Судьба самолёта Максим Горький
До революции российским самолётостроением занимался Сикорский, но в 1917 году он эмигрировал в США и руководство этой отраслью перешло к А.Н.Туполеву, который оставался
верен мечте о гигантских бомбардировщиках вплоть до конца второй мировой войны.
В 1932 году он разработал проект десятипушечного самолёта АМ-34 РН с размахом крыла в 53 метра и шестью моторами. В первые годы советской власти гигантомания не была во главе угла экономических и политических устремлений руководства СССР, но вскоре она дала о себе знать. СССР становился индустриальной державой и тут гигантомания нашла себе покровителей.
В 1932г. страна отмечала сорокалетие творческой деятельности Максима Горького и в качестве подарка писателю известный журналист Михаил Кольцов предложил построить огромный самолёт.
Всесоюзный комитет из 70 представителей интеллигенции собрал под этот проект 6 млн рублей
добровольных пожертвований.
В марте 1933 года был заключён договор с Туполевым, с тем, что он построит такой гигант
за короткий срок - год и два месяца.
К тому времени планировалось создание агитэскадрильи имени Горького, а новый самолёт
сделать её флагманом. Он должен был стать этаким мирным "бомбардировщиком" для разбрасывания листовок, трансляции через мощные громкоговорители музыки и информационных сообщений.
С последней задачей самолёт справился блестяще: один его вид приводил в экстаз каждого, кто видел этого гиганта на аэродромном поле или в полёте.
Восьмимоторный, с размахом крыльев 63 м и длиной фюзеляжа 33 м. он смог взять на борт 72 человека и 8 членов экипажа.На борту было всё необходимое для любых форм агитации.
В конце фюзеляжа - кинозал, в левом крыле - типография, в правом - фотолаборатория.
Имелся телефонный коммутатор на 16 номеров, пневмопочта,радиостанция "Голос с неба"
с самой мощной в мире громкоговорящей установкой. С наружной стороны фюзеляжа для глухих слушателей лампочками высвечивались простейшие лозунги. Были оборудованы спальные каюты,
туалеты,прачечная, буфет с горчими блюдами, аптечка.
Впервые в СССР на этом самолёте был установлен автопилот.
Первый полёт "Максима Горького" состоялся 17 июня 1934 года и поднял его в небо
Михаил Громов с Ходынского поля. Однако,триумф самолёта длился недолго.
В качестве поощрения на нём пригласили совершить воздушное путешествие семьи ударников ЦАГИ, создавших гигант. Всего на борту было около 50 человек, включая экипаж.
Полёт проходил 18 мая 1935 года над Центральным аэродромом Москвы на глазах у множества зрителей. Чтобы подчеркнуть габариты "Максима Горького", рядом с ним летели два небольших истребителя конструкции Поликарпова. С одного из них велась киносъёмка.
Неожиданно пилот истребителя И-5 Н.П.Брагин (лётчик-испытатель ЦАГИ) стал выполнять
вокруг гигантского крыла "Максима Горького" мёртвые петли, одна из которых закончилась плачевно. Крошечный И-5 протаранил сверху крыло гиганта и застрял между его моторами.
Некоторое время казалось, что ничего страшного не случилось, что всё обошлось, но
вдруг на глазах у публики самолёт начал разваливаться на высоте 700 метров и в конце-концов рухнул на землю. Все находившиеся в нём люди и члены экипажа погибли, в том числе и несколько жителей посёлка"Сокол", куда рухнул гигант. "Максим Горький" был не простым чудом техники и,естественно, катастрофа привлекла всеобщее внимание. Отголоски её слышатся и доныне в той части, что катастрофа произошла не случайно, имел место терракт и т.п. Официальной причиной признано безответственное поведение Брагина. Однако террористом Брагина власти не назвали и похоронили со всеми почестями на Новодевичьем кладбище в Москве вместе с другими погибшими.
Критики советской гигантомании подчёркивали символическое значение этой катастрофы -
гигантомания неизбежно ведёт к бессмысленным затратам и большим жертвам. Однако, так считали не все. По всей стране прошёл сбор денег ещё на три таких самолёта. Было построено два - один использовался как авиалайнер, а второй как транспортный самолёт во второй мировой войне. У советских собственная гордость!
(по материалам издательства"Риддерз Дайджест")
Свидетельство о публикации №212052300019
А на каком самолёте летал Чкалоа в Америку?
Валентина Марцафей 19.11.2016 22:18 Заявить о нарушении
специально изготовленном для длительных беспосадочных перелётов. По тем временам
это был героический подвиг, да и сейчас перелёт на такое расстояние на одномоторном самолёте не менее опасен.
Однако, вы меня удивили своим предпочтением для женщины читать вещи,выбираемые обычно мужчинами, чему подтверждением является ваш дополнительный вопрос.
Я объясняю это вашими разносторонними знаниями и интересами. Целую руки!
Адольф Зиганиди 2 20.11.2016 22:14 Заявить о нарушении
Мой вопрос о Чкалове и самолёте связан с тем, что я какое-то время ковырялась в этой теме, Вы поймёте, если прочитаете у меня "Семь жён спецкора Шахова". А Ваше мнение
мне интересно!
С уважением!
Валентина Марцафей 20.11.2016 22:41 Заявить о нарушении