Медведь-рыболов

Из новой книги "Похождения Витьки Жбана и его друзей"


Это сейчас фамилия Медведев популярна. А в наше время  медведь ассоциировался с неповоротливым, но очень опасным зверем. Мы с Витькой Жбаном раза два натыкались на мишкины следы. Один раз Витька аж попал в медвежью берлогу, из которой я помогал ему выбраться. Но эта история, про которую хочу рассказать, особый случай.
В разгар лета, мать посылает меня в деревню Остров, навестить родственницу, бабушку Устинью.  Она приходилась теткой моей матери и жила в этой отдаленной деревне совсем одна. Муж и два сына погибли на войне, и осталась одна-одинешенька в большом доме, который срубил муж. Конечно, ее звали  к себе племянники и племянницы, которых разбросало   по жизни кого-куда. Три жили в Ленинграде,  еще две, среди них и моя мать, хоть и недалеко в одном районе, но виделись редко: у всех семьи, дети, заботы. А племянники разъехались еще дальше: один в Эстонию, а второй на Северный флот, жил в закрытом городе Североморске. Так, что бабашка Устинья, если и хотела, то могла только увидеться с моей матерью. Поехать к остальным – далеко, да и не по карману: пенсия за погибшего мужа и сыновей чисто символическая, чтобы свести концы с концами. Вот и оставалось   бабушке Устинье поддерживать связь с внешним миром и моей матерью, через знакомых. Передать привет или что купить из хозяйственных товаров. Все  остальное бабушка Устинья делала сама: и хлеб пекла в печи, заготавливали грибы, ягоды, овощей с города ей хватало от урожая до урожая. А еще был мед с пасеки,    которым она лечила все болячки у себя и соседей. Вот только муки нужно  было завезти, желательно, раз в полгода, чтобы не портилась от долгого лежания.
Получив задание от матери, я первым делом позвал с собой Витьку:
- Поедем со мной. Мне веселей, да и на рыбалку сходим. Там озеро прямо у дома, у бабули лодка есть, можно покататься или сети поставить.
Витька сразу же загорелся желанием.
-  Давай, я  согласен. У родителей отпрошусь, и можем трогать.
Так было улажено непростое дело, уехать на несколько дней из дома. Мать собрала посылку, сложив все аккуратно в корзиночку.
- Передай Устинье, что замазки для окон не купила, пока нет, обещали привезти. Как будет, сразу же  выкуплю и пришлю. Спичек взяла, соли, крышек  для банок – 20 штук, больше не дают. Ну и гостинец от меня: печенье сладкое, конфетки и халва. Пусть порадуется, а то все мед, да мед.
За разговором она проворно все  перепроверила , завязав корзиночку сверху платочком.
- Аккуратнее  Анатолий, не растряси. С другом поедешь?
Я кивнул головой.
- Тогда имей в виду, не озорничать, бабушку слушаться, не отговариваться. У озера, смотрите, не балуйте, там глубина большая, сразу с головой скрывает. Присядем на дорожку, да и с богом  - напутствовала меня мать.
Привязав корзинку прочной бечевкой  к багажнику велосипеда, я попрощался с матерью.
- До свидания, мама. Не беспокойся, все будет хорошо – и, выведя велосипед из калитки, вскочил на сиденье проверенного в делах железного друга, поехал  к дому Витьки Жбана.
У калитки  меня уже поджидал дружок:
- Толян, справился?
Я ответил:-Конечно,
все в порядке, можно ехать. Витька сразу же перешел к делу:-Только давай наш новый спиннинг возьмем.  На озере спиннинг вещь необходимая. Крупная рыба берет на блесну. Сейчас лето,  я у дяди Пети прикупил пару новых блесен: «Байкал» одна называется, а другая – новой конструкции, колеблющаяся.
- Какая? – переспросил я товарища.
- Колеблющаяся, она не вертится, как все, а колебается, то в одну сторону, то в другую.
- Интересно.
- Я в корыте проверил, четко так  видно.  Может рыба на нее пойдет косяком. Как думаешь? -  засмеялся Витька.
- Да, ладно тебе, Витек, если бы  на все блесны рыба ловилась, то ее давно бы всю переловили…
И мы оба звучно рассмеялись. Настроение у нас было хорошее. Лето только началось, а у нас дальний поход с новым спиннингом и блеснами.  Это не то, что у Мартына мелочевку тягать, тут дело серьезное. И мы с Витькой запылили по проселочной дороге, взяв курс на Дворищи, первый большой населенный пункт, где размещалась контора местного колхоза «Первое мая». В центре Дворищ остановились у колодца   передохнуть и заодно попить холодной водички.
- Никак веракушевские в гости пожаловали? – услышали мы чей-то насмешливый голос.
Я поднял голову от ведра с водой.
- Дядя Боря, здрасьте.
- Чего здесь остановился, а не к нам зашел?
- Да, мы проездом… Вот, с Витькой к бабушке Устинье едем в Остров, отвезти кой-чего, мать попросила – стал оправдываться я.
- Ладно, ладно, это я так, чтобы знал, родственники у тебя здесь есть. Ты не чурайся, если что заходи. Молока или щей серых – всегда покормим А бабку Устинью на прошлой неделе видел, сдала совсем. Звал к себе, Роза родила мальчишку, а нянчить некому. Говорю, иди в няньки, не обидим, родственники все же, но она наотрез отказалась. Муки вот попросила, купил пару мешков, надо отвезти. Скажи, что на следующей недели завезу, поедем на дальний покос в «Полены», так завезу муку-то. Ну, ладно, прощевайте ребята, бабке Устинье привет, пусть не сомневается, будет у нее мука.
- До свидания дядя Боря – и я протянул руку, Витька тоже подал свою.
- Никак Петра Ивановича сынок?
Витька смущенно кивнул головой.
- А то я думаю, что-то знакомый облик – продолжал балагурить дядя Боря. Ну, давайте, рулите дальше  - и он побежал, на ходу поправлял полевую сумку, с какими- то бумагами и газетами.
- Кто это? – спросил меня Витька.
- Мой двоюродный дядя. Он парторгом в колхозе или еще кем-то. У него здоровье неважнецкое, вот на легких работах и держится. Он хороший мужик, только шебутной очень. А так всегда поможет, очень гостеприимный.  Вишь, и сейчас отчитал, почему не зашел.
Ближе к обеду мы с Витькой подъехали к дому бабушки Устиньи. Огромный, темно-серый дом стоял словно крепость, посреди двух десятков небольших домишек, разбросанных вдоль дороги.
- Вот это да! Дом так дом – воскликнул обомлевший Витька.
- Дедушка Кирьян его строил до войны. Построил и на войну ушел. А потом его сыновья Иван и Степан ушли, все погибли. В память о них бабушка Устинья дом и не продает. Москвичи приезжали, деньги большие давали, мол, продай, мы тебе в городе квартиру купим, отказалась – уверенно объяснил я ситуацию с домом. Моя мать часто об этом вспоминала с отцом, когда разговор заходил о нашем скромном жилье. На что отец обычно отвечал: - Срубить дом и я смогу. А из чего? Со старых шпал? Лес-то кусается. Кирьян Степанович до войны лес брал, он тогда копейки стоил. А теперь – обдираловка. В лесу живем и подпорок не имеем. - Я вспомнил об этих разговорах родителей неслучайно. Построить свой дом было давнишней мечтой родителей, она передалась и мне.
Бабушка Устинья обрадовалась, встретив  нас прямо на пороге.
- Проходите, проходите, гости дорогие, милости просим… Толюша вырос то как, совсем уж большой, на мать стал совсем похожим. А это кто же будет?
- А это мой дружок, его зовут Витька.
- Витюша, проходи сынок, не стесняйся. Сейчас обедом кормить буду. И на столе появилась запеченная в сметане картошка, заправленная зеленым  лучком и укропчиком. А вот свежей рыбки нет. Кто-то все мережи  проверил, у мужиков сетки порвал. Чудище, говорят, какое-то в озере завелось так, что без рыбы, которую неделю сидим. Если хотите, то банку  тушенки  открою – по ходу дела спросила бабушка нас.
- Нее… - ответил я. Мы картошечки поедим, с зеленью, вкусно.
- Угу! – подтвердил Витька, с набитым едой ртом. Вкуснотища, никогда такой не ел – наконец, ответил он, проглотив картошку.
- А это от того, что готовлю в русской печи, на остывающих угольках. Она вот так медленно и доходит со сметанкой-то до запекания. А вы ешьте, ешьте. Картошки много, еще сготовлю.
К вечеру отдохнувшие и сытые, мы решили пойти на рыбалку.
- Бабушка, а где лучше рыба ловится? – спросил я.
- Везде! Сейчас лето, она повсюду ходит.  Можете, вон сразу за домом, у кустиков половить, место прикормленное, ребята там всегда плотвичек и окуньков ловят. Вон там, около лесочка отмель, там щука и крупный окунь взять может. Но место теперь там плохое стало. Кто-то повадился ходить и сетки рвет и людей пугает. Лучше вам туда не ходить. Идите правее, вон туда – и она показала в левую часть озера. Там речка впадает Струга можно хорошего леща поймать…
Витька отвязал от велосипеда спиннинг и решительно сказал мне:
- Толян пойдем на мыс.
Бабушка Устинья запричитала:
- Не ходите ребятки! Зачем Бога гневить. Не приведи Господи, кто действительно там есть…
Но, мы уже с Витькой бежали вниз по дорожке к озеру, не слыша, этого причитания. У озера мы остановились, я размотал удочку  и закинул червя, в черную, как чай, воду. Витька отошел чуть поодаль и  опробовал спиннинг. Рыбалка пошла. Часа через полтора у меня  набралось с десяток окуньков и плотвичек. У Витьки блесна приходила раза за разом пустая.
- Пойдем к мысу, там точно жор будет.  Вишь, место тихое, рядом лес и плес там есть. Идеальное место для щуки.
- Ну, а чудище? – задал вопрос я. 
- Да, нет никакого чудища. Кто-то из мужиков рыбу из сеток трясет и людей пугает, вот и вся история – ответил весело Витька.
До мыса было по прямой недалеко, с полтора километра, а по берегу, выходило все три или четыре. Но, мы медленно, но верно, подходили к нему. Солнце постепенно стало  подходить к горизонту. Летняя жара спадала, у озера было прохладно и комфортно. Рыбалка тем и хороша, что кроме азарта и пойманной рыбы, дает  возможность близкого общения с природой.  Ты невольно втягиваешься в ее тайны и становишься  свидетелем природных явлений,  которые в народе часто называют «чудесами». Так было и в этот раз . До мыса оставалось метров двести-триста, и мы притомившись от ходьбы решили передохнуть. Сели в небольшую ложбинку на кочки и, молча, сидели, каждый думая о своем.
- Смотри Толян, это что? – и Витка показал рукой в сторону мыса.
Я обомлел. Из лесу вышел большой, черный и очень огромный человек, который зашагал по воде, поднимая брызги.
- Чудище – прошептал я, втягивая голову в плечи.
- Смотри, смотри, он что-то ищет? – принялся шептать мне на ухо Витька.
И тут мы увидели блеснувшие серебром на заходящем солнышке, какие-то продолговатые штучки.
- Это же рыба!
Чудище поднял сетку, а в ней рыба, наконец, сообразил я.
- Точно рыба. Смотри Толян – зашептал Витька. Да это же медведь. Вон, солнце рожу его осветило.
- Медведь точно! – подтвердил радостно я. А то чудище, чудище. Медведь – рыбак, кто бы подумал – уже в полный голос произнес Витька. Нам бы его  пугануть так, чтобы убежал, да обратно не пришел – задал я вопрос, скорее сам себе.
- А чего, Толян, давай зажжем факел. Медведи огня боятся и шума.
- А из чего факел делать будем?
- Собирай кору с пеньков, вон смолистые стоят, берестой обвяжем, чем не факел.
Через пару минут, мы сготовили такой самодельный факел, подожгли, спички у нас всегда были с собой. Он задымился, а потом ярко вспыхнул.
- Во, что надо! – и Витька, что есть мочи, свистнул так, что у меня заложило уши. Кинулся с факелом к воде, оря что-то несуразное.
Я же, схватив жердь, что есть силы, стал бить ею по воде. Эффект вышел отличный. Эхо загрохотало по всему озеру, откликаясь в лесу, а яркий свет факела, словно упавший огонь с неба, дополнял эту жуткую картину.
Медведь-рыбак на какие-то доли секунды замер, втягивая ноздрями запах горящей  бересты, потом замер и, бросив сетки с рыбой, стремительно на четырех лапах  бросился к берегу. Да так, что вода с брызгами,  почти скрыла его из виду.
- Во, чешет – кричал мне Витька. Во, как бежит, без оглядки.
Медведь выскочил на твердый берег, и стремительно исчез в лесу, только треск сломанных веток и деревьев остался висеть в воздухе.
- Все – мы победили чудище! – засмеялся Витька. Ура-Ура-Ура!
Так  закончилась история с медведем-рыбаком. В деревне на следующий день был праздник. Нас с Витькой сделали героями,  дарили кто что мог, сушеную и вяленую рыбу, баночки с вареньем и даже один рыбак принес новенькие раколовки.
- Вот ребята, для раков, лучше нет, всегда будете с добычей.
Мы смущенно стояли около бабушки Устиньи и не знали, что делать?
- Ладно, ладно, вы не очень напирайте. Подарки ребятки возьмут, пусть будут гостинцем от нас, останутся на память, как медведя-рыбака прогнали с озера.
- Во, во! – правильно говоришь Устинья, поддержали ее деревенские.- Пусть еще погостят, а вдруг он опять вернется. И вся толпа засмеялась. И мы с Витькой засмеялись.
- А что, может и впрямь вернется? – прошептал мне Витька.
Но медведь-рыболов так больше и не появисяся,видно, мы с Витькой его сильно напугали.


Рецензии
Смелые вы, молодцы. Не каждый бы такой "шаг" смог сделать.
Иван

Иван Цуприков   13.09.2012 08:51     Заявить о нарушении
Спасибо,Иван за отзыв! Просто мы были слишком молоды,что бы бояться,с уважением-АнатолиЙ!

Анатолий Аргунов   13.09.2012 11:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.