Достичь Терры

«Ну, что юнга – ты готов загарпунить великого Моби Дика?!
-Боцман, а говорят - его и не существует вовсе!
-Попробуй сказать об этом ему сам, когда он появится перед твоей перепуганной рожей!»
(из разговора звездных китобоев).


Достичь неизведанных или, как может статься, давно забытых земель - мечта и бремя всякого путешественника. Тут не так уж важно, как много отважных смельчаков первыми начинают путь, как сделали герои «Toward the Terra», и сами создатели сериала, взявшись за  реализацию столь рискованного проекта.

Главное, скольких еще увлекут они идеей - увидеть «землю обетованную», решительно шагнув за порог и двинув свой караван по тропам, проложенными  первооткрывателями. Дорога просмотра «Достичь Терры», как и реальная стезя приключений, вмещает в себя много сюрпризов, трудностей и преодолений.

Почему первый шаг в неизведанные дали так сложен?! Да потому, что приходиться покидать свой уютный тесный мирок и сниматься с давно насиженных теплых мест, оставив позади старых друзей и ухоженные томатные грядки.

Стоит ли идти вперед, надо ли возвращаться к истокам, оглядываться на  прошлое и пережитое?! Или, следует неуклонно и твердо следовать в направлении завтрашнего дня, несмотря на жертвы и разочарования?!Герои «Достичь Терры» сполна хлебнут и этих, и других сомнений на пути к отдаленной, но такой манящей прародине, праматери-Земле.

Нельзя не отметить, что создатели сериала, также как и их герои в своих поисках, проявили недюжинную смелость, занявшись ремейком почти тридцатилетней давности.Ретро-кавайность, модерновый 3D, кристаллизация чувств и сублимация событий, которых естественно куда больше, чем в одноимённом фильме 1980-года - всё это вобрала в себя новая экранизация.

Сведя полюса подзабытого и острые углы до боли узнаваемого, они словно первые исследователи континентов, морей и космоса, отправляясь в неизвестность, естественно рисковали.

Да, о сателлитах помнят как о вехах, о них рассказывают в музеях и ссылаются в статьях, посвященных истории развития (в данном случае жанра), но они больше интересны специалистам, чем общественности. Первопроходцы уходят во тьму прошлого, и уже никто не ждет, и не надеется на  их возвращение. Потому выход на экраны сериала подобного «Tерре» в 2007 году, подобно появлению легендарного белого кита Моби Дика, стал весьма неожиданным.

Кейт Аниан и Джоми Марк Син - два лидера своих народов, вершители судеб и отчаянные мученики, красноречивые моисеи и многострадальные иовы, обаятельные подлецы и романтично-наивные герои, облаченные в мундир диктатора и героическое трико спасителя, они идут по жизни и летят сквозь космос чрез тернии испытаний и горнило потерь. Им судьбой уготовано, безудержно биться за свои идеалы, и только через годы познать стоимость и последствия своего противостояния.

«Достичь Терры» - самый сдержанный из всех сёнен-айных сериалов, над ним явственно витает дух автора «Песни ветра и деревьев». И, кажется, что вот-вот и трепетная скорлупа красавчика-бисёнена треснет и под ней заалеет роза яойной страсти. Еще одна серия - и катарсис мужской красоты преодолеет тонкую завесу мужественной сдержанности, но черт подери, политика и война, так отвлекает от личной жизни.

В «Tерре» есть всё то, за что фантастику любят в юношеском возрасте: грандиозные события на фоне безбрежных просторов галактики, цена семейных и дружественных уз, единая судьба поколений и рок одиноких вождей наций – вот он первозданный вольный воздух космоопер. Его нетрудно спутать с научной фантастикой, благо и там и здесь есть и черты антиутопии, взаимоотношения машин и людей, прыжки в под- и -над пространства, межпланетные полеты и т. д.

Но на самом деле, космическая опера, и «Достичь Терры» тому, яркий пример,  представляет собой отдельное направление в фантастике. В ней масштабность (сражаться - так за все человечество, или за новую расу Мью), оттеняется камерностью, почти интимностью переживаний, а эпичность зачастую играючи обходит законы физики.

Главные герои и детальная проработка их характеров – вот связующая и путеводная нить повествования. А тема естественного или искусственного отбора и контроля демографического охвата вселенной – вот он важнейший повод обратить внимание на экосистему души. Все второстепенные персонажи, вплоть до белок-телепатов, нужны, чтобы «примы» могли себя проявлять, как бы убедительно не были раскрыты друзья детства и влюбленные барышни.

Господство романтизма во всем (в развивающихся в вакууме плащах и боеспособности без скафандров), широкий круг проблем морали и этики, не обязательно разрешенных, но затронутых - все черты стиля сохранены.

Творцы ремейка уделяют внимание вовсе не технологии или активному действию, как может поначалу показаться, а социальным проблемам, драматизму, развитию сюжета в динамике и психологии персонажей.

Герои космоопер могут бороздить галактику под парусом, солнечный он или обычный - это второстепенно. Стоять у штурвала или лично вести эскадру в атаку, главное искренность, граничащая чуть ли не с фанатизмом, а технические детали малозаметны на фоне довлеющих идей и концепций.

Гигантские звездолеты не могут заслонить героев, ведь космические дредноуты лишь декорации. Героев сериала мало волнует устройство реактивных двигателей – гораздо существеннее отстоять свободу мыслей и вольный простор для проявления либеральных чувств. Даже если свобода грозит перерасти в хаос и анархию – глобальная система подконтрольной жизни в резервации, наталкивается на извечный дух бунтарства и инакомыслия.

Все это можно было бы поставить в вину создателям сериала, если бы не ряд весьма показательных моментов. Подробно показанная ретроспектива поколений, больше чем просто процесс возмужания главных героев. Достигнуть вершины и потерять стимул жить, вести в бой за справедливость и стать тираном и узурпатором, завладев властью, чтобы понять, насколько бесцельны попытки убежать от одиночества.

Постепенно, серия за серией, идет прогресс характеров, и сериал все дальше отходит от однозначных оценок и утрированных ситуаций. Дети разделяют мир на «черное и белое» и стремятся не выходить за черту. Подростки пытаются перемазать всё под себя, и отчаянно рвутся за грань, бунтуя телом и революционируя душой. Зрелые понимают бесплотность этих попыток и учатся жить в мире, где все неоднозначно, и каждый имеет право на смерть и любой обречен на жизнь.

«Toward the Terra» - тот редкий случай аниме, который может набрать баллы только к середине просмотра, надо осилить трудности восприятия, зато к финалу понимаешь, что начинать свой путь все же стоило.

Дорогу осилит идущий, и посему шанс получить удовольствие от просмотра «Достичь Терры» терпеливый зритель имеет гораздо больше, нежели какой другой.


Рецензии