Очередные задачи светской власти 16. Компромисс

Когда мы говорим о развитии какой-либо живой системы (отдельного человека или общества людей), то уже вкладываем  в систему наличие  связей и взаимозависимостей. Это должно быть понятно каждому - разорваны связи, и нет ни человека, ни общества.
 Проблема в том, что связи эти порой противоречивые и, казалось бы, должны способствовать не росту и развитию, а регрессии - через взаимное отрицание противоположностей.
 
Европейские философы (Маркс, Энгельс), а впоследствии Ульянов (Ленин) - занимаясь данной проблемой, сумели обосновать и предложили выход из этой тупиковой ситуации в виде всеобщего закона  борьбы противоположностей в некотором единстве - в качестве ядра всякого диалектического развития. Имея ввиду, что только борьба, ограничиваемая единством - и является источником накопления энергии, вплоть до уровня, разрывающего единство со всеми его связями, уступая место наращиванию и налаживанию новых. Таким образом - теория  и была подведена под неизбежность скачковых  прерывов эволюционных процессов.

Однако, последующая практика показала, что всякое новое вовсе не обязательно (и никем не может быть гарантировано, кроме как на вербальном уровне) должно быть лучше прежнего лишь по причине новизны, что в едином ( по определению единого) - устанавливается  эволюционный баланс развития, а борьба возможна  нарушением этого балланса извне. Наконец, сам закон оказался актуален только на момент захвата власти, после чего власть открещивалась от каких-либо противоречий в качестве развития, отсылая закон разве что другому - конкурирующему с ним единству.

Тем не менее, быт наш (и мир -  вцелом)  действительно противоречив, вплоть до столкновения и борьбы противоположных интересов, а новое - рождается, растёт и развивается. Но на самом деле это происходит по закону не борьбы, а слияния противоположностей, с рождением нового - как совокупности лучших качеств обеих
сторон и только с последующим отмиранием прежнего (старого) естественным путём.

Закон, по которому противоречия сглаживаются до возникновения борьбы феноменом компромисса, нисколько не покушающегося на статус-кво сторон и лишь частично поступающегося своей истиной (убеждением, свободой) - ради более правдивой истины, более верного убеждения, более широкой свободы.
 А применительно к мультиментальному обществу, процессы самоорганизации, как саморегулирования (свободный рынок) или самоуправления (на местных уровнях) - вообще невозможны без компромиссного переливания одних уровней в другие, с общим повышением национального менталитета, и по меньшей мере превращаются в бесконечный процесс и утопию, с частичным и ярковыражаемым успехом развития, принимаемым за всеобщую устойчивую тенденцию..


Рецензии