Одни сутки на Камчатке

   Хочу рассказать про одни сутки из 1095 прожитых мною на Камчатке. Эти сутки остались в памяти на всю оставшуюся жизнь из за своей неординарности, но таких суток было много. Но о них расскажу в другой раз.

   Так получилось, что я в тот раз оказался в четырёх ипостасях: кроме своей должности --заместителя командира технического дивизиона по вооружению, исполнял обязанности командира дивизиона, начальника штаба дивизиона ( они уволились в запас ) и заместителя командира группы дивизионов по вооружению. Огневые дивизионы со своим командованием и командованием группы дивизионов убыли на полигон для выполнения учебно-боевых стрельб. На месте дислокации остались дежурные силы во главе с временно исполняющими обязанности. Технический дивизион к стрельбам не привлекался.

    Перед отъездом штатный заместитель командира группы по вооружению рассказал мне на что обратить внимание при исполнении его обязанностей. Самое главное – обеспечить жизнедеятельность жилого городка, а в нём самое главное – обеспечение электроэнергией. Городок запитывается кабелем промышленной сетью. Но нередки случаи, когда город отключал нам подачу электроэнергии и нам необходимо переходить на электропитание от собственного дизеля. В подразделениях есть свои штатные дизеля и дизелисты и там все знают как действовать в подобных случаях. Главное, чтобы проследить за электроснабжением жилого городка. На дизеле городка нет штатного дизелиста, нет аккумуляторных батарей для запуска дизеля. Поэтому при пропадании электроснабжения городка мне нужно будет организовать доставку аккумуляторов к дизелю,  дизелист сам туда прибудет, т.к. пропадание промышленной сети он обнаружит на своём рабочем месте. Так что об этом беспокоиться не надо.

    Дизельное топливо для дизеля есть в достатке в ёмкости. Так что моей задачей будет быстро доставить аккумуляторы и перемычки к ним для подсоединения к дизелю. Далее – подсоединить эти аккумуляторы. При этом штатный зам. по вооружению группы прямо на дизеле показал эти клеммы. Остаётся нажать кнопку стартера,  запустить дизель и подключить его к  линии для подачи электроэнергии потребителям. Главный потребитель – кочегарка. Она не может нормально функционировать, т.к. вентиляция печи осуществляется от электровентиляторов. При пропадании сети вентиляции нет и тогда вода в котлах достигнет 100 градусов по Цельсию и взрыв котла неминуем.  Тогда на всю зиму городок будет без отопления, трубы в домах полопаются и будет очень нехорошо. Так что доводить до таких последствий никак нельзя.

    В описываемом дне комбриг вызвал всех руководителей подразделений в штаб для подведения итогов нашей деятельности за месяц. Для поездки в Петропавловск – Камчатский использовали машину нашего дивизиона Уаз 69. В ней 8 мест и поместились все от группы подразделений.

   По дороге в Петропавловск я обратил внимание на позёмку. Шёл мелкий снежок и на дороге образовались барханчики из снега. Но высота их была небольшой и препятствовать нашему движению  это не могло. Но если снег не прекратит падать весь день, то к нашему возвращению вечером могут возникнуть проблемы. Так что на душе стало нехорошо.

   Совещание и подведение итогов прошли как обычно, ничего запоминающегося не произошло. Всякая такая поездка для нас была приятным событием в целом.  Иногда бывало и не очень, когда на подведении итогов слышал критическе стрелы в свой адрес, а то и получал кто то взыскание за какие то упущения. Но в целом такие поездки вносили разнообразие в наш быт, нарушали монотонное течение жизни. Обеденный перерыв приносил тоже приятные впечатления. Он проходил, как всеобщая пирушка, т.е. весело и непринуждённо. Затем следовал поход  в военторговский магазин и, наконец, вторая часть подведения итогов.

    Вечером после окончания подведения итогов – «по коням» и дорога домой. Но в этот раз на половине пути домой наш Уазик останавливает солдат и сообщает, что передано штормовое предупреждение и комбриг приказал нам остановиться в Тундровой до утра. В Тундровой находились два технических дивизиона нашей бригады. В их казармах и предлагалось заночевать.

     Вот незадача. А вдруг на нашей группе отключат свет, пока мы тут будем «загорать»? Кочегарке нашей придёт конец. Отвечать же в любом случае придётся мне. И я принимаю решение: высаживаю всех своих попутчиков в Тундровой, а сам с водителем продолжаю путь домой. К этому времени перемёты на дороге стали уже значительными, а снег не только не перестал падать, но и намного усилился. По опыту прежних поездок я знал, что три раза в сутки, как минимум, в нашу сторону ездит ГТТ или ГТС (гусенечный тяжёлый или средний тягач). Он возит  пищу для солдат сухопутной дивизии на посты на дороге и на свой полигон, который рядом с нашим жилым городком. На случай, если нам самим пробиться домой не получится, то я рассчитывал на помощь «братьев по оружию».

    Мой расчет оправдался. Всё получилось, как я и предвидел. Мы, конечно, застряли на дороге. Машина буксовала и нам уже было невозможно ехать ни вперёд, ни назад. ГТТ  ждать пришлось не долго. Я остановил его и попросился на буксир. Ребята согласились. Накинули трос на крюк тягача и нашей машины,  я пересел в ГТТ, оставив водителя в машине рулить. Поехали. Движение было сначала бодрое, но потом пришлось переключать передачу, усиливать двигатель и при переключении сцепления тягач остановился. Движение возобновлялось рывками и после очередного рывка тягач вдруг пошёл подозрительно легко. Второй водитель-механик тягача открыл в потолке люк и выглянул в сторону буксируемой машины. Оказалось, что она сорвалась с троса, потому так легко покатил тягач. Пришлось давать задний ход и подъезжать к нашей машине. Тогда выяснилось, что трос не просто соскочил с крюка, а оторвал крюк вместе с бампером. Теперь машину цеплять не за что, разве что за переднюю ось машины. При такой транспортировке можно вырвать ось и машину восстановить будет практически невозможно. Мгновенно принимаем решение: машину оставить на дороге. Сливаем воду из радиатора, забираем в ГТТ  водителя нашей машины и продолжаем путь.

    Так мы на ГТТ добрались до группы подразделений и оказалось, что мои худшие опасения сбылись. Света нет. Городок во мраке. И я завертелся. Вызвал дежурный тягач (КРАЗ-255), он привёз аккумуляторы и перемычки к ним. Заглянул  в кочегарку, там – паника: температура в котлах уверенно ползёт вверх к 100 градусам, а там и взрыв неминуем. Поэтому кочегары убежали со своих мест и топчутся у входа в кочегарку.

   Я – пулей в дизельную. Там – полный мрак, но кто то догадался захватить с собой фонарик. При свете этого фонарика стали подсоединять аккумуляторы к входным клеммам дизеля. Пытаемся запустить дизель. Тишина. Даже попыток провернуть вал нет. Может быть схему собрали неверно, может не на те клеммы подсоединили провода? А собралось, кроме меня  и дизелиста, ещё несколько человек. Я никого из них не знаю и потому наугад у всех присутствующих спрашиваю: «А схема подключения есть?» Из темноты кто то отвечает: «Есть».-- «Давай её быстрей». Схема оказалась в этой же комнате. Разворачиваем схему, светим фонариком. Схему вижу первый раз в жизни. Но надо разбираться и при том как можно быстрее. Счёт идёт может быть уже не на минуты, а на секунды. В любой момент наши судорожные усилия могут оказаться никчемными, если прогремит взрыв котлов в кочегарке, которая рядом, за стенкой.

   Нахожу на схеме клеммы, к которым должны подсоединять аккумуляторы. Сверяю с клеммами на дизеле. Подключено верно! Тогда почему же не запускается? Уже скорее от безысходности, а не по законам логики даю команду дизелисту отсоединить и поднять крышку на клеммной коробке. А вдруг дальше провод обгорел и потому цепь оборвана и потому дизель не запускается. Снимаем крышку и что я вижу! Нужные клеммы кем-то закорочены накоротко перемычкой! Конечно, при такой перемычке дизель не запустится  и к тому же мы разрядим аккумуляторы и загубим их. Даю команду дизелисту снять перемычку. Он быстро это делает. Теперь пробуем запустить дизель вновь. И он запускается! С первой же попытки! Ура! Дизелист выводит дизель на режим, включает нагрузку. В городке появляется свет В кочегарке заработали вентиляторы. Мы спасены. Приехали вовремя. Останься я в Тундровой и выполни приказ комбрига и всё. Группа до весны мёрзла бы своих квартирах, солдаты – в казармах. Трудно даже представить все последствия. Но я  живо себе представляю эту картину, т.к. во время службы в Подмосковье в Костерево, где был большой жилой городок  ЦОКа ( Центральные офицерские курсы повышения квалификации) и дома нашего полка как раз однажды среди зимы взорвался котёл, который отапливал весь городок. Я помню, как мы мёрзли. Спали в верхней одежде. Все батареи отопления  в домах полопали. Обогревались в квартирах газовыми плитами: включали на кухне все конфорки. Но в итоге газ, завезенный в подземный резервуар для нужд наших домов на месяц закончился через три дня. Теперь ещё и еду не приготовить. Осталась только электрическая энергия. Все бросились покупать электроплитки. На них можно приготовить пищу, но не обогреться. Кинулись покупать электрообогреватели. Электросчётчики намотали за месяц столько, что все за голову взялись: как рассчитаться за электроэнергию? Стало быть греем не 24 часа, а половину и только в одной комнате. Было очень холодно. Жёны стали писать коллективное письмо в ЦК КПСС, и во все военные инстанции ( чтобы не подставлять мужей).

    А новый котёл и его установку никто не финансирует. В армии у каждой вещи есть установленные сроки службы. По истечении этих сроков вещь списывается, признаётся негодной к эксплуатации, подаётся заявка на новую и только тогда можно через год-два получить требуемое. В нашем  же случае котлы почти новые и до окончания сроков эксплуатации, как до Луны, а потому никто не имеет права  выделить новые. Выход только один: установить виновного и за его деньги купить новый котёл. Но это не реально, т.к. нужных сумм не может иметь ни один офицер Советской армии в принципе. Поэтому дошли до ЦК КПСС, Министерства обороны и проблему всё таки решили. «Виновного» вычислили быстро и сняли с должности с последующим понижением.

    Чтобы вытянуть остатки взорвавшегося котла и внести новый пришлось разбирать боковую стену кочегарки. Такие объекты строят так: сначала устанавливают котельное оборудование, а потом вокруг него строят стены.

   Вот всё это ожидало нашу кочегарку на группе дивизионов на Камчатке.
   Утром вернувшиеся «на базу» из Тундровой спрашивают у меня , не наш ли Уазик стоит на дороге в нескольких километрах от городка. Я про него в суматохе и забыл и водитель утром не напомнил. Пришлось посылать дежурный тягач за брошенной на дороге машиной и казалось, что эпопея благополучно завершилась. Для всех – благополучно, а для меня – совсем наоборот. Я получил от комбрига взыскание за невыполнение приказания – предупреждён о неполном служебном соответствии. Кто то ж доложил комбригу о моём непослушании.

   Вот так вместо благодарности за спасённое хозяйство – взыскание. Вот так и жили, когда всё было поставлено с ног на голову.

        23.03.2010.


Рецензии