Байки из тумана

      

В этом году ноябрь поменялся с декабрем. Обычно у нас такие туманы в ноябре. Но в ноябре выпал снег и лежал весь месяц аж до середины декабря. Затем выглянуло солнышко на голубом, абсолютно весеннем небе и снег начал таять. Беспечные мухи и древесные осы обрадовались и торопливо стали облетывать свои скомканные за ноябрьскую спячку крылышки. Но не тут то было. Словно спохватившись, с гор пополз туман, стало очень сыро и  зябко.

              В такую погоду да   на русскую бы печь, как в детстве. Залезть на тонкое рядно, прикрывающее сушащие лесные груши и издающие тонкий аромат, прикрыться теплыми куфайками и слушать, слушать разные таинственные истории.

                СТАНИЦА.

                Так что свою первую байку я пожалуй и начну с русской печки.  Мне было лет пять, когда меня привезли к бабушке на всю зиму. И самое яркое моё впечатление от этой «зимовки» - я сижу на русской печке, и в ее небольшое круглое окошко заглядывает чья то морда, похожая на волчью. В мои слова поверила только бабушка, Варвара Васильевна. Повернувшись к деду, она сказала : «опять домовой то балует».  В те времена в станице, находящейся в 60 км.  от районного центра, не было ни электричества, ни радио, ни газа. Жили можно сказать натуральным хозяйством. И рассказам о нечистой силе, домовых не была числа. Моя тетя, жившая в доме по соседству, пришла один раз сильно испуганная: во время сна кто – то лег ей на грудь и стал душить. Учитывая, что жила она в этом довольно большом доме одна, как и большинство станичных женщин  её возраста, потерявших мужей в годы войны, это было действительно страшно. Бабушка как могла её успокоила и сказала, чтобы она в другой раз спросила: « к худу или к добру». Когда опять пришел  «душитель», тетя спросила и услышала шепот: «К худу». И действительно, вскоре заболела  вся домашняя птица, а что может быть хуже  для крестьянского хозяйства.

           Бабушка моя была женщиной незаурядной. До сих пор поражаюсь, сколько же в ней, неграмотной крестьянке, работавшей до революции на барских полях, было внутренней силы, здравого смысла и врожденной интеллигентности. Вы думаете, что это сейчас без конца говорят про конец света. То он будет в 2000 году, то 2012, то 2024….  Один раз в станице началась паника, кто то что то увидел нехорошее на небе. «Всё, будет конец света», - почти единогласно решили колхозники и не вышли на работу. Зачем работать, когда будет конец света. Это действо происходило летом в середине 60 –х годов прошлого столетия. Бабушка посмеялась и рассказала нам, детям, историю. В дни её молодости, задолго до революции, тоже по станице пронесся слух о близком конце света.
Люди стали резать скот и птицу: лучше уж сейчас как следует наесться, всё одно – конец света. И вот, в назначенный сельским «пророком» день все стали ждать конца света: вроде бы и солнце не так встало, и свет солнечный не такой, и петухи приглушенно кукарекают. Не к добру это – кумекают казаки. И вдруг видит народ диво – дивное: с гору спускается непонятно что. Ужас, паника. Бабы голосят, детишки плачут.
                А это мужик с базара возвращался. И купил он деревянную кадушку (бочку) для засолки огурцов. А поскольку нести было тяжело и изнемог он от трудов праведных, то, взойдя на горку, надел он сию кадушку   себе на голову да и пошел знакомой дорожкой под горку.    
             Влетело же ему потом от мужиков. Всё ребра пересчитали. Вот с тех пор я как услышу про конец света, вспоминаю этого мужика с «деревянной головой» и меня смех разбирает. А если серьёзно, то конец света если и будет, то нас об этом никто не будет предупреждать. Конец он и есть конец.
                Верила бабушка наша в « метла на небе». Как появится «метла», добра не жди. И перед русско – турецкой войной была «метла», когда мой дедушка побывал в Турции и Российская империя чуть – чуть не завоевала себе Босфорский пролив, выход из Черного моря в Мраморное.  И перед Первой мировой войной
«Метла»  была.  Но 1933 году на восточном небосклоне появилась
Огромная «метла» и была она видна не один день. Тогда и решили:
« Всё, подметать будет людей». Так оно и вышло. Подмело голодом больше половины населения станицы. Сейчас я думаю, что «метлы  были кометами.  А вот перед войной 1941 года на небе появился крест. И заголосили в станице бабы. Знали, будет страшная война.
          Моя бабушка потеряла в этой войне единственного сына и осталось у неё три дочери, две из которых каждое лето привозили к ней на каникулы внуков. Бабушка рано ослепла, что не мешало ей хорошо ориентироваться в пространстве. Рядом с ней жила старшая дочь и чтобы попасть  в её дом, надо было выйти из калитки и пройти узкой извилистой тропинкой до другой калитки.  И бабушка всегда шла так уверенно, как будто всё видела. Один раз я у неё спросила,  как это она так ровно идет, никуда не сворачивая.  Ответ я помню до сих пор: « А меня внученька Матерь Божья всегда ведет». У бабушки всегда было трепетное отношение к Пресвятой Деве Марии. Помню её рассказ: « Когда комсомольцы ломали церковь в станице, то  школьникам велели принести из дома все иконы. А тогда в каждой хате был целый иконостас. И её сын Василий говорит: «Давай, мам, иконы. Всё равно отберут».  Бабушка расплакалась и попросила Васю оставить  одну икону с изображением Пресвятой Девы Марии с маленьким Иисусом на руках. Этой иконой её благословляли родители на замужество. И сын оставил  икону, которую бабушка спрятала и сберегла». Теперь эта икона стоит на столе в моей комнате.
               Бабушка была человеком старой, уже ушедшей от нас эпохи. Когда вера в Бога была так же естественна, как желание человека дышать, пить, есть. И стоит ли удивляться, когда на вопрос: « Бабушка, а тебе не скучно сидеть одной?» она отвечала:
« Я никогда не бываю одна. Со мной всегда Дева Мария».
                Так стоит ли удивляться, что и своё первое божественное чудо я увидела в бабушкиной станице. Напомню, что тогда была середина 60 –х гг. прошлого столетия. Когда в большинстве населенных пунктов России не было храмов, а святую Евангелию дореволюционного выпуска дедушка как зеницу ока хранил в своей небольшой комнатке в чемоданчике и это была семейная реликвия и семейная тайна. Теперь она тоже гостит у меня.
                Через дорогу от бабушкиной хаты жила её ровесница Лунева Дарья. Почтенная вдова, выдавшая свою дочь замуж за парня, жившего на этой же улице через несколько домов.  И вот Дарья приходит и зовет Васильевну к себе, говоря, что ее маленькая иконка заплакала.  Бабушка пошла к ней, а за ней увязались её хвостики: я и мой двоюродный брат. Действительно, из глаз святой, изображенной на иконе, катились редкие  слезинки. Чей  лик был запечатлен на иконке, точно не помню.  Помню, что бабушка расстроилась и прогнала меня с братом домой.  Дома, разговаривая об этом с дедушкой,  бабушка расстроено говорила: «Быть беде, иконы зря не плачут».  За несколько дней это чудо посмотрели все станичницы.  И наступило то, что так боялась бабушка. Луневу убил из ружья собственный зять. Что – то они повздорили, Дарья пришла от дочери в слезах, зашла к бабушке. Та предложила соседке переночевать  у нас. Но женщина пошла домой. А утром ее нашли убитой под кроватью. Вот такая история.
Зятя осудили на десять лет, а куда делась плачущая икона, не знаю.    

            

           Байка вторая. Про мертвецов и мертвые души.

      Теперь священнослужители убеждают мирян на первый день Светлой Пасхи идти в храмы, а потом домой. На кладбище же поминать усопших идти в родительский день.
 
           Но в детстве в бабушкиной станице на кладбище ходили в первый день Пасхи. Этот обычай тянулся с самого дня основания казацкого поселения. И на кладбище всегда служил священник. С чем это было связано, так и не знаю.
             Приходили на кладбище рано утром, едва успев подоить коров. Нарядно одетые люди, помолившись и раздав гостинцы, осветив паски торопливо шли домой встречать души своих умерших родственников. Чтобы какая – нибудь душа, прибыв слишком рано, не заскучала, на стол  обычно ставили освященные с вечера пасхи, мёд, пряники.

                Вообще умершие были тесно связаны с живыми. По станице ходил рассказ про некую ленивую бабу, которая проспала и не пришла со всеми рано утром на кладбище. И снится ей мать, одетая в строгие чёрные одежды: «Доченька, мы ждём тебя, ждём, а ты не идешь!  А ну быстро вставай!». Неудивительно, что женщина бежала к родным могилам всю дорогу. Или вот ещё один пример,  подслушанный из взрослого разговора.
                К бабушке пришла дальняя родственница и стала рассказывать, что снится ей каждую ночь недавно умерший муж и
Всё время жалуется:  «Тяжело мне лежать, женушка». И что только его жинка не делала: и поминала, и молебны в церкви заказывала, и батюшка на могиле службу служил.  Бабушка покачала головой и посоветовала внимательно осмотреть могилку.  В результате выяснилось, что кто – то положил тяжелый камень и присыпал его землёй. Как  только камень убрали, сны перестали преследовать несчастную вдову.
                Но самое интересное и пожалуй жутковатое с моей точки зрения происходит тогда, когда мертвые являются живым не во сне.    
                У моей мамы был старший брат Василий, погибший в военные годы. Он был намного старше мамы и очень любил свою маленькую сестричку. После гибели он являлся к ней довольно часто, предупреждая о будущих неприятностях. Когда мне было лет 8, тяжело заболел мой отец и его отправили на лечение в Москву. И дядя Вася пришел к маме и говорит: « Отдай мне своего мужа.» Мама расплакалась и стала умолять брата не оставлять детей сиротами. Тогда дядя Вася рассердился и сказал, что уходит и больше никогда не придет. (Звучит несколько фантастично, но всё так, как было).
                На другой день открылась дверь и вошел отец, живой и веселый. Он шутил и смеялся. А потом исчез.  Ближе к вечеру мы получили телеграмму, что операция прошла успешно.
                Очень часто маму навещает бабушка. Недавно маме стало плохо во сне и она почувствовала, что умирает. Она проснулась от острой боли в сердце и увидела склоненный к её кровати силуэт: « Пей лекарства, дочка» услышала она бабушкин голос. Ну а дедушка, по словам мамы, почти всегда с ней, она чувствует его запах. Самое странное это то, что когда я, услышав повизгивание собаки, зашла в комнату, то увидела, как псина радостно вертит хвостом  и ласкается к кому то невидимому. А мама сказала : «Здесь находится дедушка, слышишь, он говорит «Кутюк, кутюк?( «Собачка, собачка»)». 
                Ко мне, слава богу, покойники не являются. Говорят, что они приходят только к тем, кто их не боится.          


Рецензии
Галина, люблю я читать твои рассказы. Ты словом , как кистю, рисуешь, все представляется явственно. Метафизические явления, представленные здесь, как ты понимаешь,это фрагменты многомерной реальности, в которой мы всегда живем,но не каждому дано осознать, что это есть на самом деле. Многие суеверно относят такие события к области больной фантазии того или иного человека. Я бы могла тоже кое-что рассказать о подобном...

Светлана Ким 3   25.05.2021 11:05     Заявить о нарушении
Расскажи, было бы интересно.

Галина Терешенок2   25.05.2021 11:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.