Остров заключенных
Творчество писателя отличает смешение жанров, к примеру, вышедший в 1967 г. роман «Разумное животное» соединяет в себе политические и фантастические черты, роман «Смерть – мое ремесло» 1952 г. написан в стиле документального репортажа. В предисловии к «Острову» автор поясняет, что, избрав жанр исторического романа, решил рассказать «…историю поселенцев острова Питкерн так, чтобы реальные события послужили лишь схемой, а я, ничем не связанный, мог измышлять любых героев и любые ситуации». Однако вымышленные обстоятельства служат основой для создания реалистического мира. Высадившись на клочке земли, окруженном океанскими водами, матросы столкнулись с необходимостью не только постройки хижин и добывания пищи, но и принятия законов для поддержания порядка. Все бы ничего, но едва наметившиеся разногласия на корабле, на суше переросли в непримиримое противостояние. Причин, помешавших сплотить «общество в миниатюре», много. Это классовые предрассудки (фигура капитана Мэсона, упрямого и ограниченного человека, сразу утратила авторитет в глазах команды, как только судно причалило к берегу), алчность и зависть, но главная – несправедливость закона, покоящегося на силе оружия. Матрос Маклеод, на костистом лице которого отразились лишения прожитой жизни, благодаря своему политическому красноречию и хитрости, собрал группу сторонников. При ее поддержке он вершил дела на острове. В начале сжег корабль, чтобы тот не выдал их пребывание на острове, затем провел распределение женщин между матросами, при этом из круга голосующих вычеркнул таитян, так что последним пришлось наблюдать за ходом обсуждений в ночной тени деревьев. Огонь войны разожгло решение Маклеода и его «свиты» разбить плодородные участки земли, отведя полинезийцам унизительную роль батраков. Когда Парсел, помощник капитана, в гневе указал на нелепость этой затеи – «…На Таити даже самый последний бедняк имеет садик и несколько кокосовых пальм… - говорит он, - Это же значит нанести им кровную обиду!», то Маклеод, нахмурившись, лишь ответил «у нас ружья».
Из всех персонажей привлекает к себе особое внимание Парсел. Худой, религиозного склада, он обнаружил твердость духа, о которой мало кто подозревал из команды. На собраниях поселенцев он смело выступал против несправедливых решений большинства и в эти моменты поистине вызывал уважение. Однако в последствии судьба поставила его перед выбором – примкнуть с оружием в руках к тому или иному клану. Чувствуя весь ужас надвигающихся событий, он отказывается участвовать в безумной схватке, тем самым, снимая с себя ответственность за происходящее. Заповедь «не убий» стала главным мотивом его поступка. Он не переступил черту, но ее быстро переступили остальные. Позже, когда население острова значительно сократится, вождь таитян Тетаити назовет моряка "ловким человеком". Неожиданная характеристика прозвучит как удар хлыста. «А что, если это правда? – пронзает Парсела мысль. – Где мое уважение к жизни, мой ужас перед насилием? Как знать, быть может, я лгал себе, прикрываясь благородными побуждениями?».
За приключенческой канвой романа несложно угадать политико-философский смысл. Робер Мерль размышлял здесь и о военной угрозе. Война – стала популярной темой во французской литературе второй половины ХХ века. Описывая историю истребления островитян, Мерль показывает, что причины ее кроются не только в нарастающей мощи оружия или фашисткой идеологии, но и в самом существовании погрязших в склоках людей, для которых насилие стало неотъемлемой частью повседневности.
Свидетельство о публикации №212052300649
Мерля читала все, что переведено на русский - но дать оценку - не смогла бы, везде мощный политический фон.
Увидела - другой взгляд на "Остров"
Спасибо
Понравилось
Т.
Татьяна Матвеева 2 02.11.2013 19:19 Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Анна Юркова 04.11.2013 21:18 Заявить о нарушении