Т. Гумбатова. Баку и немцы. 2008г

                Содержание
               
                стр.
От автора                5
1. Баку - уездный город (1815-1859)            12
2 Баку – губернский город (1859-1869)         32
3 В преддверии  городской  реформы (1870 -1876)  63
4 Введение  Городового  положения в Баку (1877) 80
5 Первая Городская Дума (1878)                96
6 Беспутный год,  бездушный год ! (1879)  106
7 Обетованный уголок России (1880)            113
8 От судьбы не уйдешь… (1881)                120
9 Villa Petrolea - маленький рай в Баку (1882)    127
10 Открытие Закавказской железной дороги (1883) 141
11 Выбор места для Александро-Невского собора 1884)149
12 Так начиналась история здания Кирхи(1885)  162
13 «Ротшильд - Нобель,  Нобель - Ротшильд»(1886) 174
14 Чайковский в Баку (1887)                187
15 Губернатор В.П.Рогге(1888)                190
16 Приезд  в Баку Александра 111(1888)             208
17 Человек полагает, Бог располагает… (1889) 216
18 Открытие немецкого консульства (1890)         228
19 Сенсация -  немцы подрались! (1891)         234
20 Холера в Баку (1892)                243
21 Смерть потомка Пророка Магомета (1893)         257
22 Время- министр Бога по правителям (1894) 276
23 Служение протоиерея А.И. Юницкого (1895) 298
24 Хороший год (1896)                314
25 Что Новый год, то новые Думы (1897)            337
26 Баку продолжает интенсивно строиться (1898)     353
27 Памятник  Императорам Александрам (1898)    379
28 Последний год  XIX столетия (1899)            386
29 «Я лютеран люблю богослуженье...» (1899)        407
30 Новое столетие - ХХ век                417               
        Поминальная молитва                422
Указатель  названий  улиц                425
Алфавитно-именной указатель                428


                У Бога нет забытых людей,
                и Промысл Божий зрит всех.
                и миром правит Бог,
                только Бог и никто другой.

                Архимандрит Иоанн Крестьянкин

   От автора

  Историю делают люди. В нашем случае, люди  разных национальностей и вероисповеданий, которых объединил Баку- Город, который был, есть и будет. За все время своего существования, он дал приют неисчислимому количеству людей, которых условно можно разделить на две части: берущих и отдающих. У первых всегда было только одно желание - как можно больше отхватить чужого и присвоить себе. К ним можно отнести и тех, которые сегодня объявляют об «армянской нефти Баку» и даже пытаются выставить какие-то счета. Для других - город стал их судьбой. И, вне зависимости от того, как сложилась их жизнь, они всегда с благодарностью и любовью относились к нему.
   Жизнь  любого  народа  находится  в  зависимости от его Правителей и политико-экономической ситуации, которую и создают эти Правители. Это касалось и жителей Баку.  Известно, что за владычество на Кавказе боролись многие сильные государства: Турция, Персия, Англия, Россия и пр. Но так случилось (Ибо все от Бога…), что победителем в колонизации края стала Российская Империя. Можно только фантазировать по поводу того, как развивалась бы жизнь в Баку  при других режимах.
    Это история Баку в период царствования Российской Империи. Начальной нашей целью был желание рассказать только о жизни немцев в Баку и сделать это через религию. Известно, что миросозерцание и нравственные принципы, характер и судьба народа, нигде не проявляются так ясно, как в его религиозной жизни. Неотъемлемой частью жизни немцев было лютеранство. Именно этому и была посвящена   моя работа, которая нашла свое выражение  в  книге  «Жизнь немцев-колонистов за - Кавказом», изданная в 2005 году. Там немцы, в основном выходцы из Вюртембергского Королевства, добровольно избрали жизнь в чужом государстве. Они поселились на специально отведенных Российской Империей землях, где и образовали колонии. Жизнь немцев-колонистов регламентировалась «Уставом о колониях иностранцев в Российской Империи». Взаимоотношения колонистов с  другими народностями регулировались установленными правилами  поведения  и  определялись, как «соседские». Само слово «колония» подразумевает определенную обособленность жизни ее обитателей. 
В 1871 году, после объединения десятков монархических государств, образовалась Германская Империя. Это способствовало национальному и экономическому единству немцев. Часть немецких колонистов, вплоть до 1929 года, оставались гражданами Германии и пользовались ее защитой. Но большая часть к этому времени приняла присягу на верность Российскому Императору и служила своему новому Отечеству. В Баку проживало много немцев, которые родились в России, приняли православие  и давно считались обрусевшими  немцами.
Жизнь людей  в большом городе значительно отличалась от жизни в замкнутом пространстве колонии. Немцы, жившие в Баку, были другими - по происхождению, уровню образованности, культуре, взглядам на жизнь, отношению к религии. Это были «разные немцы», или, как было принято в те годы называть их «всевозможные немцы». И в этом нет ничего обидного.
Тогда людей различали по подданству (российскому, прусскому, саксонскому, австро-венгерскому, французскому и пр.). Были остзейские (прибалтийские) немцы, которые считались наиболее образованными, немцы польского происхождения и т.д. Но, прежде всего, народы отличались по вероисповеданиям. Национальность,  в большинстве случаев, определялась понятием родного языка - «мутершпрахе», что в буквальном переводе с немецкого - «язык матери».
При работе пришлось столкнуться  с трудностью точного определения национальности того или иного героя своего повествования. Поэтому решили согласиться с мнением  первого азербайджанского повествователя о старом Баку Манафа Сулейманова («Дни минувшие») и принять его определение: «В то время все, кто не мог общаться с жителями на русском языке, кто был для них нем, назывались немцами».
Рассказ о «всевозможных немцах» нельзя отделить от событий, происходивших в Баку,  и  истории   других людей, которые жили и творили в этом городе. На основании архивных  документов  и сведений   периодической печати, была составлена «Летопись Бакинской жизни - Х1Х век». Я старалась достоверно написать о том, что мне, не бакинке, показалось интересным и увлекательным не только в отношении «пришлого народа», к которому тогда причисляли русских, армян, персов и т.д.,  но и о коренных  его жителях.
Освещая историю города, невозможно было уйти от темы о жизни «бакинского армянства» ( а именно так определяет сообщество армян, проживавших в Баку, «арменовед и эксперт по истории армянских общин» Х.Дадаян в своей, недавно изданной книге «Армяне и Баку») и его  взаимоотношениях с людьми других вероисповеданий и национальностей.
Предполагая, что приведенные в работе факты могут вызвать противоречивые мнения, считаю возможным изложить более подробно свою точку зрения. Еще при работе над историей жизни немцев-колонистов  вызвало  удивление существование многих недоброжелательных отзывов об армянах, в целом.  К сожалению, при изучении жизни Баку (а на это ушло более 12 лет), этот факт не оказался  случайностью. Было отмечено, что о бакинском армянстве, хорошо говорили, в основном, только сами армяне.
 Главное, что отличало армян от других народов (и тогда, и сейчас), так это их постоянное желание любым способом  выделится из общей массы,  публично  напомнить о том, что они «армяне» (как будто бы в этом есть какая-то заслуга  человека!), и требовать к себе какого-то «особого» отношения, всегда и во всем.
Известно, что люди на земле разделены на народности, национальности, по цвету кожи  и т.д. - по Воле  Божьей. Они говорят на разных языках. И это сделал Всевышний, как НАКАЗАНИЕ одному, единому на то время народу, за их желание возвыситься над ним. Но это ИСПЫТАНИЕ всем народам, за которым неотвратимо следует наказание тех, кто не выдерживает его. И в жизни, любое возвышение одного человека или народа, над другим - наказуемо. Это зло, которое служит поводом для войн, конфликтов и разрушений. Все живущие на земле народы должны помнить, что они дети  одного, Единого Бога.
Российская Империя, в силу политических ситуаций, оказывала армянам помощь. Но только в определенных дозах. Так, Петр 1 разрешил селиться турецким армянам на землях Кавказа. Екатерина 11, после того, как «армянские мелики вымолили у нее покровительство», в 1795 году «приняла с подвластным им народом в 11 тысяч человек в русское подданство и переселила их  на Кавказскую линию, подальше от Персии». Но никто и никогда из Правителей  не обещал никакого отдельного армянского государства на территории Российской Империи, хотя вся жизнь армян в России преследовала только эту цель. Особенно досталось от армян, мягкому по характеру Правителю, Его Императорскому Величеству Николаю 11.
Х.Дадаян утверждает, что все богатства города Баку, были в руках армян. И это соответствует действительности. Но, возможно, это было чужое богатство?
В результате революции армяне получили то, что веками составляло главную цель всего армянства - отдельное независимое государство Армению. Почему же за все время существования Армянской республики, ее граждане, при их амбициях и их особенностях, так и не превратили ее, хотя бы, поначалу, в самодостаточное государство?!
Я родилась в Киеве в многонациональной семье, приехала в Баку уже взрослым человеком и обвинить меня в национальных  притязаниях  трудно. Моя жизнь пересеклась с армянами только в период последних  печальных событий. После глубокого изучения  истории переселения армян  и их сытой жизни в Баку, мне не понятно, чего еще не хватало Бакинскому  армянству?! Почему они постоянно приносят  в жертву свой же народ?! Зачем им Карабах, если они все выехали в Россию и другие государства?
 На сегодняшний день приоритетное  сотрудничество России с Арменией, на мой взгляд, является также вынужденным, и  обусловлено сложившейся политической ситуацией  на Кавказе  после распада Советского Союза. Армянство продолжает постоянно навязывать различным государ¬ствам  и другим народам, никому не понятные и никому ненуж¬ные, свои «заботы и мечты о Великой Армении», что невольно приводит к  мысли  о том, что история  имеет свойство повторяться.
И тогда, перед каждым может опять встать вопрос, возникший у Хеннинга Бэрнъельма, служащего «Т-ва Нобель», о котором пишет Брита Осбринк в прекрасной книге «Империя Нобелей». Став очевидцем в 1918 году «убийства армянами массы татарских (азербайджанских) женщин и детей в селении Бинагади и растущему бремени вины армян, он стал неприязненно относиться к ним и не очень им сочувствовал». Ожидая входа в город турков, которые, «наверняка отомстят за мартовские события», он  решал для себя только один вопрос: «Что он должен сделать, как человек и христианин, если армяне начнут у него искать прибежище и как далеко он должен заходить в исполнении человеческого долга?»

Из книги Т.Гумбатовой "Баку и немцы".Книгу можно приобрести в Москве по тел.+7 903 166 86 98.
 
 
 


Рецензии
Тамара Филипповна, спасибо Вам за Ваше творчество, за Ваш огромный труд в исследовании и описании истории нашего любимого города! Вашу книгу "Баку и немцы" прочла на одном дыхании! Абсолютно согласна с Вами насчёт армянства, правда не хочется думать плохо обо всём народе! Но увы, приходилось сталкиваться со многими представителями этого народа на разных сайтах и вступать с ними в полемику. И приходила к выводу, что многие из них фанатики, заражены вирусом ислючительности, правда неизвестно на чём основанное. Иной раз пишут такую чушь, но и я "не лыком сшита". Но что я заметила в последнее время, так это то, что и многие азербайджанцы становятся похожими на них! И ещё, пару лет назад прочла здесь, на этом сайте рассказ "Бакинцы" некоего Амирама Григорова, который выдаёт себя за горского еврея, хотя такая фамилия не встречается у нас, но она типична для армян. Мои рецензии, в которых я вступала с ним полемику и критиковала его опусы злила его и он их стирал, попутно оскорбляя меня. Извините за сумбур.
С уважением к Вам!

Лея Авшалумова   22.06.2015 06:50     Заявить о нарушении