Гл. 4. Горы и горная болезнь
– Дело – дрянь! Медикаментов у нас нет и не знаем толком, что с ним. Может, возвращаться назад?
– Это – горная болезнь, – пояснил дед, внимательно глянув сначала на «поплывшего» Игоря и потом на того, кто это сказал.
Как раз на биваке Игорь и сдал: как-то вдруг, внезапно. Сам он вяло утверждал, что чем-то отравился:
– Наверное, вареным яйцом.
– Но, мы все ели эти самые яйца и ничего! – возразил мой двоюродный брат.
Затем Игорю стало хуже. Его рвало. Обессиленный, он учащенно дышал и, закрывая глаза, пытался лечь на камни прямо там, где стоял:
– Мне что-то... ужасно плохо, тошнит, и голова раскалывается.
Видно было, что ему – невмоготу.
– А вот лежать – нельзя! – беспрекословным армейским тоном, но с нотками беспокойства заявил отец, – ребята, надо присмотреть за ним, – пусть надевает свитер и, хотя бы, сидит.
Отец после дедушки здесь самый старший. Он руководит походом, но решения принимает, только обсудив всё с ним. Дед несуетно подсказывает, как и что делать, указывает путь, зная всё вокруг на сотни километров, как свои пять пальцев.
Отец тоже родился в горах, но жил в них недолго – военная судьба с юности повела его совсем по другим дорогам. Мы же с братом горы вообще видели только издалека.
Обычно я бывал в селении летом, когда горы скрыты за многослойным маревом, источаемым раскаленными на солнце рыжеватыми плоскогорьями. С расстояния в пятьдесят-семьдесят километров горы не видны даже в погожий летний день, и поэтому о них и не думается. Все мысли – о насущном, сиюминутном, о сегодняшнем и завтрашнем, о тех, кто рядом, и тех, с кем придётся, к примеру, делить трапезу приятным сельским вечером под идиллически пульсирующий хор цикад из нагретых за день окрестностей.
Но как-то мне пришлось приехать в селение погожей осенью, когда отшумели осенние бури, и сады сбросили обильную листву. Узкие веретёна пирамидальных тополей, пучками голых веток устремленные в чистое небо, ровными рядами тянулись вдоль улиц, которые расчертили селение на геометрически правильные прямоугольники подворий и приусадебных участков.
Сквозь пространство большого селения, сильно прореженного осенью, открылся вдруг на все четыре стороны свободный обзор опустевших осенних далей. С одной стороны, чуть ли не до Каспия, а с другой – до отрогов Кавказского хребта.
Оказывается, мы совсем рядом с горами! Их будто кто-то одним махом придвинул за ночь и, подобно фокуснику, с рассветом ловко сдернул с них покрывало. Мне казалось теперь, что до заснеженных вершин, выросших из ушедшего лета – рукой подать, как до каменной изгороди в уютном дворе дедушкиного дома.
Горы видимы ясно, как в сильный бинокль, словно исчезла разделяющая нас невероятная толща воздуха.
Предзимний холод сковал прозрачные холмистые дали, обнажились колоссальные вершины, ставшие вдруг близкими и подробными, как внутренности вскрытых часов. За спинами этих колоссов, несмотря на расстояние, манящим легким абрисом наметились ещё более дальние горные кряжи, подтверждая волнительную догадку об огромности горной страны – и жизни не хватит обойти её.
Понимание этого вызывает странную радость, как у богача – вид собственного золота, в которое можно по локоть погрузить руки.
Осенняя синева взмыла в невероятную небесную высь сияющим великолепием, как бы внушая:
– Смотрите, смотрите – какая я!
И, действительно, смотреть можно долго. Лучше одному, чтобы ничто не мешало тихому упоению.
И мысли уже совсем другие: о красоте и гармонии в природе, о том, откуда всё это только берётся, и как же всё это – вместить в себя, в память – до капли, так, чтобы никуда не исчезло и всегда было с тобой.
Когда-то наше селение располагалось высоко в горах, но в середине прошлого века, по воле властей, да и в силу практических соображений, люди спустились с гор в равнинную часть, протянувшуюся вдоль Каспия, и основали новые поселения.
Многие не желали трогаться с насиженных мест: шутка ли – бросить свои дома, могилы предков, вековой уклад, отшлифованный временем словно галька рекой, тяжелый, но такой привычно-родной?
С трудом убеждали горцев в преимуществах равнинного земледелия и новой жизни в плодородной долине, упрекали в отсталости взглядов, бичевали за упрямство, сулили всяческую помощь и разнообразные блага.
Некоторые ретивые чиновники (сами из горцев) спешили, как это у нас водится, отрапортовать «наверх» о досрочном выполнении планов переселения, не гнушаясь и разными угрозами.
Из нашего горного селения первым вбил кол в землю на новом, совершенно пустынном месте, где до этого лишь протяжно шумел высокий камыш, мой дед, положив начало огромному ныне селу.
Горестные причитания домочадцев, слезы женщин, упреки и сомнения родственников, дальних и ближних, недовольство стариков, умевших разить меткими ругательствами – лишь укрепили его решимость к переменам и неистребимую тягу ко всему новому.
Такую любознательность он не утратил до конца своих дней. А ведь дед не просто перешагнул через уклад жизни, которому немало веков, он перешагнул через себя, через консервативный менталитет потомственного горца.
Думаю, в душе он был таким же пионером, как и первые поселенцы на Диком Западе. Дед всегда находился в готовности не только рассказывать сказки и истории о героях и удивительных людях, но и лично преодолевать трудности, действуя практически. И всегда делал первый, самый трудный шаг! В этом находил он редкое удовольствие, понятное только ему, да ещё не очень многочисленному, но славному сонму людей, к которому он, несомненно, принадлежал и который, слава Богу, никогда не иссякнет.
Такие люди – особое племя.
Я часто размышляю об их судьбах и деяниях. Многие из них стали известными миру людьми. А многие скромно остались в безвестности, но от этого их человеческое обаяние ничуть не тускнеет, а истоки душевного склада таких людей при близком рассмотрении окажутся удивительно схожими.
Обычные люди, не блещущие воображением, привыкшие не отрывать очей от матушки-земли, что всегда под ногами, иной раз могут даже счесть таких, как дедушка, людей "больными".
Возможно! Но это вовсе не "горная" болезнь, а совсем иная, и в основе своей, думаю, – прекрасная. Она тоже связана с высотами, но не физическими, а с высотами духа человеческого.
Без такой болезни и таких больных мир бы сильно обеднел, да и топтался на месте тысячелетиями: идти вперёд или стоять на месте? делать или не делать? быть или не быть?
(продолжение http://www.proza.ru/2012/05/24/45)
Свидетельство о публикации №212052300418
Вспомнились слова Нахмана из Брацлава:
"В жизни ты должен пройти по очень узкому мосту. Главное - не иметь страха".
Ну а впечатление от гор, когда их видишь впервые и по-настоящему, - конечно, неизгладимое.
Вера Крец 16.02.2024 22:11 Заявить о нарушении
Спасибо, Вера!
Олег Шах-Гусейнов 16.02.2024 22:24 Заявить о нарушении