Перевал

Эта ночь легла как тот перевал,
За которым  исполненье надежд.
(Э. Фаизова)

Автобус споткнулся о глубокую яму, меня ощутимо тряхнуло, и я проснулся. Люди в салоне громко переговаривались, я слышал чей-то смех и ритмичную музыку, доносившуюся из портативных колонок позади меня – что-то из альт-рока или инди. Странно, как я вообще мог заснуть в подобной обстановке. Разминая затекшее тело, я вспомнил события вчерашнего дня, и все вокруг стало выстраиваться во вполне понятную, но, увы, нелогичную последовательность.

Все началось вчера днем, в тот момент, как я, отсидев последнюю за сегодняшний день пару, спускался вниз, преисполненный искренней надеждой на удачный и относительно спокойный вечер пятницы.
- Артем!
Обернувшись на крик, я увидел своего друга Славу. На парах его сегодня, кстати, не было, и староста объяснил его отсутствие тем, что тот уж очень занят в деятельности студактива. А активистам у нас, как известно, всегда почет, хвала, уважение и безотказные причины прогулять. Однако, не смотря на все это, желающих пополнить ряды занятых во «внеучебке» было немного.
- Стоять, бояться, ждать меня! – продолжил он и стал быстро догонять меня, перескакивая через ступеньки.
- Что случилось? – настороженно спросил я.
- Помощь твоя нужна! Вообще зашиваемся! – на одном дыхании выпалил он.
Я буквально видел, как по безупречной пирамидке, состоящей из романтического вечера с девушкой и веселой ночи с друзьями в клубе, пошла трещина, грозящая разрушить всё к чертям.
- У нас один актер ногу сломал. Роль пустяковая, но из сценария вообще никак не выкинешь!
- Слава, - остановил его я. – Я не актер. И никогда не стремился на сцену. Не то, чтобы я не хочу помогать тебе, но лучше тебе поискать кого-нибудь другого!
- Кого я тебе найду за два часа до выступления?! Тем более, там костюм особый, и нужен человек того же роста и пропорций. И, кроме того…
- Слав, ну что, нашел кого? – окликнул его девичий голос сверху.
Я поднял голову и увидел девушку, которая стояла на пролет выше. Даже издалека я заметил, что она весьма симпатичная. Причем симпатична не штампованной глянцевой красотой, а, скорее, удивительно гармоничным сочетанием всех деталей внешности, приятной улыбки и некой легкости, пронизывавшей весь образ.
- Да вот, Тёмыча уговариваю, - поведал Слава.
Посмотрев на меня, она улыбнулась. Я улыбнулся в ответ и стал ждать, пока она спуститься. Нет, на вечера можно поставить крест, раз уж подбирается такая группа поддержки моих актерских начинаний.
- Оксана, - коротко представилась она. Я хотел тоже представиться для приличия, но она тут же продолжила. – Так ты согласен, да?
- Ладно, подменю, - наконец выдохнул я.
Ну не мог я подвести друга. И дело отнюдь не в этой смазливой девчонке. У меня же девушка есть, как никак. Она, наверно, будет очень недовольна, когда я отменю сегодняшнюю встречу. И я, ругая себя за слабохарактерность, пошел с ними наверх.

Сказать, что Катя расстроилась,  - это ничего не сказать. За две минуты разговора я выслушал столько нового о себе и о своём университете, сколько не слышал от неё на эту тему за все предыдущие четыре месяца отношений. Стоит ли пояснять тот факт, что поругались мы тогда конкретно. Следующим открытием вечера стал мой персонаж. «Крайне необходимой» оказалась роль официанта, который выходил с подносом к сидящей за столиком парочке и, ни сказав не слова, был вовлечен в смешной, хоть и весьма банальный спор. Казалось бы, что здесь сложного? Вышел, постоял с невозмутимым лицом, ушел.  Неприятности начались непосредственно вовремя выступления. Меня выпихнули на сцену раньше, чем было нужно, как раз в момент, когда, в порыве спора, главный герой вскакивает с места, отталкивая от себя на несколько метров стул.
И вот я выхожу. Свет софитов ослепляет настолько, что зрительного зала не видно вовсе и я, пораженный этим открытием, замешкался и не сразу заметил, что на меня летит стул. Тот самый стул, который, к моему появлению должен лежать на сцене и быть обойденным мной с тем же невозмутимым видом. Наверно, попроси меня после воспроизвести движения, которые я проделал, уворачиваясь от стула и, в тоже время, стараясь не растерять пластмассовые фрукты на подносе, я бы вряд ли смог это сделать. Говорят, что со сцены смотрелось, как отрепетированный прием, да ещё и с элементами акробатики. «Ещё лицо у тебя было такое удивленное, будто действительно не ожидал. Ты молодца, Тем», - сказал один из участников сценки, а я так и не понял, пытаются надо мной тонко издеваться или действительно хвалят. На мой взгляд, грань между этими понятиями – вообще одна из самый малоразличимых в мире человеческих отношений.  В любом случае, моё выступление все одобрили, хотя сам я чувствовал себя гаже некуда из-за ощущения того, что меня жестко подставили с этим стулом в частности и моим участием в концерте в целом. К тому же, недавняя сора с Катей давала о себе знать. И, когда меня позвали отмечать выступление, я, недолго думая, согласился.
Обычно я с осторожностью отношусь к гулянке в новой компании. У нас была своя, устоявшаяся с подросткового возраста, и новые люди в ней появлялись крайне редко.  Не сказать, что всех друзей из неё я ценил, более того, не всех из них я мог действительно назвать друзьями, а не просто «знакомыми». Но это было просто, привычно и понятно. А новая компания – это всегда совершенно новые впечатления, и никогда не можешь точно сказать, куда заведет на первый взгляд невинное хождение по вечерним улицам с выкрикиванием лозунгов факультета и распитие нескольких бутылок шампанского дома у одного из участников. В общем, я и сам не заметил, как вместе с остальными, что-то весело подпевая новым друзьям, ввалился в автобус, который направлялся в лагерь «Искра», который на дни фестиваля студенческого творчества был специально подготовлен для жизни и отдыха всех его участников.  Это было не влияние алкоголя, просто эти ребята сами по себе несли сплошной позитив и буквально заражали своим хорошим настроением и искрометными идеями.
И вот только сейчас, проснувшись после недолгого сна, я начал осознавать, как сильно меня вытряхнуло из повседневной жизни. Чем занимаются активисты в своем лагере и зачем туда с ними тащиться мне, я и понятия не имел. Больше всего сейчас хотелось попросить остановить автобус на ближайшей остановке и, пока ещё не совсем стемнело и ходит хоть какой-то транспорт, вернуться в город. Но это было бы стыдно и глупо, да и, к тому же, мы свернули с трассы на разбитую лесную дорогу и где-то вдалеке уже различались огни лагеря. Мне почему-то представлялись старые зданий из далекого советского прошлого, но, когда мы заехали на территорию, оказалось, что лагерь был вполне современным или, по крайней мере, современно отремонтированным. Быстренько составив список приехавших, нас распределили по отрядам, точнее, по этажам жилого корпуса, но всех почему-то радовал факт именно того, что они оказались в одном «отряде» с кем-то из друзей. «Им лень подниматься к своим на другой этаж или я чего-то не знаю?» - эта мысль не давала мне покоя. Мне тоже повезло. Мало того, что я попал в один отряд со Славой, так нас ещё и поселили в одну комнату.
- Ну что, будем решать, кому какая кровать? – решил я проявить инициативу, сосредоточенно вспоминая свои детские лагеря.
- Да без разницы. Кидаем вещи на одну, потом разберемся, где чьи! – усмехнулся один из них.
- А… где кто будет спать? – не понял я.
- Спать? – Слава засмеялся. – Всего два дня смена!
- Целых два дня! – не согласился я.
- В любом случае, здесь не спят. Ну, разве что некоторые, пару часов за все время. Потому что здесь есть занятия поинтересней! – сказал он, скидывая вещи на ближайшую кровать и разворачиваясь обратно к двери. – Эге-гей, друзья-товарищи, нас ждут великие свершения и большие приключения! И так как ничто не сближает людей так, как занятие идиотизмом, предлагаю не тянуть резину и придумать-таки название нашего отряда.
Из всех дверей коридора повалили студенты, которые, к моему изумлению, действительно хотели придумывать дурацкие  названия, бессмысленные девизы, собирались не спать ближайшие шутки, и при этом были радостны, как маленькие дети. Я всматривался в лица знакомых и не мог понять, чему эти серьёзные в обычной жизни люди так радуются. Среди них была и моя новая знакомая Оксана, которая то и дело пыталась подвинуть Славу с роли лидера всего этого дела, но тот крепко держал позиции, подкрепляя громкие слова шутками и смешными историями из прошлых смен. У меня голова шла кругом, я сел в сторонке и постарался отвлечься от этого громкого и, на мой взгляд, бессмысленного спора. Какая разница, как мы вообще будем называться? Это вообще вряд ли кто будет помнить уже через неделю после смены.
- А ты чего? – спросила Оксана, подойдя ко мне.
- Я? Я внимательно слушаю. Вникаю. Анализирую. Кстати, что там предлагают?
- Поколение «Пи».
- Пелевинщина, - усмехнулся я.
- А ты, можно подумать, читал? – с вызовом спросила она.
- Да, читал. Правда, давно. Сейчас не читаю книг, - честно признался я.
- Чего так?
- Времени нет. Учеба там, все такое…
- А, фанат профессии? – засмеялась она.
- Нет, - пожал я плечами. – Вообще последний год не очень-то тянет на учебу, если честно.
- А чего тогда учишься? – она не то действительно удивилась, не то просто хорошо это изобразила. С этой девчонкой сложно было что-то понять наверняка. В ней было что-то хипстерское, или просто желание идти против моды, общественных устоев и всего прочего «мейнстрима» вместе взятого. Да большинство моих однокурсников к третьему году начали чуть ли не ненавидеть свои специальности! И ничего. И все учатся. Никто не уходит, все сдают сессии, где проще – на четверки, где сложнее – до тройки натянули и рады. И я так учусь, проклиная систему образования по утрам, сматываясь с пар при первой же возможности, покупая некоторые зачеты и так далее. Но так делают все, это нормально. Нормально… Это слово застряло в мозгу, расторможенном резкой сменой обстановки. Нормально, что я трачу большую часть своего времени на то, что не приносит мне никакой пользы? Хотя, если вдуматься, я был влюблен в инженерию. Не так давно, на первом курсе, когда я действительно учился, а не пытался продержаться от сессии до сессии. Что же случилось? Мне крайне не хотелось верить, что я поддался влиянию одногруппников, большинство которых, по сути, и не хотели этим заниматься, а «родители отправили», «только здесь на бюджет прошел» и тому подобное. Я попытался отодвинуть опасную мысль подальше, а то так можно додуматься до того, что заберу документы. И тогда все, без высшего образования я, скорее всего, окажусь на обочине этой жизни.
Увлекшись размышлениями на грани с нездоровой философией, я не заметил, что Оксана уже вернулась к толпе обсуждавших название и сценарий визитной карточки, которые нужно было представить полностью отрепетированными уже утром.
- Эй, народ, чьё художество? – крикнул парень из нашей комнаты.
Я обернулся и замер. Он держал в руках мой блокнот. Блокнот,  который я все время таскал с собой и, когда было совсем уныло на лекциях, изрисовывал футуристическими комиксами с роботоподобными людьми, зданиями невероятных форм и размеров и прочими атрибутами безумной урбанистической фантастики, добавляя вроде бы смешной юмор. Ребячество, конечно. Но ведь этого никто не видел. До этого самого момента.
- Какого лешего ты лазил по моим вещам? – вспылил я.
- Эй-эй-эй, Тем, успокойся, - замахал руками он. – Я просто перепутал сумки, ну и, признаюсь, не выдержал, посмотрел, что за блокнотик такой ты с собой таскаешь.
- Отдай, - сказал я, резко выхватывая блокнот.
- Просто я хотел сказать, что рисунки-то клевые… и анекдоты ничего такие…
- Это были комиксы с текстовыми пояснениями, - буркнул я.
Отряд, отвлекшись от сочинения названия, устремился к нам. Нам меня были обращены несколько десятков любопытных глаз.
- Дай посмотреть, - попросила Оксана.
Я понял, что они от меня все равно не отстанут, и протянул ей блокнот. Несколько человек нависло вокруг неё, оценивая моё скромное творение. Я ждал. На лбу у меня выступил пот, хотя я стоял на месте. Пульс участился, и я старательно сдерживал дыхание, пытаясь не выдать своего волнения.
- Это… - через несколько минут начала Оксана (я мысленно пообещал себе уехать сейчас же не первой попавшейся попутке),– очень круто.
- Да, вообще классно, если честно, - поддержал её Славик.
Они издеваются? Или им вправду понравилось? Я всматривался в лица и вдруг понял, что они не врут.
- Они… странные, - зачем-то начал оправдываться я. – Я вначале просто здания рисовал, на инженерном учусь, в детстве хотел именно такие строить… необычные. Потом герои как-то сами собой появились.
- Странные, это да, - усмехнулся Вадим. – Зато смешные. Нет, правда смешные. Как переводиться название?
- Рожденные скоростью. Отсылка к манифесту футуризма, - пояснил я.
Они снова посмотрели на меня. На этот раз по-другому. С уважением.
- Где же ты такой талант раньше прятал-то? – усмехнулся кто-то.
Я закрыл глаза. И понял, что в моей жизни что-то изменилось.

Часть моего творчества взяли за основу визитки. И название тоже. И я, час назад считавший, что все это бред, был просто счастлив этому факту. Выступление обещало быть зрелищным, особенно с теми костюмами, которые девчонки на скорую руку сооружали из картона и яркой фольги. И я внезапно заметил тот забавный факт, что многие шутки, хоть и были подстроены под фантастический лад, перекликались с нашей современной действительностью. Странное дело: в тот момент, когда моё творчество открылось другим, оно иначе открылось мне. Я вдруг понял, что с виду это хоть и простые развлекательные комиксы, приправленные горсткой шуток, в них был смысл. Пусть  и не осознанно мной вложенный, но смысл. Юмористическая история про людей превратилась в историю о дружбе, любви и о том, как сильно могут обесцениться эти понятия в современном обществе.
- Знаешь, я не ожидала такого от тебя, - я даже не удивился, когда снова увидел возле себя Оксану. - Ты с виду вроде такой, хм, обычный, что ли. А такие замечательные вещи делаешь.
- Не сказал бы, что особо замечательные. Это не совсем то, чтобы я хотел делать.
- А что бы ты хотел делать?
- Я бы хотел создавать такие дома в реальности, а не страницах комикса, - признался я.
- Ничего себе, - улыбнулась она. – Амбициозно.
Мы сидели рядом и молчали, наблюдая за тем, как наши танцоры придумывали финальный танец, чтобы потом поставить его всем отрядом.
- Можно личный вопрос? – внезапно спросила она.
- Можно, - согласился я.
- Ты с кем-то поругался из-за того, что согласился выступать с нами? Я просто разговор слышала…
- Да, - прервал я её объяснения. – С девушкой поссорились. Я отменил сегодняшнюю встречу, и она обиделась.
- Нашла причину, - засмеялась Оксана. – Давно вы вместе?
- Четыре месяца.
- И ты её любишь? – прямолинейность моей новой знакомой была просто выше всяких границ.
- Не знаю. Нет. Пока нет, во всяком случае.
- А зачем тогда встречаетесь?
Я удивленно посмотрел на неё. Она рассуждала как большой ребенок, который смотрит на мир незашоренным взглядом и искренне удивляется всему, что здесь твориться. И, что самое обидное, каждое её замечание попадало точно в цель, перекликалось с мыслями, которые не раз возникали у меня самого. Сначала учеба. Теперь отношения. Но ведь нужно строить какие-то отношения? Любовь не придет сразу, если даже представить, что она действительно существует. И Оксана снова ушла в толпу, оставив меня наедине со своими мыслями.
Я просидел где-то целый час, наблюдая за подготовкой к завтрашнему выступлению и изредка давая советы по поводу театральной части. Отыгрывать роль я, кстати, отказался. Хватит на сегодня актерских приключений. У меня другой талант, может, не такой эффектный, зато это действительно по мне. Ребята достали где-то гитару и стали петь всякие бардовские песни. И мне надолго запомнились строчки из одной:

Просто нечего нам больше терять -
Всё нам вспомнится на Страшном суде.
Эта ночь легла, как тот перевал,
За которым исполненье надежд.

Нечего нам больше терять… Мы и так теряем каждый день слишком много. Мы теряем время, которое могли бы посветить своей семье и исполнению своей мечты. Мы безвозвратно теряем его каждый день, тратя на горы мусора, который мы гордо называем своей жизнью.
Я понял, что пока ты занят обычными, повседневными делами, ты порой даже близко не замечаешь, сколько ненужных проблем, неверных путей и прочей грязи ты таскаешь за собой в жизни. Когда реальность не преподносит тебе каждый день живительную дозу сюрпризов и новых открытий, ты так и ходишь со своими, на первый взгляд, «нестрашными» проблемами, маскируя их вместо того, чтобы решать. А стоит забросить тебя в абсолютно новую, даже не суть важно какую среду, - и мигом глаза на собственную жизнь откроются. И тут ты поймешь, как много нужно менять.
И сейчас, пожалуй, самое время заканчивать эту философию. Близится рассвет, а с ним – наше первое выступление в качестве одной команды, и весь зрительный зал будет слушать шутки, что я написал.
А пройдет много лет, и миллионы людей увидят небоскребы, которые я создам.
То ли судьба, то ли случайность распорядилась так, чтобы я как следует встряхнулся сегодня для будущего, которое теперь будет таким, как я действительно того хочу, а не таким «как надо».

2012г.


Рецензии