школа

  Нас учат в школе: чему? постигать науки? А что в жизни нужнее всего? Без чего человек самый учёный и даже самый обеспеченный не становится счастливым?  Почему происходят войны и совершаются теракты? К чему стремимся все мы? К совершенству? А если всё есть, всего добился, но душа от одиночества мечется, не знает ни покоя, ни радости...  А ошибки, которые уже не исправить ни изменить? Как быть с этим?

   И человек остаётся со своими проблемами один-на-один. К кому  и куда можно обратиться, если настигнет вдруг такая душевная боль, с которой ни за что не справиться в одиночку?..
 
  Говорят, ностальгия - это какая-то болезнь, и она лечится... Очень может быть.
 
   Находят как-то Елизавету Петрову  недавно одноклассники по интернету, приглашают  на встречу "юбилейную", она ведь все 10 классов старостой была в своём классе.

  Лиза спрашивает,- а какой юбилей, - много лет прошло, но она хорошо помнит, что дата-то со дня окончания школы не круглая. А ей отвечают, что юбилейная дата - это у них у всех, по 60 лет,  они же одноклассники, а значит, одногодки...

  Вот так да... И правда юбилей...  Здорово бы встретиться... Тем более фактически ни разу не собирались, спасибо вот виртуально стали общаться, и то не все "одолели" интернет... 

   Ну почему-то сердце с тех пор стало щемить у Елизаветы - после сообщения о возможности встретиться -хочется увидеться. Все ведь, наверное, очень изменились, и это естественно, целая жизнь прожита....  С одной одноклассницей встретились недавно в Сочи, вроде как вчера вместе решали задачки и ничего не изменилось, а знает - столько у обоих за плечами... Почему в школе им никто  не говорил, что любовь бывает не только счастливой, и что нужно быть готовым, что отношения людей к тебе будет не обязательно таким как твоё к ним... Ах, школа, школа, самое счастливое время...Всего-то и забот - уроки выучить, разве какие серьёзные "взрослые" проблемы, терзали, вносили сомнения в безмятежные души?

  Учёба Лизе  давалась очень легко,без затруднений, она  рано прочитала все детские книги, приступила к чтению романов из домашней библиотеки, и видно поэтому чуть не с первого класса  мечтала влюбиться... Влюблялась в одноклассников, но они были или двоечники, или очень слабы в математике, поэтому низко "падали" в её глазах, и влюблённость в каждого из них проходила довольно быстро.

   Лиза мечтала о том, что вот откроется дверь класса и  войдёт ОН - "новенький", красивый и умный! Трудно сейчас поверить, но она просто стала грезить  этим. И это произошло! В третьем классе у них появился новенький - Павлик: красивый, умный, боевой, и в математике - не слабак! Все девчонки, как Лизе казалось, повлюблялись в Павлика; правда подружка её - Зоя - отрицала это, так и она, Лиза, ей не признавалась.. Да  и никому об этом она  не говорила.

  Только Павлик на Лизку внимания - никакого. А если бы и обратил, то ей кажется - от стыда сгорела бы, наверное, не знает почему.

  Уроки литературы - нет, ничего они не обсуждали на этих уроках, ни про чувства Наташи Ростовой, ни про её душевный кризис, ни про то, почему так рано уходили из жизни прекраснейшие русские поэты: Пушкин, Лермонтов, Есенин, наконец.. О Высоцком они тогда ничего не слышали. Наоборот, было такое ощущение, что всё прекрасное было в прошлом веке, а в настоящем - всё обыденно и прозаично.  Изучали они только то, что написано в учебнике по литературе, заучивали автоматически...

  Нет,  всё-таки  обращал на Лизку Павлик внимание - на уроках математики, когда она самая первая  легко решала все труднейшие задачи, он, как ей казалось,  даже в какой-то мере уважал её за это. И ей, в принципе,  было этого достаточно.
 
   Время шло, Пашка  пытался открыто дружить то с одной девочкой, то с другой, хотя какая-то неискренность сквозила в его поведении: садился за одну парту с той, о которой открыто сообщал, что будет дружить с ней, провожал домой, демонстративно заступался, если кто-то что-то неосторожно говорил о той.

   Случайно Лиза  узнала, что в действительности Павлику нравится девочка из старшего класса; она была Лизиной соседкой, поэтому  Лиза  с лёгкостью поняла, что и он ей, её соседке, нравится. Те  встречались на улице, когда после школы они все выходили играть то в прятки, то просто сидели на брёвнышке. Эта девочка из старшего класса была очень красивой, из известной  в селе семьи, с блестящими манерами, прекрасно училась, очень прилично одевалась, но ростом она была на голову выше Павлика и видно поэтому, как думала Лиза,  они не дружили открыто.

   Так продолжалось до 7 класса: Лиза больше ни о ком не грезила,  она  по настоящему любила Павла, а он не обращал на неё внимания... Тогда Лиза уже стала желать, чтобы Павлик... уехал... И в 8-м классе он со своей семьёй уехал: его отца перевели работать в другой район...

   Лиза  после этого много раз ещё влюблялась: то в молодого учителя истории, то в учителя физкультуры. Но Павлик постоянно оставался в её сердце.

   После школы началась другая взрослая жизнь, где были и любовь и предательство и непонимание... Но по-настоящему Лиза  бывала счастлива только когда ей снился Павлик. Причём раньше он и во сне был далёк от неё, а в последнее время  всё не так уж и плохо: то они общаются, понимая друг-друга, то он берёт Лизу за руку...

  Должна ли обязательно быть первая любовь несчастливой? Ведь какой огромный след эта   детская любовь оставила в её сердце...

   И вот встреча одноклассников. Очень многие собрались. Лиза добиралась самолётом. Ей  было интересно, будет ли Он? И Он, конечно, был.  Много было радостных встреч, разговоров.  А вот Павлик, как ни странно,   почти не отходил от Лизы, может, что-то разглядел в её глазах.... Он прошёл Афганистан, имеет ни одно ранение, даже на лице шрамы. Совсем недавно женился, подрастают дети. С большой любовью и особенным увлечением он рассказывал о своих детях, тревожился об их будущем. У неё, Лизы, он расспрашивал в основном тоже про детей... А у неё, Лизы, уже и внуки подрастали. Павел не успел скрыть смущение... Да, уже внуки! "А ты в паспорт взгляни!, думала про себя Елизавета, - Я понимаю, что сердце такого же возраста, что и душа, но время не стоит на месте, не ждёт, когда закончится та или иная военная заварушка, когда появится интернет.. И вот - нам - по 60..."

   А когда пришло время расставаться, Лиза чувствовала, что не только её, но и его тянет к ней, и Павел  всё откладывал  время расставания...  Все уже устали, хотели расходиться, но он  находил повод снова и снова задержаться, всё поднимал темы для разговора о жизни и о том, что в жизни самое ценное...

  Они оставили друг другу номера телефонов, но всякий раз, набирая номер, или подолгу молчали, или вдруг начинали говорить про школу, современные методы обучения, про поведение своих детей...Давали советы друг другу по воспитанию детей Павла и Лизиных  внуков...

  Нет, всё-таки очень тёплые воспоминания оставила нам о себе наша школа. И это не её беда, что она выпускала в большую жизнь бывших школьников, не имеющих иммунитета к грубости и вульгарности взрослой реальной жизни, в то время, как во время учёбы старалась во всяком случае оберегать своих питомцев от наглости людской прямо пропорциональной размеру кошелька. Сколько не меси грязь, она грязью и будет...

  И вот уже не в школе человек начинает постигать чашу долготерпения, законность свободы и свободу беззакония и задумывается о закономерностях бюрократического государства. Но ведь что такое "хорошо", а что такое "плохо" нас научили в этой школе различать!!!

  Уже и "войнами Россию не удивишь", и узнаём мы о себе, что "русские не умеют восставать против угнетения, а вздыхать и стонать они умеют..." Но почему же в школе, о которой мы вспоминаем с такой нежностью и болью в сердце, потому что это было давно, - почему же тогда нас не учили думать ну, например, о причинах трагедии Анны Карениной, о том, возможны ли в будущем войны, о соблюдении гражданских прав, уважении не только других, заслуживающих этого, но и себя, как человека - гражданина?
   
   Что ж, цинизм тоже просвящает в какой-то мере, и потом, в школе мы - 10 лет, а затем - каждый выбирает сам, какой дорогой ему идти, какие ценности для него важнее, кому доверять и как поступать со своими собственными ошибками.    


Рецензии