О доблестях, о подвигах, о славе
Существует классическое понимание литературного жанра. Для каждого произведения он определяется на основе преобладающего эстетического качества, объёма и способа построения образа, тематики. Для каждого жанра существуют произведения, являющиеся его эталонными образцами, классическими, типичными представителями.
С течением времени, в основном в связи с написанием новых произведений, становящихся в глазах читательской общественности более яркими эталонами жанра, круг таковых может претерпевать изменения. И одно из свойств действительно великих вещей – оставаться эталонами в своём жанре как можно более длительное время.
Рыцарский роман как жанр – явление очень старое. Очевидно, он происходит из тех времён, когда истории о похождениях рыцарей были современны их читателям. Корнями для произведений этого жанра в те изначальные для него времена служили песни менестрелей типа французских «Песнь о Роланде» и «Коронование Людовика», английские саги вроде легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, легенды о Робине Гуде и т. п. В какой-то исторический момент, наверное, в XVII–XIX вв., рыцарский роман был самым популярным жанром авантюрно-любовного направления. Здесь бесспорной классикой считался роман «Тристан и Изольда».
Из того, что было издано в СССР, следующие произведения, на мой взгляд, являлись эталоном рыцарского романа.
В первую очередь, без сомнения, нужно назвать романы Вальтера Скотта «Айвенго» и «Квентин Дорвард». По большому счету, сюда же можно было бы отнести его же романы «Талисман» и «Ричард Львиное Сердце», однако они не были так широко известны отечественным читателям, как названные первые два. В основном потому, что в знаменитое двадцатитомное собрание сочинений В. Скотта («Художественная литература», М., Л., 1965) они не вошли, а были изданы уже в конце восьмидесятых провинциальными издательствами, небольшими тиражами. По описываемой эпохе, с некоторой натяжкой к рыцарскому роману можно было бы причислить «Пертскую красавицу» опять же Скотта, однако, именно «рыцарского» в ней совсем немного.
Произведениями, близкими по духу классическим рыцарским романам, можно считать «Чёрную стрелу» Р. Л. Стивенсона и «Крестоносцев» Г. Сенкевича. Но первое, на мой взгляд, слишком мрачно (это понятно: действие разворачивается во времена, по сути, гражданской войны). Что касается второго романа, то традиционно навязчивая и претенциозно пафосная фундаментальность польского произведения – вообще на читателя-любителя. И «рыцарского» здесь только разве что последняя глава – описание Грюнвальдской битвы. Надо иметь в виду, что существует много произведений о временах рыцарства, рыцарскими романами не являющихся. В качестве наиболее наглядного примера можно привести семь романов Мориса Дрюона серии «Проклятые короли».
Однако есть ещё одно произведение, по праву претендующее не только упоминаться вместе с лучшими образцами рыцарских романов, но и считаться одним из самых ярких, самых захватывающих, самых красивых произведений этого жанра. И если бы не удивительно неожиданная личность автора сочинения, то можно было бы просто сказать: «Ну, да! Отличный рыцарский роман. Ничего сверхъестественного». Но самым удивительным в этом произведении является то, что его автор – Артур Конан Дойль.
Сегодняшнее поколение молодых читателей знает его в основном как «отца» Шерлока Холмса, в том числе, благодаря замечательному телефильму Игоря Масленникова о похождениях великого сыщика, снятом у нас и признанном лучшей в мире экранизацией Конан Дойля. Но перу Конан Дойля принадлежат ещё несколько весьма больших и совершенно разноплановых произведений, и, в том числе, великолепный рыцарский роман. Речь идёт о «Белом отряде».
Конан Дойль приступил к написанию этого произведения в начале весны 1889 года. К началу работы над романом писатель изучил десятки томов по истории Средневековья, причем не только научные исследования, но и древние рукописи, в том числе, иллюстрированные хроники, содержащие богатый фактический материал. Главной своей задачей автор ставил передать колорит описываемой эпохи. В то же время ему постоянно приходилось отрываться от литературного труда: читатели и издатели ждали от уже прославившегося автора новых историй о похождениях «Шерлока Холмса», и писатель параллельно работал над продолжением цикла рассказов о приключениях сыщика. «Белый отряд» был закончен в начале 1890 года. Конан Дойль ликовал: «Сердцем своим я чувствовал, что книга будет жить как память о наших древних национальных традициях».
Первоначально роман публиковался в популярном в то время литературном журнале «Корнхилл», а отдельным изданием впервые вышел в свет в ноябре 1891 года.
Автор считал «Белый отряд» едва ли не самым удачным своим произведением. Воспевая романтику эпохи рыцарства, он стремился противопоставить бурные времена прошлого размеренной жизни современных ему буржуа. На родине писателя «Белый отряд» сразу же приобрел большую популярность. Только за первые восемь лет он был издан 25 раз!
Обратимся к самому произведению.
Действие романа происходит в 1366 году во время кровопролитной войны между Англией и Францией, вошедшей в историю под названием Столетней (1337–1453 гг.). К избранию конкретного периода для описания автор подошёл нетривиально, поместив своих героев в годы относительного затишья в боевых действиях. Но именно эти времена были насыщены борьбой иного рода. Так называемые белые отряды, или белые братства, белые компании, возглавляемые английскими и французскими феодалами и состоящими из их вассалов, рыцарей, солдат, наёмников всевозможных наций, всех тех, кто избрал войну своим ремеслом, промышляли разбоем и грабежом на территории разоренной войной Франции.
В ту эпоху отголоски большой войны, временно унявшейся до состояния дремотного тления, вдруг вспыхнули с новой силой, перекинувшись через южные границы Франции на территорию сопредельной Испании. Здесь «белые отряды» сыграли немалую роль в борьбе за корону испанского престола. Противоборствующие в этой борьбе группировки испанской знати развязали гражданскую войну, используя в качестве своих наиболее боеспособных сил рыскающие до той поры «без дела» к северу от Пиренеев вольные «карманные армии».
Избрав для описания этот, в целом небольшой и малозначительный исторический эпизод, Конан Дойль не ограничился событиями гражданской войны в средневековой Испании. Временные, пространственные и сюжетные рамки повествования включают в себя разнообразные картины суровой жизни запада средневековой Европы – то в Англии, то во Франции, то на суше, то на море. Он описывает и относительно спокойную, не подожженную войной «добрую старую» Англию, и разоренную только что стихшими сражениями Францию, схватки с пиратами посреди ЛаМанша и рыцарские турниры, вспыхнувшее во Франции народное восстание – Жакерию.
Хотя центральной фигурой повествования является молодой оруженосец Аллейн Эдриксон, глазами которого читатель воспринимает происходящие события, самой яркой фигурой романа я бы назвал английского рыцаря сэра Найджела Лоринга. В прямое противопоставление многим произведениям до «Белого отряда» и после него, вплоть до кинофильмов наших времен о приключениях в эпоху Средневековья, сэр Найджел совсем не богатырь и уж вовсе не красавец. Напротив, он «был на вид человеком хрупким и невзрачным, с тихим голосом и мягкими движениями. Он настолько не вышел ростом, что даже его супруга, которую никак нельзя было назвать высокой, превосходила его на три пальца. Его наружность пострадала еще во время первых битв, в которых он участвовал… Ему было сорок шесть лет… цвет лица у него был тусклый, с желтизной, взгляд суровый и рассеянный». Вот ещё чудесное описание этого рыцаря устами одного из персонажей романа: «Он сам такой коротышка, слаб глазами, лысоват и, когда особенно сердится, говорит очень спокойно». Тем сильнее этот герой оказывается своим несгибаемым духом, своим позитивным мироощущением, своим неисчерпаемым романтизмом. В сэре Найджеле мы обнаруживаем отважного и благородного во всех отношениях рыцаря, высокопрофессионального воина, грамотного командира своих подчиненных, неизменно милосердного к поверженному достойному противнику и галантного по отношению к женщинам любого социального статуса и сословия. Одновременно сэр Найджел является образцом рыцарской преданности по отношению к своей супруге, которая, по описанию Конан Дойля, совсем не является идеалом красоты, а просто искренне любящей, заботливой и преданной женой. На мой взгляд, уже только это качество делает сэра Найджела одним из самых достойных для подражания мужских персонажей за всю историю литературы.
Вообще, в книге практически нет отрицательных героев. Хозяин Минстедского поместья, предводительствуемые им взбунтовавшиеся крестьяне да безликие восставшие «жаки» – самые отталкивающие действующие лица романа. Вот и ссора Аллейна с одним из оруженосцев английских рыцарей завершается физической, но главное – моральной победой главного героя. И мы вместе с Аллейном сразу же всё прощаем обидчику. Иные, в том числе французы и испанцы – те, кто с оружием в руках выступают в качестве врагов отряда сэра Найджела Лоринга, вообще не воспринимаются отрицательными персонажами. В этом одна из особенностей рыцарского романа как жанра: достойный враг всего лишь делает честь воюющему против него.
Зато положительных, вызывающих симпатию, персонажей – сколько угодно. Помимо Аллейна, сэра Найджела, Джона из Хордла, это рыцарь сэр Оливер, командир лучников Сэмкин Эйлвард, латник Чёрный Саймон, многие другие. Даже французский рыцарь Бертран Дюгесклен, старинный и доблестный противник сэра Найджела, воин вражеской страны – несомненно положительный персонаж повествования.
Роман изобилует всевозможными бытовыми и «дорожными» сценами, для написания которых автору и понадобилось скрупулёзное изучение документальных источников эпохи Средневековья. На страницах «Белого отряда» можно встретить трактирщиков и путешествующих менестрелей, продавца индульгенций и жулика, торгующего якобы привезёнными из Палестины «святынями». Все эти второстепенные персонажи придают повествованию своеобразную очаровательную подлинность.
Одновременно с очень подробными, очень красочными и реалистичными описаниями батальных и бытовых сцен, роман содержит немалую долю весьма качественного юмора. Чего стоит только эпизод, с которого начинается повествование: из Бенедиктинского монастыря изгоняется проштрафившийся послушник Джон из Хордла. Но и далее в тексте мы находим сцены, над которыми так и тянет посмеяться от души. Это разговор Аллейна со вторым оруженосцем сэра Найджела – Фордом, когда оба говорят друг с другом, но при этом имеют в виду совсем разные материи. Это шутки на пиру лучников в таверне «Роза Гиени», где из рассказа командира лучников Сэмкина Эйлварда собравшиеся заключают, что знаменитая битва при Пуатье произошла из-за перины, перед тем добытой рассказчиком в качестве трофея. Это история о том, как сэр Найджел писал домой письмо, а Аллейн его редактировал. Моим же любимым эпизодом из подобных является повествование о том, как молодой французский шевалье стал насмехаться над сэром Найджелом Лорингом по поводу прикреплённой к его берету, в общем-то, немаленькой перчатки супруги англичанина. И как сэр Найджел «остудил» насмешника.
Несмотря на то что «Белый отряд» произведение историческое, а не сказочное, в нём присутствует совершенно мистическая сцена «благословенного часа прозрения» супруги Дюгесклена – леди Тифен, которая умела предвидеть далёкое будущее. В этой сцене Конан Дойль не удержался от соблазна и пропел настоящий панегирик Британской империи, как раз в эпоху написания произведения переживавшей пик своего всемирного величия. Простим писателю это. Дай Бог нашей стране подобного расцвета!
Вообще, необходимо отметить, что «Белый отряд» – очень патриотичное произведение. Поступки и слова героев романа и весь ход повествования насквозь проникнуты чувством искреннего патриотизма. Без унижения иных народов, без бахвальства, без шапкозакидательства. И походный марш, который поют лучники Белого отряда, – гимн этому чувству:
Пью от души теперь я
За гусиные серые перья
И за родину серых гусей.
Автор не только всячески демонстрирует любовь к своей родине и населяющему её народу. Каждой главой своего романа он стремится объяснить своим читателям-современникам, «откуда есть пошла» современная ему Великобритания, из каких времён, из каких событий, из каких людей произросла Британская империя королевы Виктории, империя, над «которой никогда не заходит солнце».
Хотя в результате последней битвы Белый отряд и перестал существовать, а большинство из его воинов доблестно пали в бою, книга заканчивается весьма благополучно, как и положено рыцарскому роману. Все наиболее любимые автором и читателями персонажи – сэр Найджел Лоринг, Аллейн Эдриксон, Джон из Хордла, Сэмкин Эйлвард – пережили гибель отряда. Аллейн, кроме того, женился на своей возлюбленной – леди Мод, дочери сэра Найджела и унаследовал земли Минстедского поместья. В конце повествования автор рассказывает о дальнейшей судьбе своих героев, принося им в дар счастливую, безбедную, достойную старость как награду за проявленные мужество, доблесть и отвагу, за верность и любовь.
Книга завершается необычными словами: «Так они и жили, эти простые, грубые, однако честные и справедливые люди – по-своему весёлой, здоровой жизнью. Возблагодарим же господа бога, если мы уже освободились от присущих им пороков. И попросим бога, чтоб он даровал нам их добродетели».
Можно только присоединиться к этому пожеланию Артура Конан Дойля.
Свидетельство о публикации №212052301267