7. Как цветет гранат...

 

Наша бабушка Гизбяс была символом родины не только для нас, ее родных. Ее, мудрую и добрую, любили и уважали все, кто знал; к ней приходили за советом, поддержкой. Она была главным общественным деятелем нашей общины.
На разных мероприятиях, встречаясь с земляками-азербайджанцами, она призывала их к взаимопомощи. Призывала оказывать помощь бедным и сиротам, поддерживать наших одиноких стариков, помогать вдовам и опекать сирот, женить и выдавать их замуж. Она всегда была в гуще событий, болела душой за каждого.
Слово Гизбяс-няня было весомым и авторитетным для местных азербайджанцев, к ней прислушивались, сажали ее на самое почетное место, будь то свадьба, поминки или любое другое сборище. Куда бы она ни вошла, все присутствующие там люди, от мала до велика, вставали со своих мест, приветствуя ее.
  А когда бабушка умерла, в большом дворе и на улице перед ее домом собрались очень многие азербайджанцы и иранцы, проживающие в Махачкале, а также приехавшие на похороны земляки из Хасавюрта, Буйнакска и Дербента. И, несмотря на непогоду, носилки с ее телом бережно и с любовью несли на руках. Это были мужчины, в большинстве своем чужие, не из числа родных. Сменяя друг друга, они несли тело бабушки до самого кладбища. Так почетно провожали в последний путь мою бабушку даже чужие люди. А в доме плакали их жены и дочери. Многих из них я и не знала, не видела никогда. Помню, я тихо спросила тогда маму, почему чужие люди так плачут. Мама не успела и рта раскрыть, как за нее ответила сидящая рядом женщина:
– Есть люди, за которыми и небо плачет. Твоя бабушка – из них: она была родной для всех, живым ангелом. Мир ее праху! Таких женщин на земле не так много.
О бабушке я могу говорить бесконечно, она оставила в моей памяти так много мудрых, простых, но таких нужных каждой женщине истин. Моя бабушка была сама Любовь! И солнышко моей жизни. И потому много лет назад для меня, тогда уже взрослой женщины, имеющей детей, ее смерть стала большим потрясением.
Гызбяс-няня была жизнерадостным человеком, видела красоту и прелесть жизни в самом обыденном: в букашке, травинке, цветении деревьев. Она любила Азербайджан, как и я, – особенно трепетно. И в отличие от родителей часто с грустью говорила: человек должен жить и умереть дома, а мы домой приезжаем как в гости. Однажды мы были с ней в Сальяне у ее родственников, сидели в саду, как всегда неторопливо разговаривали. Вдруг бабушкино лицо просияло; я обернулась туда, куда она смотрела, но не заметила ничего особенного. А она сказала: «Приучай свои глаза и душу видеть красоту вокруг себя, и не только ту, которая видна сразу. Ты только посмотри, как красиво цветет гранат! Жить стоит хотя бы ради того, чтобы хоть раз в жизни увидеть такое. А вы, молодые, из-за малейшей неприятности ругаете судьбу и складываете крылья».
Бабушка для меня была и остается идеалом Человека и идеалом Женщины.
http://www.proza.ru/2012/05/24/1482


Рецензии
Повезло вам с бабушкой... она была настоящим человеком, с большой буквы, а люди всегда видят и чувствуют хорошего человека... С уважением.

Тома Снегова   20.04.2017 07:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Тома.. Да, мне удивительно повезло, спасибо судьбе )

Эльмира Ибрагимова 3   19.04.2017 21:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 52 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.