемоданом и сказал: «Теперь всё это ваше. Владейте! Только ничего не рушьте» Там дальше два пруда, один для скота, а другой с чистой водой питьевой. А вот сад яблоневый был цел аж до войны. Потом его заново посадили. Яблони почти одичали, но видите, целы. А вон там женщина моет машину-это правнучка садовницы вашего прадеда. Поговорите с ней». Правнучка садовницы рассказала, что ее прабабушка вместе с Федором Сергеевичем в 1903-ом году посадили шесть лип. Липы с виду целые, но внутри уже пустые. Я сорвал ветку и привез в Москву. В банке с водой она зазеленела.
Уцелело и дерево в виде человеческой фигуры с простертыми ввысь руками. Его я видел на многих картинах Павла Челищева. Первая выставка открылась в галерее Наши художники» на Рублевке в 2007-ом. А «Феномена» заняла , наконец почетное место в залах Третьяковки на Крымской набережной. Каждую ночь музеев я прихожу к и долго вглядываюсь в лицо прадедушки вечно пишущего картину внутри картины. Его мечта сбылась лишь отчасти. Он не смог вернуться на родину, но родина к нему вернулась, надеюсь, что навсегда. Павлик родился 21го сентября в день Куликовской битвы, той самой в которой погиб его предок Михаил Бренко в доспехах Дмитрия Донского. В память об этом событии на гербе челищевых изображены две победные фанфары, одна в честь Дмитрия Донского, другая в честь его оруженосца Михаила Бренко. В моем архиве в РГАЛи хранится переписка Павлика с моей тетушкой.20 августа 1947 г.
...Меня мало понимают и здесь и в Европе. Я ушел далеко от обыкновенного человеческого понимания и смысла жизни и отношения человека в смысле вселенной – поэтому я чувствую себя довольно одиноким. Много читаю, думаю – вся моя жизнь в работе – в живописи – я как бы мост между наукой и искусством – это бывает очень редко и вот на мою долю упала эта участь! Это единственное чем я смогу принести пользу человечеству. Но счастье я приношу людям как и раньше – просто творятся чудеса! Люди простые вдруг превращаются в людей замечательных! Я думаю добрая воля – это великая вещь на свете! Читаю сейчас «Аврору» Сведенборга по-французски – это удивительная книга 16-17 века – он был простой сапожник, которому вдруг стали понятны наитайные и непонятные секреты вселенной. Это очень вдохновенные книги – и очень поэтично написаны – но трудно понять – так что с одной стороны Пифагор, а с другой бесконечные книги анатомические. По правде сказать уже с 1930 года или позднее мое настроение уже невеселое. Очевидно Париж меня наполнил грустью. Я думаю жизнь учит нас не улыбаться и не смеяться, но как прекрасно дойти до такого возвышенного состояния как индусские или древнеперсидские китайские мудрые люди – которые на все смотрели с одинаковой любовью и пониманием – не признавая ни низкого, ни великого в жизни, а видя в ней лишь признаки временного состояния и стремясь всей душой к объединению с вселенной!
12 мая 1948 г.
Почему-то бесконечная сутолока и у всякого желания только личные все только эгоистическое и личное и от этого очень устаешь «душой» так как все желания людей очень низкие, мелкие и не важные – «порядка насекомых», самое большее! Я и мысли мои так далеки от всего этого – так как они должны быть точными и по отношениям правильными, ибо, когда мысли идут – от формы и содержания объема – то это совсем иное депо чем поверхность. Леонардо кот. в 15 веке так много сделал для развития идеи о перспективе – наверное бы понял меня – его тоже не понимали и смеялись над ним – говоря – зачем писать то, чего не видишь не лучше ли писать хорошо то, что видишь! а кто же оказался прав 500 пет мы сидим в перспективе плоскостной – а теперь я интересуюсь – перспективой внутренней. Проекцией в нас высшего – так как человек все воспринимает только через себя. Стремиться покорить вселенную бесполезно – прежде всего надо понять самого себя»
Павел Челищев один из немногих, кто себя понял. Пришло время и нам понять его.


Рецензии
Константин. Вот так появляется целая крона из оставшейся веточки. А ведь надломы, повредили такие огромные ветви, которые могли укрыть других, дать им тень и пищу. Длинная логическая цепочка оставляет не только память в каждом, но и вяжет для других маленькие узелки, для тех, кто их не имеет. Разыскала ваш рассказ и осталась довольна и признательна вам за него.Катерина

Екатерина Шильдер   03.08.2012 12:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и понимание

Кедров-Челищев   03.08.2012 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.