Контрольная работа Исламская революция в Иране 197

     ГОУ ВПО Красноярский Государственный Педагогический Университет им. В. П. Астафьева.





                Кафедра всеобщей истории.




                Контрольная работа:

«Исламская революция в Иране 1978-1979 гг. Расстановка социально-политических сил накануне революции»










                Выполнил: студент V курса
Группы 5,5
Шаталов И.С.











       Красноярск 2010 г.
   I

       К 1978-79 гг. капиталистический уклад стал господствующим в экономике страны. Традиционные формы, однако, были ещё достаточно значительны, особенно по доле занятых в них. Это определяло социально-экономическое положение большей части населения. Переход на капиталистические рельсы отражался и на обострении социально-политической борьбы.
      Шахский царствующий дом превращался из феодального землевладельца в капиталистического предпринимателя. В данный период сложился мощный фабрично-заводской пролетариат, большое количество людей по найму было занято в строительстве (1,2 млн.чел) на транспорте (431 тыс. чел.). Создана чёрная металлургия полного цикла производства. Развитие финансовой и банковской системы. Численность занятых в торговле составляла 668 тыс. чел; в сфере услуг: 1,5 млн. чел.
Быстрый процесс развития капитализма в ходе индустриализации страны привёл к росту бюрократической буржуазии и высшего аппарата государственных и частных предприятий. (ок. 3,5 тыс. чел.).
Многочисленной прослойкой в канун революции являлась научно-техническая и творческая интеллигенция (470 тыс. чел).
Особое место по своим социально-психологическим и (как стало очевидно в связи с революцией) политическим потенциям занимало в городском обществе мусульманское духовенство как корпоративное сословие.
В 60- 70-е гг.происходит рост монополий и слияние промышленного и банковского капитала. Буржуазии противостоял фабрично-заводской пролетариат (240 тыс. чел.). Однако, в целом, пролетариат в Иране был не монолитным по политэкономической структуре, что характерно для многих развивающихся стран. Из лиц наёмного труда в городском населении Ирана к фабрично-заводскому можно отнести 1,7 млн. чел. Среди мелкой буржуазии иранских городов преобладали традиционные слои, не использующие наёмный труд регулярно. В общем их количество насчитывало примерно 1 млн. чел.
 Около 350 тыс. чел. из занятого населения были военнослужащими. К тому же было зарегистрировано свыше 190 тыс. безработных и 32 тыс. сезонных рабочих.
В целом процесс классообразования ещё не был завершён. Имелись существенные различия в социально-классовой структуре города и деревни. В городе капитализм охватил большинство самодеятельного, чем традиционное производство. В деревне капитализм, наоборот захватил более традиционное производство. Число наёмных рабочих в расчёте на одного хозяина имел существенную разницу между городом и деревней. Во всех отраслях народного хозяйства в деревне на одного хозяина приходилось в 3,5 раза больше наёмников, чем в городе.
Картина городского капитализма менялась с потоком мигрантов из деревень, которые представляли собой подходящую рабочую силу для роста мелких предприятий с числом занятых до десяти. Социально-классовая структура Ирана в 60-70-е гг. адекватно отражала сильные и слабые стороны развития капитализма в стране.
Социально-классовая структура иранского общества накануне революции была отмечена нечёткостью и расплывчатостью границ.
Индустриализация осуществлялась при помощи социально-экономическими реформ, содействующих развитию капитализма. С 1966/67 по 1976/77 произошёл рост населения с 25,8 млн. до 33,7 млн. чел. Рост занятого населения с 6,9  до 8,8 млн. чел. Возросла доля работающих по найму среди самодеятельного населения с 48,1% до 53,9%, в городе – с 69,3 до 71,8, в деревне – с 35% до 38, 3%.
Возросло число семейных работников, увеличилась их доля в самодеятельном населении. Причина роста численности и доли семейных работников в условиях социальной перестройки в сторону капитализма объясняется тем, что быстрый рост стоимости рабочей силы за период 60-70-х гг. вынудил мелких предпринимателей привлекать к труду неоплачиваемых семейных работников. Развитие отношений найма вовсе не означало вытеснение традиционного сектора. Он сохранял свои позиции.                Однако по социально-экономической структуре Иран приближался к Греции, Испании и Португалии, чем к большинству развивающихся стран Азии. Капиталистический уклад в канун революции оказался господствующим в городе, системообразующим в деревне и господствующим в обществе в целом; главной социально-экономической предпосылкой революции стало обострение специфических капиталистических противоречий и противоречий между современным и традиционным производством.


     II
       C конца 50-х гг. По середину 70-х гг. в Иране быстро увеличивалось неравномерность в распределении доходов среди различных групп населения. В течение 60-х и 70-х гг. в Иране происходили неоднократные изменения розничных цен на потребительские товары и услуги. В 60-е гг. инфляция была незначительна, на период с 1971 по 1974 гг. инфляция несколько увеличилась, но всё ещё оставалась невысокой. С 1973/74 по 1978/79 гг. инфляция увеличилась многократно. Но на это период приходится резкое увеличение доходов от нефти в результате четырехкратного роста цен на неё, что в сочетании с большим инвестиционным спросом в период выполнения пятилетнего плана развития послужило в конечном счёте причиной столь крутого подъёма инфляции. Монархия стала прилагать усилия, чтобы воспрепятствовать дальнейшему развитию инфляции. Предпринимались создания условий для повышения доходов трудящихся.
        С 1968 по 1977 гг. номинальная заработная плата наёмных рабочих увеличилась в 6 раз, а реальная – в 3 раза.
           Доходы хозяев предприятий в 60-е гг. были подвержены некоторым колебаниям, но всё же с конца 60-х гг. по 1976/77 росли быстрее цен. Рабочие средних предприятий зарабатывали в 1,7 раз больше чес наёмные и в 1,3 раза меньше рабочих крупных предприятий. Заработная плата всех групп рабочих увеличивалась, опережая рост цен, у рабочих в 5-7 раз, у техников в 3-4 раза. В горнорудной промышленности рост заработной платы также был очень значителен. Значителен был рост доходов неквалифицированных и наёмных рабочих.
         Доходы же хозяев в розничной торговле роста практически не имели. Доходы интеллигенции и служащих были даже выше доходов фабрично-заводского пролетариата. Жалованье учителей зависело также от квалификации, выслуги лет и образования. В целом доходы служащих росли очень быстро.
       Основной социальной группой, чей доход отставал от роста цен, были представители традиционного сектора воспроизводства, плохо приспосабливающегося в структуру общественного хозяйствования.
       У основной массы жителей городов Ирана материальное положение не ухудшилось, а существенно поправилось. Несмотря на это в распределение доходов отмечается всё большее неравенство. Так, доля расходов низших 10% домашних хозяйств сократилась с 1,77 до 1,37%, а высших 10% возросла с 35,37 до 37,99%. Если расходы семей высшей категории в 1959/60гг. превышали расходы низшей группы в 20 раз, то в 1973/74гг. превышение было 29-кратным.
    Усиление неравномерности в распределение доходов – обязательное условие поляризации общества. Необходим рост различий в потреблении. Увеличению разрыва в потреблении в Иране 70-х гг. способствовало распространение правящими кругами идеи потребительского общества, а также резкого роста притока нефтяных финансов.
Роскошная жизнь шахского окружения, бюрократов, финансистов, присваивающих значительную часть доходов, которые потекли рекой благодаря нефти, вызывали у трудящихся смешанное чувство недовольства, социального протеста с чувством ущербности, обездоленности.
     Одной из предпосылок революции стало осознание иранским народом относительного обнищания, то есть осознание того, что несмотря на рост доходов, львиную его долю присваивают себе представители высшего сословия. Само же относительное обнищание можно характеризовать как результат экономического развития страны, и как одну из составляющих непосредственной предпосылки революции – экономического кризиса., разразившегося в Иране перед началом революции.
В Иране шёл процесс интенсивного комплексного развития производительных сил. Он предопределял параллельный с ним рост многих противоречий, присущих капиталистическому способу производства. Индустриализация проходила в условиях перестройки экономики под мировое капиталистическое хозяйство. Начавшись как импортозамещающая и постепенно усложняясь, индустриализация порождала всё большую зависимость от импорта деталей и узлов, для сборочных предприятий и целых предприятий выпускающих промежуточную продукцию. Острой оставалась потребность в импорте продукции промежуточного потребления.
Проводя импортозамещение, монархия предусматривала и экспортную ориентированность развивающихся производств. Но на данный период времени проводилась политика всемерного использования экспорта нефти как источника валюты. СССР внёс свой вклад в то, чтобы Иран сумел сломить противодействие империализма его индустриализации. Однако монархия решала экономические проблемы, находясь в военно-политическом союзе с империализмом США.
Своеобразным феноменом была шахская монополия в виде Фонда Пехлеви – «королевского домена». Крупная промышленная и банковская буржуазия в канун революции не скрывала того, что тяготится шахской монополией.
Решая проблему преодоления экономической отсталости, монархия в процессе ломки колониальной структуры экономики учитывала три аспекта этой проблемы: отраслевой, территориальный и социально-экономический. Наиболее сложным оказался именно социально-экономический. Обстоятельством, усугублявшим положение, являлся и быстрый рост доходов от нефти. Эти и другие особенности развития экономики Ирана вели к инфляции. Попытки монархии остановить её с помощью механизма государственных финансов, карательных органов, отрядов по борьбе со спекуляцией не привёл к успеху.
Отставание экономического развития от экономического роста в условиях высокого уровня доходов от нефти явилось ещё одной предпосылкой революции 1978-1979 гг.

III
Ещё одним фактором, способствующим назреванию революции, явилось установление Мохаммедом Реза Пехлеви личной власти. Установление личной диктатуры осуществлялось двумя методами: внесением нужных монарху изменений в текст конституции и несоблюдение предусмотренных конституцией положений, которое обеспечивалось использованием аппарат насилия и принуждения.
В сентябре 1967 года конституционные поправки «наделили шаха исключительным прерогативой назначать себе преемника, на которого возлагается регентство до достижения двадцатилетнего возраста наследным принцем. По действовавшему до того положению в случае смерти шаха регент назначался в течение 10 дней парламентом.» ( ст. 38 и 41 Дополнения к Основному закону).
Попрание конституционных свобод шах обеспечил без внесения изменений в конституцию. Для этого он использовал мощный и разветвлённый аппарат, созданный им в 1957 г. тайной полиции – САВАК.
Складывающаяся революционная обстановка имела ряд предвестников. Одним из них стали открытые письма, с которыми осенью 1977 г. некоторые представители интеллигенции, военные и представители других сословий стали обращаться к шаху и к руководящим деятелем страны. В них описывалась невыносимая общественная обстановка, к которой привела политика монархии. Приводились факты расправы полиции и агентов САВАК со студентами и иных фактов попрания конституции.
Страна стремилась к установлению демократии и это обстоятельство могло объединить различные социальные слои.
В отношении политических партий монархия занимала диктаторскую позицию, подвергая их постоянным преследованиям. После краха двухпартийной системы, щах стал покровительствовать партии «Иране новин», которая выступала за индустриализацию страны. 7 марта её лидер – Хасан Али Мансур сформировал кабинет, в котором почти все посты заняли члены этой партии. Пехлеви же способствует массовому притоку народа в ряды этой партии. Существовали и другие партии: «Мардом», «Ираниян» и «Паниранисты» но их количество и влияние было не столь существенно.
Превращение «Иране новин» в массовую организацию объяснялось стремлением Пехлеви овладеть сознанием как можно большего числа подданных, сделать их своими единомышленниками.
Вскоре после IV съезда «Иране новин» 5 марта 1975 г. Мохаммед Реза Пехлеви дал указание о создании единой партии – «Хезбе растахидзе меллате Иран» - «Партии возрождения иранской нации», коротко – «Растахиз», которая должна была вобрать в себя существующие четыре партии. Днём официального появления партии стало 1 марта 1975 г. Однако уже в 1977 г. многие члены партии стали проявлять недовольство тем, что остаются не у дел – к ним не прислушиваются. Не было единства и на идеологическом фронте в партии, в её рядах возрастала напряжённость. В итоге с июня 1978 г. в отставку уходят многие члены партии а 2 октября объявляется о роспуске партии «Растахиз».
Таким образом, партия, созданная по воле и в соответствии со взглядами шаха ушла в небытие. Искусственный и насильственный характер создания угодной монарху партии, начатый ещё с 40-х гг. исчезновение легальной оппозиции оставили свой отпечаток.








      IV
Буржуазно-либеральная оппозиция шахскому режиму была представлена двумя организациями: Движением за свободу Ирана (ДСИ) и Национальным фронтом (НФ).
ДСИ было создано аятоллой Махмудо Талегани и Мехди Базарганом в 1963 г. бывшим лидером НФ. После неудач НФ в борьбе против шахской диктатуры М. Базарган  решил заключить союз с духовенством. Создание ДСИ объединяло усилия религиозной и светской оппозиции. Часть высшего духовенства была связана экономически и социально-политически с базаром, где господствовал торгово-ростовщический капитал. Следовательно ДСИ в 70-е гг. отражал интересы умеренной части духовенства и торгово-ростовщической буржуазии.
Программа организации предусматривала восстановление принципов конституции 1906 г; режим конституционной монархии, соблюдение гражданских прав и свобод, формирование не зависимого от шаха правительства, ответственного перед парламентом, верховный надзор духовенства над законодательной деятельностью парламента. Умеренная часть духовенства не стремилась к ликвидации монархии и переходу всей полноты власти в руки духовенства, она ограничилась требованием соблюдения конституции, предусматривавшее косвенное участие в структуре государственной власти.
В условиях капитализма ДСИ добивались лишь компромисса путём ликвидации наиболее неприемлемых особенностей государственной политической системы Ирана. Выступали за изъятие у шаха неограниченный власти и устранение господства монополистической буржуазии. Установление конституционной монархии умеренной части духовенства представлялось достаточным условием.
Радикальная часть духовенства не создала своей политически оформленной организации и разделяла взгляды Хомейни, добивающегося ликвидации монархии и замены её диктатурой богословов, восстановления норм и принципов ислам во всех областях общественной жизни. Во внешней политике она выступала за борьбу против империализма США, а также противодействие угрозе проникновения социализма и коммунизма исходящего от СССР. Внутри страны выступала против монархии и левых демократических сил. Она надеялась восстановить в Иране раннеисламское общество  с господством мелкотоварных отношений и исламской идеологии.
Национальный фронт – другая буржуазно-либеральная организация была воссоздана в 1977 г. как коалиция трёх организаций. Правое крыло – Партия иранской нации под руководством Дариюша Форухара, центр – партия «Иран» во главе с Шапуром Бахтияром, левое крыло – Общество социалистов национального возрождения, возглавляемое Каримом Санджаби. Организации составляющие НФ являли собой небольшие группы буржуазных либералов, с ничтожной численностью членов.
НФ руководствовался уставом 1963 г.
Цели НФ выражались в восстановление личных и общественных прав и свобод иранского народа в соответствии с основными законами Ирана и Всеобщей декларацией прав человека; установление законной власти путём всеобщих выборов, защита принципов конституции 1906 г; проведение независимой внешней политики с учётом Устава ООН; поддержка всех стран Азии и Африки, борьба с политикой колониализма.
Для достижения этих целей НФ предполагал создать независимую, сильную судебную систему, роспуск САВАКа, изъятие из-под власти шаха армии и передать её под ведение независимому правительству, навести порядок в госаппарате.
НФ не требовал ликвидации монархии, допускал наличие конституционной монархии с независимыми от шаха парламентом, правительством и армией. В отличие от программы ДСИ программа НФ носила исключительно светский характер.
Хотя НФ считал себя выразителем интересов средней буржуазии, его программа предусматривала сохранение всех командных постов в экономике в руках крупной монополистической буржуазии как наиболее мощной силы. Выступая против диктата монархии и связанной с ней группы буржуазии, НФ оказывался в союзе с базарно-исламской группировкой, которая превосходила его по силе, численности и организованности, преседовавшей собственные цели. Выходит, что НФ был неспособен защитить интересы средней промышленной буржуазии.
В левом движении Ирана положение было намного сложнее. Народная партия Ирана подвергалась жестоким репрессиям, её основные кадры были разгромлены, руководство находилось в эмиграции.
Внутри Ирана действовали несколько мелких левых групп и две крупные подпольные вооружённые организации, в создании которых большую роль сыграло студенчество. Одна из них – Организация партизан-федаев иранского народа (ОПФИН), возникшая в 1965 г. на базе отколовшейся от НПИ группы – провозгласила своей идеологической основой марксизм. Другая – Организация моджахедов иранского народа (ОМИН) – возникшая также в 1965 г. после раскола ДСИ, сочетала в своей идеологической основе отрывочные положения научного социализма и приспособленные к современным условиям принципы ислама. В мае 1975 г. часть руководства ОМИН высказалась за отказ от идеологии ислама и переход на марксистко-ленинские принципы, опубликовав «Манифест идеологических позиций Организации моджахедов иранского народа». В итоге произошёл раскол ОМИНа. Выделилась организация «Пейкар» (Борьба).
Левые организации и группы были раздроблены обвиняли друг друга в оппортунизме и левом экстремизме. Большой роли в политической жизни Ирана они не играли, главными среди них были три организации – НПИ,ОПФИН и ОМИН. Несмотря на идеологические разногласия они выступали за схожие требования: свержения шахского режима путём национально-демократической революции и перехода на путь социалистической организации. (ОМИН: с исламским уклоном).Для этого они считали необходимостью создание национально-демократического антимонархического и антиимпериалистического фронта. НПИ считала возможным вход в этот фронт части крупной буржуазии, не связанная с иностранным капиталом и настроенная патриотически вся национальная средняя буржуазия, рабочие, крестьяне, городская мелкая буржуазия (ремесленники, торговцы) и прогрессивная интеллигенция.                ОПФИН считала всю иранскую интеллигенцию связанной с иностранным капиталом, на этом основании она исключала её из состава национально-демократических сил. В программе ОМИН подобного не высказывалось.
НПИ занимала иную, чем остальные левые организации, позицию. Самое существенное отличие было отражено в её программе, принятой в 1975г; в ней говорилось о возможности совершения национально-демократической революции путём борьбы народных масс, а не только деятельности политической партии. Было высказано отрицательное отношение к вооружённой борьбе, которую с 1971 г. вели организации федаев и моджахедов.
ОМИН и ОПФИН в своей тактике делали упор на развёртывание вооружённой борьбы против шахского режима. ОПФИН придерживалась того, что вооруженные действия революционного авангарда убедят народ в возможности успешной борьбы против шахского режима, станут стимулом для развёртывания народной борьбы, народ присоединится к авангарду и революция свершится.
При существовавшей расстановке классовых сил наиболее сильные позиции в антишахской коалиции занимали торгово-ростовщическая буржуазия и духовенство, за которыми следовала мелкая традиционная буржуазия. Торгово-ростовщическая буржуазия стремилась к установления конституционной монархии. Её сторонником была немонополистическая промышленная буржуазия.
Умеренная часть духовенства поддерживала буржуазию, радикальная же стремилась к установлению теократической диктатуры при опоре на традиционную мелкую буржуазию.
При данной расстановке классовых сил призыв левых к созданию единого национально-демократического фронта означал готовность к подчинению политически плохо организованного и слабо идейно ориентированного пролетариата интересам торгово-ростовщической буржуазии и радикальной части духовенства.



                V
Студенчество, являвшееся одной из ведущих социальных групп, искало новые пути борьбы. Именно оно стало ядром группировок ОМИН и ОПФИН. Усилению роли студенчество объективно способствовало развитие высшего образования, увеличение числа ВУЗов до 60 в 1973 г. Открытие частных университетов. К сер. 70-х в Иране сложилась развитая система современного высшего образования. Также существовала и конфессиональная школа высшего образования, но она находилась под контролем мусульманского духовенства. Росло число студентов обучающихся за границей. Многие студенты оставались за рубежом даже после окончания срока действия студенческих паспортов. Только в США во время революции находилось около 100 тыс. студентов с просроченной визой.
ВУЗы Ирана уже не могли вместить всех желающих учиться, поскольку доступ к высшему образованию получали широкие слои населения. Изменился и его социальный состав. В итоге студенчество становилось политически всё активнее. Его отношение к шахской власти становилось всё более радикальным. Его требования по своему характеру постепенно приобретали политическую окраску.
В 1960-м г. В Европе возникла Всемирная конфедерация иранских студентов и учащихся (ВКИСУ). Вообще же большинство студенческих организаций из-за преследования властей вынуждены были действовать за рубежом.
В 1975 г. При НПИ возникла Организация демократической молодёжи и студентов Ирана (ОДМСИ)
Деятельность всех этих организаций была направлена на связей иранской молодёжи с молодёжью мира, противодействию шахскому режиму. В 60-70-х гг.их деятельность сводится в основном к митингам, демонстрациям и акциям протеста, которые проходили в Западной Европе и США и никакой угрозы для режима Пехлеви не представляли.
Такие лозунги как: «Иран – государство террора и пыток» и подобные, а также демонстрации протеста против празднования 2500-летия иранской монархии, говорят о неискренности значительного числа студентов как иранских патриотов. Многочисленные скандальные митинги подобно 14 января 1975 г. перед гостиницей  «Империаль», где в это время пребывал шах Ирана, или в феврале 1977 г. в Лондоне во время визита шахини Фарах говорит о том, что на них в определённой мере имело место влияние студентов Западной Европы.
Активность иранского студенчества в Западной Европе и США повлияла на усиление антишахской направленности выступлений студентов в Иране. Здесь оппозиционное студенческое движение развивалось в нелегальных условиях.
Наиболее сильной из антишахских сил действовавших среди студентов, была ОМИН. Оно выступало как левое течение в исламском движении в Иране.
ОПФИН представляла из себя левое светское политическое течение. Она не делал упор на вопросы религиозного характера.
В условиях жёсткого контроля за политической волей народа, студенчество оставалось единственным источником для пополнения численности обеих партий
В 70-х гг. студенчество забастовками пытается поднять массовое движение. Особое значение имели выступления студентов Тегеранского университета, наиболее сильные в 1970, 1975, 1977 и 1978 гг.
Интеллигенция стала самым активным выразителем протеста в связи с дозволенной шахом компанией «по борьбе с нарушениями прав человека», приуроченной к визиту президента США в Иран в кон. 1977г.
В марте-мае 1978 г. студенческие волнения охватили Тегеран, Тебриз, Шираз, Исфахан, Ахваз, Мешхед. 15 мая режим ввёл на улицы Тегерана танки, с воздуха на Тегеранский университет был сброшен десант. В результате столкновения несколько десятков студентов было убито и несколько сот ранено. Эти события имели большой резонанс в стране, начались массовые протесты против расправ. Студенческое движение осенью 1978 г. способствовало ещё большей активизации народа.
Боясь доводить положение до критического уровня шах распорядился подготовить и затем одобрил проект по передаче больших прав автономии университетов в финансовых вопросах и вопросах внутреннего планирования. Однако этот проект запоздал. Студенчество стремилось не только к демократическим реформам ВУЗов, но и свержению шахского режима
По мере усугубления кризиса, влияние студенчества лишь усиливалось. В ходе революции 1978-79 гг. усилилась исламская окраска в студенческих выступлениях. Часть студентов пошла за аятоллой Хомейни. В основном развитие студенческого движения протекало в русле общего демократического движения. Организованность выступлений студентов и широкая поддержка их населением превратили университеты Ирана в центры революционной борьбы и сосредоточения революционны сил.




VI
Среди факторов, вызвавших революцию, следует упомянуть о национальном вопросе.
В правление Мохаммеда Реза Пехлеви национальный вопрос принял острые черты, хотя и до этого являлся проблемой иранского правительства. Проводившиеся в 60-70-е гг. социально-экономические реформы затронули и национальные меньшинства, способствуя их развитию. Районы расселения рассматривались как удобная эксплуатация национальных меньшинств. На базе концепции «единой иранской нации» проводился курс на ассимиляцию малочисленных народностей. Противодействие меньшинств этой политике, а также реформы по индустриализации, территориальное строительство промышленных объектов и объектов инфраструктуры улучшили положение малых народов.
Улучшение их положения являлось результатом социально-экономических преобразование и не зависело от воли шаха. В предоставлении же культурно-национальной автономии Пехлеви был непреклонен.
На национальных окраинах существовало недовольство тем, что региональная политика правительства мало принимала в расчёт их нужды, препятствовало развитию общественно-политической и хозяйственной инициативы на местах. Во второй половине 60-х гг. на национальные процессы стала оказывать политика децентрализации промышленного развития и продвижение индустриального строительства в экономические перспективные районы. Это сопровождалось рядом культурных и социальных мероприятий, ожививших общественно-политическую жизнь провинций.
Стали проявляться признаки уменьшения значения Тегерана как метрополии, наблюдалось уменьшение разницы в культурном и развитии. Тегеран стал уступать некоторым провинциальным городам по темпу прироста населения, которые превращались в крупные индустриальные центры.(Исфахан, Шираз, Резайе, Фарс и т.д.).
Миграция сельского населения в города показала, что чувство национальной принадлежности оказалось сильней чувства классовости, поскольку мигранты продолжали поддерживать связь со своими родичами, нежели с представителем своего класса другой национальной принадлежности.
На национальную борьбу арабского и Курбского меньшинств оказывало влияние положение в сопредельных странах и идущие оттуда идеологические влияния. Для подавления этих движения власти прибегали к некоторым послаблениям по второстепенным вопросам. Некоторые послабления были предприняты в культурной политике. В июле 1974 г. была устроена»неделя Курдистана», в начале 1975 г. – «неделя Белуджистана».
Всё же культурная дискриминация проводилась тщательно: запрет издания литературы на языках национальных меньшинств, преподавание в государственных школах осуществлялось на персидском языке.
Это вызывало всё большее противодействие меньшинств ассимиляторским действиям властей. Но ко времени назревания революции протест меньшинств не приобрёл черты организованного движения.
Общественные преобразования на национальных окраинах происходили в замедленном темпе и в меньшем объёме, чем в Центральном районе с большинством персидского населения. Благодаря усилению своей административно-политической роли, а также развитию промышленного производства и социальной инфраструктуры Центральный район сосредоточил в своих пределах большую часть промышленной и торговой деятельности. Росла диспропорциональность между уровнем развития Центрального района и остальной территории страны. Проводившиеся  преобразования наоборот, увеличивали эту разницу в уровнях и темпах общественного развития центра и окраин, в чём и заключался один из важных источников национальных противоречий в 60-70-х гг.
В годы, предшествовавшие революции, жёсткий контроль правительства на национальных окраинах сдерживал возрастание социального протеста неперсидских народов. С началом революции, население национальных окраин выступило с иранским народом в антишахской и антиимпериалистической борьбе, не выдвигая своих особых требований.
Национальные меньшинства связывали надежды на своё национальное и  социальное освобождение с борьбой всего иранского народа против монархии. Этим объясняется их активное участие в революции 1978-1979 гг. Однако послереволюционные события опрокинуло эти надежды. Национальным меньшинствам пришлось включиться в тяжёлый политический и военный конфликт с исламским режимом.



        VII
Начиная с 1971 г. ОПФИН и ОМИН стали осуществлять ряд дипломатических убийств видных деятелей режима и американских советников, нападений на полицейские участки и ограбления банков для получения средств на веление революционной деятельности. После тяжелых неудач эти организации решили сменить тактику борьбы. Это выразилось в повороте от террористических актов к агитационной деятельности во второй половине 70-х гг.
Буржуазная интеллигенция требовала расширения конституционных прав, ограничение единоличной власти шаха. Всё более усиливались выступления студентов. А с начала 1978 г. к антидиктаторским выступлениям присоединилось духовенство. Эти демонстрации изначально организовывались в поддержку аятоллы Хомейни, но вскоре свелись к борьбе за восстановление конституции 1906 г.
С каждой новой демонстрацией росло число жертв среди демонстрантов, порождая ненависть к режиму. Расстрел одной демонстрации делал более многолюдной последующую.
Также духовенство активно проповедовало в мечетях, целенаправленно разжигая в верующих фанатизм и ненависть к империалистам и режиму шаха, который активно с ними сотрудничает.
Духовенство также прибегало и к закрытию базаров, как к одной из форм борьбы. Но в современных условиях это давало мало эффекта: промышленные предприятий и магазины продолжали работать, серьёзной опасности для режима это не предвещало, поскольку рабочие и служащие оставались законопослушны.
Демонстрации, закрытие базаров, взрывы и поджоги, организованные духовенством не дали ожидаемого результата.
    Выступления мелкой буржуазии и городских низов были внушительными и драматичными, но были подчинены оппозиционной буржуазии и умеренной части духовенства. Хомейни и радикальная часть духовенства не оказывали заметного влияния на характер антидиктаторского движения.
Студенческие выступления концентрировались на территории университетов и были направлены на удовлетворение собственных интересов: автономии университетов, улучшения условий проживания в общежитиях, изменение учебных программ. С началом летних каникул волнения студентов стали стихать.
В конце июля 1978 г. количество и накал  выступлений  стал падать.
Это объяснялось тем, что шах о желании пойти на уступку оппозиции в обмен на прекращение беспорядков. В ответ религиозные дятели ограничили выступления народных масс.
В начале августа шах заявил о демократичности выборов в парламент, предоставлении свободы слова и собраний, легализации оппозиционных партий.
Свободу партийной деятельности оппозиционная буржуазия рассматривала как необходимое условие для завоевания в ходе парламентских выборов большинства в парламенте, создания независимого от шаха правительства и расширения своего участия в государственном управлении. Монархия пошла на уступки оппозиционной буржуазии, легализовав её партии и организации.
Умеренное духовенство существенных политических уступок не получило. Их требования не нашли отражения в программах буржуазных партий. Духовенство оказалось обманутым буржуазией, добившейся своей цели.
Наметившийся компромисс в августе 1978 г. между оппозиционной буржуазией и монархией обеспокоил радикальное духовенство. Чтобы сорвать этот компромисс она организовала ряд выступлений, сопровождавшихся погромами. Проводившиеся погромы и поджоги поражали своей жестокостью.
Крах политики умеренного духовенства, поднял авторитет сторонников Хомейни, требовавших свержения шахского режима, создания исламской республики. Отмена цензуры повлекло за собой печать портретов Хомейни, а также  его обращений, что имело своим следствием рост его влияния на массы народа. Особенно его влияние усилилось после высылки из Ирака и поселения в пригороде Парижа.
Умеренное духовенство к тому времени пришло к мысли о самостоятельном достижении своих интересов, без помощи оппозиционной буржуазии. В итоге духовенство объединилось общей целью: созданием исламской республики и установлением теократии.
С 7-го сентября 1978 г. духовенство стало организовывать демонстрации под лозунгом «Смерть шаху». Опасаясь распространения антимонархического движения, власти объявили и введении в 12 крупнейших городах военного положения.

     VIII
После введения военного положения духовенство не осмелилось организовывать массовые выступления. Ситуация, казалось, была взята под контроль.
Но уже 1 октября забастовали служащие учреждений связи, требуя повышения заработной платы, улучшения условий труда, жилищных условий, медицинского обслуживания. На следующий день забастовали и служащие Центрального банка, затем работники транспортного цеха Исфаханского металлургического завода, т. к. из-за забастовок банковских служащих они не получили оплату. Это вызвало остановку всего завода. К транспортникам присоединились рабочие других цехов.
Так, впервые на арене борьбы против диктаторского режима появилась стачечная забастовка. Это являло собой куда большую опасность, нежели просто демонстрации или акции протеста, поскольку грозили остановкой всей промышленности и, тем самым, только усиливали недовольство народа властью.
Изначально стачечники выработали требования к администрации завода по улучшению условий труда, медицинского обслуживания и условий проживания. Увольнения мастеров и начальников цехов, грубо обращавшихся с рабочими.
Забастовку объявили также и медицинские работники, 30 тыс. железнодорожников. 7 октября забастовали служащие министерства финансов, торговли, юстиции, Плановой и бюджетной организации.
11 октября противясь введению цензуры забастовали 4 тыс. сотрудников издательств «Кейхан» и «Эттелаат». Забастовали и рабочие 40 предприятий и компаний промышленной группы «Бехшахр». Забастовали рабочие Абаданского нефтеперерабатывающего завода, вслед за ними и служащие управления Иранской национальной нефтяной компании в Абадане.  Нефтяники требовали повышения З/П на 50% и вывода всех воинских подразделений с территории предприятия.
Также бастовали рабочие цементного завода под Рештом, текстильных фабрик в ряде городов, работники радио и телевидения, таможен, электростанций, таксисты.
О силе влияния выступления рабочих на весь ход борьбы против диктаторского режима шаха, говорит то, что уже к концу октября забастовкой было охвачено ок. 1 млн. человек, пролетарское забастовочное движение переросло во всеобщую стачку, работа на многих капиталистических предприятиях практически полностью остановилась.
То, чего не смогли добиться ОМИН и ОПФИН террористическими актами и пропагандой, ни студенчество при  помощи волнений, ни, даже, духовенство, несмотря постоянные проповеди перед верующими о борьбе за чистоту исламских порядков, организацию массовых демонстраций и выступлений, часто заканчивающихся погромами и большими жертвами. Пролетариат добился этого менее, чем за месяц, даже не прилагая особых усилий в борьбе с режимом поставил последний перед угрозой краха.
И это притом, что забастовки носили исключительно экономический характер.
Иранский пролетариат на деле доказал, что в условиях высокой концентрации капиталистического производства он, несмотря на свой малый удельный вес, играет решающую роль в экономике страны.
С этой точки зрения датой начала революции в Иране следует считать октябрь 1978 г., когда на арене борьбы появился рабочий класс. Именно в октябре 1978 г. революционная ситуация переросла в революцию.
С выступлением пролетариата левые организации так и смогли перестроить свою тактику, объединить пролетариат и бороться за его интересы. Заявив о полной (НПИ) или частичной (ОПФИН, ОМИН) поддержке курса Хомейни, они обрекли пролетариат на содействие духовенству в утверждении его положения как гегемона антишахского движения.
Введение военного положения и развёртывание забастовочной борьбы пролетариата положили конец надеждам оппозиционной буржуазии на возможность выполнения компромисса, достигнутого в августе 1978 г. Она вновь попыталась вернуться к сотрудничеству с духовенством, на сей раз с радикальным. При встрече с Хомейни во Франции Карим Санджаби, мехди Базарган и Махмуд Маниян попытались навязать свои условия, но Хомейни потребовал безоговорочной поддержки и признания руководящей роли духовенства. Так был создан неформальный союз НФ и духовенства.
С началом учебного года возобновились студенческие выступления. Студенческое движение стало приобретать б`ольшую политическую окраску и солидаризироваться с рабочим движением.
31 октября забастовали все 37 тыс. рабочих нефтяной промышленности, полностью прекратилась добыча, переработки и экспорта нефти. Нефтяники выдвинули наряду с экономическими и политические требования: роспуск САВАКа, освобождение политзаключённых, наказание виновных в расстрелах студенческих демонстраций.
Правительство пыталось погасить забастовочное движение. Были внесены изменения в закон о найме и способе определения зарплаты рабочим, по улучшению жилищных условий. Но одновременно власти пробовали применить силу: на некоторые предприятия были введены войска.4 ноября, под угрозой применения войск все нефтеперерабатывающие предприятия были вынуждены возобновить работу.
Против студентов были предприняты более жёсткие меры, в тот же день в Тегеране расстреляли студенческую демонстрацию, убив 65 человек. Это вызвало взрыв ярости, выразившийся в поджоге зданий, разгроме полицейских участков по всему городу, атаке самих полицейских.
             Забастовочное движение пролетариата и политизация студенческого движения, проявившегося в сближении с рабочими, выявили бесполезность политики умиротворения путём компромисса с оппозиционной буржуазией. Возникла необходимость в правительстве, способном противостоять революционной волне.
6 ноября шах уволил Шариф-Имами и назначил премьер-министром генерала Голама Резу Азхари, поручив ему сформировать военный кабинет.
Отныне, единственной опорой шаха осталась армия, военные это осознавали и чувствовали свою силу.
Правительству Азхари не удалось погасить забастовочное движение ни угрозами, ни экономическими уступками рабочим и служащим.
Экономика страны постепенно приходила в упадок.
Забастовки студентов и пролетариата позволили духовенству развернуть свою деятельность. В ноябре духовенство начало подготовку к мохарраму, который в шиитской традиции считается месяцем траура в память об убийстве имама Хусейна, внука пророка Мухаммеда в битве при Кербеле в 680 г.
С каждым днём богословы нагнетали религиозную истерию, призвали закрыть базары  до свержения шахского режима. Изначально правительство запретило массовые шествия в дни «тасуа» и «ашура», но накануне их наступления демонстрации были разрешены. По приказу шаха все войска и полиция были убраны с улиц городов, для предотвращения столкновений.
Демонстрации 10 и 11 декабря поражали своей массовостью, по некоторым оценкам, участие в них принимали несколько миллионов верующих, но не встретив войск и полиции по пути своего шествия они ограничивались поджогом зданий, сбрасыванием статуй шаха, битьём витрин. Всё ограничилось актами вандализма.
12 декабря на улицы городов вышли тысячные толпы, скандируя: «Да здравствует шах!». Везде ездили машины с портретами шаха. Частично эти демонстрации были организованы властями, к ним привлекли семьи военнослужащих. Но то, что к ним присоединились миллионы людей, говорило о том, что позиция мелкобуржуазных масс была непоследовательной, готовых приветствовать предусмотрительность монарха, благодаря которой не произошло массового кровопролития.
Надежды духовенства на религиозный экстаз верующих, которые сметут режим, не оправдались. Дни «тасуа» и «ашура» прошли, а положение осталось тем же. Усилия, затраченные на организацию грандиозных демонстраций, не привели даже к смещению военного кабинета генерала Азхари, что говорило о неэффективности применявшейся духовенством тактики ненасильственных действий.
Иных средств борьбы духовенство на тот момент предложить не могло, так как в случае вооружения народа, боялось, что инициативу у них могут перехватить федаи или моджахеды.
Сразу после массовых выступлений в стране установилось относительное затишье. У духовенства не было достаточно основательного повода, чтобы вывести на улицы ещё более широкие массы, устраивать же мелкие демонстрации после столь грандиозных было бессмысленно.
Показательно, что пролетариат не поддержал усилий духовенства: ни в дни подготовки к мохарраму, ни в дни «тасуа» и «ашура» усиления забастовочного движения не наблюдалось. В этом ( как и втом, что пролетариат молчал в течение девяти месяцев антишахской борьбы под руководством духовенства) проявилось его классовое чутьё, подсказывавшее ему, что цели духовенства противоречат его интересам. Поэтому пролетариат и выступил на борьбу против монархии только тогда, когда углублявшийся экономический кризис и военное положение сказались на условиях его существования.
Рабочий класс доказал свою значимость и эффективность своего выступления, в отличие от тщетных и бесплодных попыток в борьбе против шахского режима других сил. И только слепое следование оппозиционной буржуазии и политических организаций, наподобие НФ ( и в меньшей степени ОМИН и ОПФИН) за духовенством не позволили пролетариату довести свою успешную борьбу с монархией до логического конца и поставить Иран на исторически прогрессивный путь развития.



























      СОДЕРЖАНИЕ.

I………………………………………………………..2 стр.
II……………………………………………………….3 стр.
III………………………………………………………5 стр.
IV………………………………………………………7 стр.
V……………………………………………………….9 стр.
VI………………………………………………………11 стр.
VII……………………………………………………...13 стр.
VIII……………………………………………………..15 стр.

























         Список используемой литературы.

1.Иранская революция 1978-1979 гг. М., 1989.
2. Резников А.Б. Иран: падение шахского режима., М, 1983.
3. Агаев С.Л. Иран: рождение республики., М, 1984.
         4. Арабаджан З.А. Иран: власть, реформы, революции., М, 1991.
5. . Двадцать пять лет исламской революции в Иране. Коллективная монография., М, 2005.
        6. Всемирная история войн. Т IV. Москва – Спб. 1997 год.


Рецензии