1968г. На работу в НИИ

Когда я переехал в Ростов, надо было устраиваться на работу. А куда?
Конечно, первым делом отец поинтересовался у сына хозяев дома, где он работает? И тут оказалось, что мне невероятно повезло потому, что этот сын работал в НИИ радиоинженером. И когда он узнал, что я радиолюбитель с пятого класса и учусь в Ереванском институте на факультете «Автоматика и кибернетика», он пообещал мне помочь устроиться на работу к нему в лабораторию.

Я написал заявление с просьбой принять меня на работу, и Лёша Кононенко получил   сначала подпись своего начальника, его согласие принять меня. Потом я пришёл в отдел кадров НИИ и подал это заявление. Там сильно удивились, но приняли. Только через неделю я узнал, что все заинтересованные лица поставили на моём заявлении свои подписи и на меня отдали приказ о приёме на работу. Но оказалось, что выйти на работу я не смогу, пока из Москвы не придёт разрешение допуска меня на режимное предприятие. А это случится не ранее, чем через месяц.

Однако, ждать пришлось почти три месяца, за которые я успел съездить в путешествие по Дону и Волге до Москвы и обратно, нагуляться и только в сентябре, наконец-то, пришёл долгожданный «допуск».

И вот первый мой рабочий день в НИИ.
Я думал, что меня поведут сразу на рабочее место. «Фиг- Вам»! Сначала меня посадили в кабинете инженера по технике безопасности с такими же «новобранцами» и дали брошюрку – инструкцию, заставили изучать, а через час стали принимать экзамен на знание «Не суйся, куда не следует»! Потом пришёл в этот кабинет инструктор из «Первого отдела» и прочитал лекцию о бдительности, запугивая, что враг подслушивает и подглядывает и надо «бдить» на каждом шагу, и не болтать, где работаешь и вообще не болтать о работе в транспорте, на улице и нигде!…

И только после этого стали звонить по подразделениям и вызывать «проводников», чтобы мы не пошли «куда не надо».
За мной не шли долго. Уже все разошлись, а меня никто не забирал. И вдруг пришла девушка и назвала моё имя и повела меня на рабочее место.

Так я попал в лабораторию, где начальником был Шаповалов Жорж Иванович, а моим наставником стал «ведущий инженер» Сушилин Борис. Потом я узнал, что нашим отделом руководит Стороженко Дмитрий Петрович, а таких лабораторий в отделе было три и один слесарный участок.

Я не могу передать то ощущение счастья, которое испытывает человек, выполняющий свою любимую работу! Восемь лет я проработал в этом НИИ. Теперь это время вспоминается, как сладкий сон. Часто я забывал о времени и Боря насильно меня выпроваживал домой. И так работали все. Никого не надо было уговаривать остаться, если «горели сроки». Только учёба в институте заставляла меня уходить домой раньше.

Когда я занимался радиолюбительством, я постоянно страдал от «дефицита» деталей. А здесь было всё! А если не было, можно было заказывать что угодно. И самое главное то, что мы создавали совершенно новую технику, аналогов которой не было в мире, а если и было, то тоже в зачаточном состоянии и мы состязались. Иногда завидовали американцам или японцам, когда у них появлялись более мощные высокочастотные транзисторы или более продвинутые микросхемы.

Но иногда и мы опережали их. Однажды нам прислали десять экспериментальных транзисторов, каждый стоимостью в тысячу рублей. И это тогда, когда 21-я «Волга» стоила пять тысяч, а «Москвич» – три с половиной. А когда они «вошли в серию», они стоили в двадцать раз дешевле. Всё самое передовое было у нас!

Год заканчивался, приближалась сессия. И тут случилось самое радостное событие года. Отцу, как уволенному в запас военнослужащему, дали ордер на квартиру в только что построенном доме.
30-го декабря всем жильцам выдали ключи от квартир и предупредили, что замки желательно поменять, чтобы не случилось «самозахвата».

Мы с отцом поехали в город, купили раскладушку, потом дома собрали два чемодана вещей и поехали на новую квартиру.
Шел уже десятый час вечера. Отец купил в магазине бутылку водки, хлеб, колбасу и мы с ним выпили на радостях по стопке водки! Потом он уехал, а я остался ночевать.

Но я напрасно надеялся заснуть. Всю ночь за окнами гудели подъезжающие машины и галдели на лестнице голоса вселяющихся.
Я выпил ещё водки, надеясь, что сон сморит меня, но шум не давал мне заснуть. Я задрёмывал и просыпался. Только в пять часов утра всё стихло, и я заснул.
Недолго я радовался. Ровно в шесть утра всё возобновилось! Мне иногда ещё удавалось задрёмывать, но в девять пришлось подняться и ждать своих. А в одиннадцатом часу дня приехал отец и наши вещи. Мы распаковались, и родители решили пригласить гостей на наше новогоднее новоселье, что и было сделано!
31-го декабря 1968 года мы встретили Новый 1969-й год в новой квартире!


Рецензии