6. Волшебные сказки моей бабушки

В своем посвящении Азербайджану и Баку я не могу не рассказать о своей бабушке по материнской линии – Гызбяс. Именно в ней отразилась для меня вся душа азербайджанского народа: теплота, доброта, нежность, искренность, умение щедро, красиво, солнечно любить, глубоко и тонко чувствовать. Гызбяс-няня стала для меня проводником в мир всего родного, азербайджанского. Она – особая статья моей жизни, подарок моей судьбы. Бабушке я обязана очень многим и всегда буду в неоплатном долгу перед ее памятью.
Педагоги и психологи совсем не случайно ищут причины успехов, удач, а также комплексов и жизненных неурядиц в детстве. Любой человек (я не исключение) начинается как личность в этом нежном возрасте.
Детство – пора посевная, а урожай от посеянного в нем люди потом собирают всю жизнь. Я счастлива, что мое детство прошло рядом с таким светлым, замечательным человеком. Мне всегда кажется, что именно любовь моей бабушки и ее нежность, которыми в детстве я была одарена сполна, помогли мне выдержать многие испытания, выпавшие потом в жизни.
О бабушке Гизбяс можно рассказывать долго.
Это была потрясающая женщина, необыкновенная во всех отношениях. Характером она была похожа на описанных в литературе пушкинскую няню Арину Родионовну и бабушку Горького. Повзрослев, спустя годы я поняла главное: на таких женщинах и держится мир.
Она была для меня идеалом женщины. Такой мудрости, способности любить весь мир в целом и каждого человека в отдельности, щедрости души я больше ни в ком не встречала. В самой кромешной мгле она могла найти лучик света и радоваться ему. Она пела нам, детям, народные песни и рассказывала азербайджанские сказки о Джиртдане и Диве, о Шах Аббасе, истории, сказания, легенды, – это была энциклопедия азербайджанского фольклора и народной мудрости. На все случаи жизни у нее были готовы пословицы, «аталар сези», и всегда находилась какая-то нужная притча, параллели и ассоциации. Помню, как мы, дети, собирались вокруг нее и вместе с ней по слогам и словам заучивали не то считалочку, не то стишок про солнышко, что и сейчас, хранится в памяти:
Гюн чих, гюн чих
Оглун гаядан учду
Гызын тендире тущду
Кечал гызы гой эвде,
Сачлы гызы гетур чих.
А я с возмущением комментировала: а что, если девочка лысая, ее и любить не надо?
Кажется, этот стишок звучал так, но, возможно, я пропустила в нем что-то, напутала. Столько воды утекло с тех пор!

http://www.proza.ru/2012/05/24/1470


Рецензии
Царствие Небесное Вашей бабушке! Светлая память! Ряхмят олсун!

Насими Алиев   30.03.2017 18:23     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.