Золото народа. Глава 38

                38

          Еще издалека Клочков заметил какой-то провод, висевший над рекой. Двумя днями раньше, когда они проходили здесь, его не было.

«Чудеса да и только!» — невольно подумал он. Даже оглянулся назад. Шаг в шаг за ним шёл Иван. — Кроме этого провода, ничего здесь не изменилось.

- Ваня, ты что-нибудь видишь?

- Да,  кажись,  трос. Прямо через реку перекинут.

На той стороне вверх от реки поднималась тропа и терялась среди деревьев. На берегу речушки, впадавшей рядом, Клочков увидел рыбака.

- Эге-гэ-гэ, — закричал он неожиданно для себя. В его крике смешалось и удивление, и радость, и нетерпение  в надежде на встречу…

Борис сразу понял, что это и есть те туристы, о которых  говорил командир вертолёта Ерема. Нежданно-негаданно судьба свела их вместе.

Вскоре они уже сидели на веранде избушки и пили чай.

«А  ведь  я их  знаю, — напрягая память, думал Борис. — Я с ними где-то  встречался. Но где и при каких обстоятельствах? Вот этот бородатый мужик уж больно знакомый. Кажется, я видел, знаю и этого длинноволосого. Он же ищет сталинский лагерь. А зачем, интересно? Ради праздного любопытства или, может, кто-то сидел из родных?»

- Вы даже не представляете, какое счастье встретить здесь людей, — говорила Нина. За время болезни она похудела, лицо побледнело, глаза провалились. — В городе такое воспринимается не так, а вот в тайге… — Она неожиданно увидела Чару. — Ой, какая у вас красивая собака! А  как её звать?.. Чара? Чара, иди ко мне, ну иди, не бойся. Ты просто  прелесть. Я тебя сейчас покормлю. Боря, принеси, пожалуйста, что-нибудь для Чары. -  Нина говорила, не умолкая. Приход ребят её взволновал, и она сразу забыла обо всем пережитом.

А Иван наконец увидел зимовье, о котором так долго мечтал, и на радостях тоже не мог остановиться.

- Это же просто сказка! Да ещё в таком классном месте. Вот такие надо строить, — кивнул он Николаю. — Это не то, что у тебя.

- Ваня, всё наоборот. Настоящее зимовьё у меня, а это так — дача для отдыха. — Он вытащил сигареты.

- На эти, — Борис протянул пачку «Marlboro». Она была похожа на ту, которую они нашли в верховье Курунга.

- Да ты что, Николай, изба что надо, — продолжал Иван. — Я всю жизнь в такой бы жил. Одна мебель чего стоит!

Нина улыбнулась, показывая свои белоснежные зубы. Она разрумянилась, но была ещё очень слабая.

- Особенно кровать, — сказала девушка, -  это просто шедевр. До чего же она ещё  удобная. Я на ней пролежала …

- Ты пролежала почти пять суток, Нинок, — сказал Борис. — Вот сколько ты проболела. Я уже, ребята, не знал, что с ней делать, как её лечить. А как только тайменьей ухой накормил, так, представляете, ей сразу полегчало, и дело пошло на поправку. Вот благодаря тайменю она и выздоровела. Видать, он забрал её болезнь. Тайменя сначала не было, понимаешь, не ловился, зараза. Вот только недавно подфартило, зато здоровенный зверюга — сил нет. Этак, скажу я вам по секрету, килограммов на тридцать, не меньше.

- Да ну, не может быть, — не выдержал такой наглости Клочков. — Как же ты его вытащил, расскажи нам грешным, а то я не знаю, как это делать. Рассказывай, рассказывай, не стесняйся.

Борис степенно покивал головой и, довольный, спокойно начал:

- Пришлось, конечно, с ним побороться. Вы что думаете — это хариуса из воды  выдергивать? Такие крокодилы просто так не сдаются, ну и главное, инвентарь не подвел, — он ткнул куда-то в угол.

Под стенкой стоял его новенький телескопический спиннинг с какой-то необычной катушкой. Возле крепления поблескивала блесна и виднелся мощный тройник.

- Да,  повезло тебе, — с нескрываемой завистью  сказал Клочков. — Я такого ещё не ловил. Один раз здоровый ушёл, а так всё мелочевка попадается. Ну, килограммов до десяти, не больше.

- А вы откуда идёте? — угощая малосольным тайменем, спрашивал Борис. — Мы здесь почти неделю и никого ещё  не видели. По-моему, место здесь совсем не живое — вот только этот оставленный гидропост.

- Мы, кстати,  позавчера здесь  проходили и  вас не видели, а сегодня я смотрю и глазам своим не верю: через реку трос перекинут и человек ходит. Чудеса да и только! Вы как будто с неба упали.

- Да я тут под крышей нашел этот трос с лебедкой и решил восстановить  переправу. Подумал, что поможет на обратной дороге. Он у гидрологов здесь же висел.

Клочков без обиняков всё выяснил  о собеседниках, а о себе и  Иване  сказал, что они краеведы.

- Занимаемся изучением истории своего родного края. Это и  жизнь наших современников, и перегонная авиация, и многое-многое  другое.

Когда Клочков закончил, Борис рассказал о разбившемся самолёте, который они нашли в горах.

- Да, новичкам всегда везёт, — тяжело вздохнул Клочков. — Видно, так устроен этот мир: они почему-то всегда оказываются на гребне волны. А я, между прочим, уверен был, что самолёт  где-то в этом районе упал.

На прощание обменялись адресами. Иван, не глядя, сунул свой листок в карман и, переключившись на другое, сразу о нём забыл.

- Будете в наших местах, заходите, — махала им вслед Нина. — Мы будем ждать, не теряйтесь. Счастливого пути!

Клочков  неожиданно заговорил  о пороге.

- Борис, там внизу очень  серьёзный порог. Так что не вздумайте отсюда сплавляться. Уже ни один утонул. Этот порог  довольно хитрый — с большой волной, а с берега  выглядит совсем безобидно. На самом деле там два порога идут друг за другом. Только расслабился — тут тебя и накрыло. На порогах, вообще, главное правило — не подставлять лодку бортом к волне.

Обратная дорога уже не казалась Ивану такой тяжёлой. Можно было только радоваться, но он видел, что Клочкова не покидает дурное настроение.

- Да, мне бы такой навигатор, — закуривая дорогую сигарету, неожиданно заговорил Николай. Он затянулся и, на мгновенье задержав дыхание, медленно выпустил дым. Было видно, что он наслаждается. — Этот навигатор – хорошая вещь! Что-то я не верю, что его выдали в институте. Зачем он биологам? По-моему, очень дорогая штуковина, да ещё заграничная.

Всё, что он увидел на экране навигатора, выходило за пределы его понимания, и он долго не мог успокоиться.

- Самолёт мы, конечно, найдём, — это уже дело техники, но главное другое: ты знаешь, они совсем не те, за кого себя выдают. Никакие они не биологи. Всё это фикция чистой воды.

Иван  поднял на него удивлённые глаза.

- Не понял, объясни.

- Ну не биологи они, понимаешь, и даже близко с ними не сидели. Нина имеет очень смутно представление о местной флоре и фауне, ну а про бабочек, которыми она будто бы занимается, я уже не говорю. Она даже не знает, как выглядят те бабочки,  которых они собираются изучать. Показала мне обыкновенную капустницу — вот она, говорит. А та бабочка, о которой я тебе рассказывал, одна-единственная представляет здесь практический  интерес. Вот ради неё можно было  сюда приехать в экспедицию — это точно. А все  остальные, что тут летают, — так,  мелочь: они везде распространены. — Клочков  поморщился и, докурив сигарету, выбросил под ноги окурок.. — А где их сачки, ты видел? И я не видел. У них здесь какой-то  другой  интерес. А вот какой, я, к сожалению, пока  не прочувствовал.

Прямо перед их носом из кустов выскочил заяц. Он отбежал и стал на них смотреть. Заяц шевелил ушами и вздрагивал, а потом резко прыгнул в сторону. Он мелькал среди кустов, быстро удаляясь, и уже почти скрылся из вида, когда Николай выстрелил. Заяц пролетел в воздухе и упал на землю. Они наконец отвели душу, заедая зайчатину жареным хариусом и вяленым тайменем, которым угостил Борис.

Ночью Иван увидел своего дедушку. Он не скрывал своей радости и говорил без умолку. Но дедушка его остановил.

- У меня осталось мало времени, — с тяжёлой одышкой сказал он тихо, — надо спешить. Скоро всё решится и станет на свои места. Я и мои друзья по несчастью должны, наконец, покинуть эту грешную землю. Пусть они уходят с богом. Они долго ждали этого часа, и вот он наступает. Они знали, что только я один смогу их отсюда отправить. Без меня они не уйдут и будут томиться между небом и землей. В небытие… — дедушка замолчал, набрав полную грудь воздуха, тяжело вздохнул, а потом снова заговорил.

- Ваня, мне нужна твоя помощь. Моих товарищей надо всех захоронить в одной могиле. На могиле поставь большой крест, да такой, чтоб его было издали видать. Пусть он будет из толстой струганной лиственницы и пахнет свежей смолой. Крест поможет им покинуть эти горы. Всё, наконец-то пришло время — всё должно  стать прахом. Мы итак долго тут задержались, пора и честь знать. Ну давай, внучек, не поминай лихом. Прощай… — Сказал он это и сразу исчез.

Иван полдня шёл под впечатлением встречи с дедушкой.

«Он сказал, что  больше не придёт. Что-то должно решиться. Но что? Этого он не сказал. Ему только надо помочь, обязательно надо помочь. Я поставлю им крест. Я выполню наказ дедушки: сделаю всё, как он хочет».

Неожиданно из-за горы вынырнул вертолёт. Он летел прямо на них, а Клочков и Иван стояли посередине открытой долины, им некуда было укрыться.  Вертолёт, сделав круг,  сел рядом. Их обдало мощным потоком воздуха, понесло сор, мелкие ветки. Иван отвернулся и схватился за накомарник. Лопасти со свистом рассекали воздух, гул подавлял. К ним побежали двое в камуфляжной форме. С лаем на них кинулась Чара.

«Опять всё повторяется, — подумал Иван. — Нашли …»

- Привет, ребята! -  пытаясь перекричать шум работающего винта и лай собаки, громко поздоровался подошедший капитан.

- Чара, отстань, — прикрикнул  Клочков  на собаку. — Ко мне!

- Нам ложиться? — кивнув на землю, спросил Иван.

Капитан как-то странно на него посмотрел, а потом сказал: — Отойдемте подальше. – Он махнул рукой и легко подтолкнул Ивана. Они отошли в сторону, встав перед вертолетом. Здесь было потише.

- Не каждый день мы в тайге  встречаемся. Хочу познакомиться. – Капитан подал Ивану руку: — Нам с вами надо поговорить.

После того как Николай и Иван, перебивая друг друга, рассказали о предыдущей встрече со спецназом, капитан засмеялся.

- Значит, вас запугали спецназом. Это просто безобразие. Ладно, ребята, вы не обижайтесь. Я от лица своего отряда приношу вам извинения. Работа нервная. Думаю, такого больше не будет.

От ребят Максимов узнал, где те видели заблудившихся биологов, которых он искал. И, даже не попрощавшись, побежал к вертолёту.


Рецензии