КинОкрошка. Уроки Баязета для фанатов Бригады

УРОКИ «БАЯЗЕТА» ДЛЯ ФАНАТОВ «БРИГАДЫ»
Первые впечатления по просмотре сериала


КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО



«Баязет», производство: "Президент-фильм", 12 СЕРИЙ (2003)

Режиссеры Андрей Черных, Николай Стамбула, сценаристы Эдуард Володарский, Владилен Арсеньев, оператор Сергей Мокрицкий, композитор Николай Парфенюк, художник Владимир Кирс.

В ролях: Алексей Серебряков, Ольга Будина, Виктор Соловьёв, Борис Химичев, Юрий Назаров, Александр Дьяченко, Александр Тютин, Сергей Баталов, Сергей Греков, Игнатий Акрачков, Александр Ефимов, Геннадий Матвеев, Владимир Волга (Стамбула), Вячеслав Степанян, Пьерлуиджи Бруно, Леонид Громов, Фёдор Смирнов, Сергей Удовик, Олег Морозов, Жан Даниэль, Эвклид Кюрдзидис, Ходжадурды Нарлиев, Рамис Ибрагимов, Ерванд (Эрик) Арзуманян, Валерий Баринов, Вячеслав Гришечкин, Искандар Азиз, Абдель Хази Эль-Саббах и др.


Я очень сильно извиняюсь перед всеми, но считаю необходимым заметить: 1) приятно, что вышел исторический сериал «Баязет»; 2) печально, что его титры прокрутили в скоростном режиме, не позволяющем уловить «дублеров» героев романа – актеров. Впрочем, второе, возможно, кому-то и ни к чему.

Обнародую несколько тезисов. Перво-наперво: несмотря на то, что в фильме хватает костюмно-проходных сцен, ходульных характеров, ненатуральных ситуаций (как слежка барона Клюгенау за турецкими шпионами) и, наконец, откровенно искусственных мизансцен а-ля мелодрама (в «азиатской крепости» - «французские переулки» с их «тайнами» мадридских дворов, что объяснимо – замок-то рыцарский, 14 века!), лично я от экрана не отрывался все 12 вечеров.
 
Секрет прост – ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СЕНСАЦИЯ! В этом главное достоинство зрелища. Мы чудовищно изголодались по русскому героическому кино. Не потому ль с искренним интересом я и следил именно за этим РУССКИМ СЕРИАЛОМ? И, по большому счету, он не подвел: все остальные полны дребедени, за которую после первых же кадров становится неудобно.

Не скрою, в ходе просмотра «Баязету» прощались все лубочные дела, ляпы, погрешности и натянутости. Скорее даже напротив, не в меру идеализировались и превозносились сомнительные, с точки зрения искусствоведа и историка, моменты. Но уж это, пардоньте: по причине многолетней бескормицы в героическом жанре (короткий прорыв типа «Ермака» не в счет). А еще от ностальгического, черт возьми, восторга, что долгожданное свершилось…
Увы, рядом не оказалось первоисточника – романа Пикуля, бесспорно главного нашего исторического романиста. Оттого не смог идентифицировать киноперсонажей с их оригиналами. По счастью, в финале картины назвали основных героев, плюс их последующие биографии.

Зачем взялся за перо? Есть повод. Не исключено, что лично я, может быть, чересчур неравнодушен к подвигам русских воинов, тем более освободителей, благодаря коим существуют нынешние Болгария, Югославия, Армения и т.д. (в канун 125-летия Русско-турецкой войны 1877-78 гг. даже написал статью о «просроченном» юбилее).
 
Но о другом. Подвиг защитников Баязета заслужил сериала: полторы тысячи русских солдат в голоде, заразе и жажде супротив вдесятеро превосходящего неприятеля отстояли ВСЁ. О чем и фильм!

Теперь тезисы помельче…

Господа прокатчики, не гоните галерею героев и их исполнителей. Это первое, о чем хотелось бы попросить тех, кто крутит титры. Ведь в этом ряду наверняка были открытия и таланты, которых при таком ритме прогона не заметишь. Пожелание обосную.
 
Как уже говорилось, в финале, слава богу, обозначены все литературные (и реальные) оригиналы. Однако лично мне с первых минут запомнился тот Пересвет (сажень на сажень!), что сыграл казачьего начальника Назара Ватнина!* Ватнин просто великолепен в сцене, где он осаживает, а потом с прибаутками выкуривает из гарнизона толстого инспектора, филера и мздоимца. Как лихо он забрасывает в стакан гнилого замухрышки выдернутый из стола и скрученный в восьмерку гвоздь! Бывай, мол, вот тебе на посошок. Образ Ватнина – высшая удача фильма, олицетворение народной мощи, удали и бесконечности России. Недаром грудь израненного казачьего богатыря, улитая кровью, венчает концовку фильма. Не пессимистически, - патетически.
 
Не солгу: такого артиста ЖДАЛИ очень долго! Главное  б теперь не распылиться, не скурвиться… Потенциально, на мой взгляд, этот «безымянный» («спасибо» титро-скачке) актер в силах приблизиться к вышине Глебова (Гришка Мелехов) и Лукьянова (Емельян Пугачев). Дал бы Бог!

Рад за А. Серебрякова: ролью Андрея Карабанова он утвердился в кино, сыграв приличный русский характер. Хотя, на мой взгляд, кавалергард с замашками и приемчиками кик-боксера – весьма спорная сплавка нового со старым. Как бы там ни было, на данный момент одна-единственная роль «ссыльного» светского льва Карабанова перевешивает все предыдущее творчество Серебрякова (от «Фаната» до «Бандитского Петербурга»).

Сыскался в Баязете и свой, куды ж без него, Ельцин - пьяный полковник Пацевич в иронической интерпретации Б. Химичева. Типично номенклатурный сатрап и, одновременно, раб субординации с ее «Кораном» в виде «зеленой книжицы» Устава, сей выкормыш чинодральной машины занят одним: бесцельно мечется, всем мешая, ничего не умея. При этом перманентно под мухой: опрокидывает лафитник за лафитником. Ну, во всем подстать незабвенному гаранту. Одно отличие - неельцински учтив. Временами…

Пацевича буквально тошнило от донесений о подходе турок с трагическими последствиями для крепости (ЕБН в свое время, «скручивая» боеголовки и драпая из Прибалтики, Крыма, Средней Азии, Кавказа, также вот похерил все прогнозы патриотов о расширении НАТО). Когда же османские орды таки осадили Баязет, «зеленой книжицей» овладела идея-фикс: сдать крепость, капитулировать. И вот он, растрепанный, злой, бухой, луженый, словно сохатый громила, безостановочно носится по крепости,  размахивая белой ветошью. А рус-солдат-казак-артиллерист в лице того же Карабанова, ветерана (артист Ю. Назаров), Назара Ватнина или исполнительного Егорыча послушно козыряет и… упрямо правит свое дело – защиты, обороны!

Наперекор…

Невольно ловишь себя на мысли, до чего же Баязетская эпопея напоминает современную Россию?! Вишь ты, оказывается, и 125 лет назад боевым офицерам приходилось выбивать денежное довольствие у тыловых мародеров, суя на лапу часть своего же «жалованья», только б очередь подкоротить.

Или, с другого ракурса, разве сегодняшняя Россия, снося пьяные выходки выродков во власти, не так же молча, но упорно сопротивляется безумным реформам? Так! Поскольку, если бы не сопротивлялась, то, согласно Гарвардскому проекту, к 2000 году уже бы не было ни нашей армии, ни самой России, как государства.
 
Тогда - Пацевичи, а теперь их последыши ЕБНы и проч. сдают, предают, продают Россию. Русские же, зубами высекая пудру, упорно не сдаются, плюя им на пятки. В армии, в оборонке, в космосе, в Агропроме… Вы – туда, а мы – сюда, Вы - сами, а мы – Сами, да не с вами!

Оно, конечно, всё вроде бы так, да не совсем, хоть и похоже. Ибо те офицеры здоровой, православной, общинно-соборной, не ведавшей наркотиков и порнографии России были неизмеримо сильнее нынешних «защитников Отечества». Прежние – как на подбор пассионарии и патриоты. 28 дней в осажденном Баязете они ждали помощи и, главное, знали, что она придет, что свои не подведут (не в пример тому, что мы наблюдаем нынче в Чечне или Приднестровье). И помощь в лице корпуса генерала А.А. Дергукасова (в транскрипции авторов фильма – Тер-Гукасова) пришла вовремя.

Заметьте, все это делалось, вопреки диким вывертам и загогулинам «зеленой книжицы», в пику Уставу верховного «гаранта» гарнизона. А уж как стало совсем невмочь, прапорщик Клюгенау взял и кокнул предателя, чтоб не баламутил, не подрывал боевой дух оборонцев. Жёстко, но справедливо: жил Пацевич срамно, кутил пьяно, служил бесславно и подох погано.
 
Больно даже говорить такое, но сдается, что ныне у нашей армии нет ТОЙ силы, чести, гордости, решимости, веры, воли, спайки и, главное, духовного единства, крепости и братства – солдатского и славянского! Всё реже сегодня Хвощинские, Штоквицы и Ватнины, все чаще – Пацевичи, жирные инспекторы-казнокрады-взяточники в ведомствах, заправляющих имуществом, вооружением и финансами для воинов.

 На контрасте с «зеленой книжицей» подан образ полковника Хвощинского, благородного, прямого, грамотного, смелого. «Отца солдатам», по определению Лермонтова. Оба полковника статны, седы, красивы, аристократичны. Даже внешне похожи. С той разницей, что Хвощинский, равно как и его достойный преемник Штоквиц – из породы Скобелева, Столетова, Обручева (победителей турок), а рюмочник Пацевич – из... Конкретизировать излишне – в глазах от них рябит, если глянуть на властную верхотуру теперешней «эрефии».

Упреждая неизбежные придирки дотошных критиков, сразу и однозначно выделю несомненный, грузно перевешивающий все минусы толк от просмотра.

Хоть спорь, хоть бесись, но «Баязет» воскресил, пускай и в памяти, забытое величие русского солдата, поэтику его бессмертных подвигов, почти утраченные святые традиции русской армии, а также преданную дружбу русских с армянами: сочные образы бесстрашного гонца Петроса, «русофила» Исмаил-хана Нахичеванского и легендарного генерала Дергукасова (Тер-Гукасова).

 И еще. Радует, что столь полезный исторический фильм обошелся без эротики и прочих наворотов новомодной пошлятины, ставшей едва ли не обязательным условием, чтобы снискать благосклонность нынешних худсоветов…

Вывод: вот какие сериалы нужны России, ее молодежи. А не «Бригады», не «Браты №№», не «Бумеры» и не «Бандитские Петербурги». Вот где живо, образно и наглядно показано: ради чего стоит жить, за что и как должно умирать честному русскому человеку. Наверное, поэтому фильм и показали в столь поздний час – ближе к полуночи, когда «будущие» Багровы, Белые, Космосы и Пчелы, устав от подражательских игрищ в «бригаду», либо упоролись виски, либо дрыхнут от «трудов праведных» – сиречь подлостей разбойных.

Короче, при всех издержках и недостатках, которые уже найдены и ещё отыщутся, всё-таки рискну утверждать, что на новейшей патриотической волне сериал «Баязет» – тот самый долгожданный «первый блин», к тому же «не комом». Скорее, первая ласточка…


Первая публикация:
газета «Советская Россия» от 4.11.2003
под названием «Русские в Баязете. Первые впечатления от сериала».


* Вот более поздний скорректированный пофамильно список основных исполнителей и героев:
Александр Дьяченко – есаул Назар Минаевич Ватнин
Ольга Будина - Ольга Егоровна Хвощинская
Виктор Соловьёв – полковник Никита Семенович Хвощинский
Борис Химичев – полковник Адам Платонович Пацевич
Александр Тютин - комендант гарнизона Ефрем Иванович Штоквиц
Сергей Баталов - Трехжонный
Сергей Греков – военврач капитан Андрей Борисович Сивицкий
Игнатий Акрачков – инженер Фёдор Петрович Клюгенау
Александр Ефимов - поручик Латышев
Ерванд Арзуманян – генерал Тер-Гукасов
Валерий Баринов – управляющий
Вячеслав Степанян – Исмаил-хан Нахичеванский
Игорь Письменный – жирный ревизор-коррупционер…


Рецензии
День добрый, уважаемый Владимир! Фильм смотрел. Хотя, честно должен признаться, что был разочарован - да, материал чудный, тема замечательная, но... Книгу как раз тридцать лет назад читал - "свое кино" в памяти осталось - это почти всегда ревниво мешает экранизации. Вероятно, и сама "сериальность" с не очень большим бюджетом превращает эпос в лубок - порой просто смешной (когда пяток кавалеристов пытаются изобразить казачью лаву). Леша Серебряков, безусловно, хорош! А Дьяченко - тут и ребенку ясно: наш Г.Митич! - в роли Ватнина просто великолепен. Правда, Ваши опасения, что "распылится", думается, оправдались: снимается он сейчас как раз в барахле второго сорта. Не его вина - нашего "кинематографа"...
А по поводу патриотизма ни малейших возражений нет - нужны такие фильмы! Но, как показывает экран, "менты-глухари" и прочие "школы" "кому-то там" нужнее... Спасибо и всего Вам доброго. А.Т.

Александр Терентьев   24.05.2012 15:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. Я-то роман как раз не читал, и описал впечатление от фильма. На момент истины (2003) это было сильно. Оосбенно, Дьяченко-Ватнин!

С уважением.

Владимир Плотников-Самарский   25.05.2012 19:24   Заявить о нарушении
Мне в фильме больше всего понравилось ватнинское ворчливое: "Совсем застращал нас своей зеленой книжицей!" С улыбкой А.Т.

Александр Терентьев   25.05.2012 19:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.