Манэ Гарринча

    ( отрывок из книги "Легенды Футбола. Ветхий Завет". Книгу можно приобрести совсем не дорого здесь: http://vlmaski.myinsales.ru/ )
               
                Легенды Футбола. Манэ Гарринча

18 октября 1933 г. в небольшом городке Пау-Гранде, штат Гуанабара, в Бразилии родился мальчик. Пьяный писарь забыл зарегистрировать дату рождения и сделал это лишь десять дней спустя. Он также забыл записать и обязательное второе имя, которое ребенок получил лишь через 15 лет... Этому мальчику по имени Маноэл Франсиско дос Сантос по прозвищу Гарринча или просто Манэ – предстояло стать самой невероятной, противоречивой и самой трагической личностью в истории мирового футбола. Левая нога у него была на шесть сантиметров короче правой и вывернута внутрь. Его ноги вообще были странной конфигурации – непонятно расставлены и обе наклонены влево. Спинной хребет был деформирован (последствие полиомиелита), из-за чего Гарринча немного горбился. Кости таза у него были смещены, плюс врожденное косоглазие...
Скажите, как такой человек мог вообще играть в футбол? Но он играл. Уже в 14 лет Манэ выступал за взрослую команду клуба «Пау-Гранде» и был в ней лучшим нападающим. Слухи об удивительном футболисте ширились и даже выходили за пределы штата. Однако все попытки Гарринчи пробиться в ведущие клубы заканчивались неудачей. Его не приняли ни «Сан-Кристобан», ни «Васко да Гама», ни «Флуминенсе». Затрапезный внешний вид: шлепанцы на босу ногу, латаные штаны, застиранная рубашка, отсутствие даже бутс, в сочетании с явными физическими изъянами – вызывали лишь недоуменные улыбки.
Когда это «чудо с кривыми ногами» привел на тренировку «Ботафого» игрок клуба Арати, все приняли это за шутку. Уж больно комично выглядел Гарринча в майке, явно с чужого плеча (дал кладовщик команды Алоизио), в поношенных бутсах (Арати одолжил на время), угрюмый, косящий исподлобья... Ради прикола его поставили на правый фланг против Нилтона Сантоса. Это было сродни смертному приговору. Легендарный капитан сборной страны считался лучшим защитником Бразилии. Однако через 30 минут смеялись уже над Сантосом. Кривоногое «чудо» раз за разом обыгрывало «великого», кидая мяч ему между ног, два раза посадило на пятую точку, вытворяло черт знает что и с другими защитниками, обыгрывая тех оптом и в розницу, и, наконец, после каскада финтов забило гол.
Позднее Н. Сантос рассказывал о своей первой встрече с Гарринчей почти так же, как и Б. Кузнецов:

«Он на секунду возникал передо мной и тут же исчезал, каждый раз оказываясь за моей спиной».

Против знаменитого финта Гарринчи «показал влево, ушел вправо» (иногда с пижонским пробросом мяча между ног) соперники так и не нашли противоядия, хотя знали этот финт назубок и специально готовились к нему. Секрет заключался как раз в укороченной левой ноге Манэ, на которую он как бы «заваливался», наклоняясь почти до самой травы, а потом резко выпрямлялся и уходил вправо... Тут еще дело в сумасшедшей стартовой скорости Гарринчи.
Нужно отдать должное Нилтону Сантосу. Находясь в ярости от наглости пришельца и собственного позора, он мог бы одним словом вычеркнуть Манэ из большого футбола. И тогда бы мир не узнал «великого и ужасного» Гарринчу, а бразильский народ остался бы без «радости»... В раздевалке массажист шепнул молодому:

«Ты хоть знаешь, кого ты превратил в клоуна? Это же сам Нилтон! Да если он на тебя обиделся, можешь спокойно ехать домой – без его согласия в клуб не возьмут даже сторожа».

Манэ простодушно ответил:

«Я же не знал. Дома я всегда мотаю одного Жоана, и он никогда не обижается...»

Нилтон не обиделся – великий человек, он велик во всем! Он пошел к президенту клуба и потребовал немедленно брать новичка в команду, сказав примерно следующее:

«Этот малый – гений. Если он окажется в другом клубе, я не смогу спать спокойно. Если же он закрепится у нас, тогда не будут спать защитники других клубов».
Гарринчу зачислили в команду, и уже через десять дней он забил три гола отвергшему его клубу «Сан-Кристобан». Нилтон Сантос оказался прав, он и в дальнейшем всячески опекал Гарринчу, став ему вторым отцом. Так началось триумфальное шествие Манэ по футбольным стадионам Бразилии и мира, о котором до сих пор рассказывают легенды. Вот одна из них. В матче с клубом «Америка» Гарринча своими финтами просто замучил защитника, над которым публика начала откровенно смеяться. Бедный футболист со слезами на глазах обратился к судье:
– Я больше не могу. Это какой-то дьявол, его ноги творят чудеса. Пусть он прекратит делать из меня клоуна!
– Иди, играй, парень. Если он опять будет над тобой издеваться, я прогоню его с поля, – ответил судья. Затем он подозвал Гарринчу и громко сделал ему столь необычное предупреждение. Гарринча удивился, рассердился и пошел к тренеру просить замены. Но по дороге, случайно получив мяч, опять пошел на «клиента», невероятным финтом снова посадил того на задницу, прошел к воротам и забил гол, после чего скрылся в туннеле, ведущем в раздевалку.
Его игра была настолько фантастической и какой-то неземной, что после ЧМ-62 его спросили журналисты:
– С какой вы планеты, мистер Гарринча?
– Эту планету зовут Бразилия, – ответил «пришелец».
Утверждают, что Гарринчу любили даже больше, чем Пеле. Вполне может быть. Когда Пеле отказался помочь бразильской сборной на ЧМ-74, болельщики говорили:

«А вот если бы позвали Гарринчу, тот бы примчался в сборную даже на костылях».

Пеле был и остается для бразильцев богом. Он витает где-то там, на недосягаемой высоте. Гарринча – тоже божество, но свое, родное, близкое, с которым можно поболтать по душам, выпить, станцевать его любимую самбу, сходить к девчонкам. Полуграмотный, так и не научившийся толком писать, выходец из самых низов, Манэ был солью своего народа... Его так и называли – «Радость народа», ибо он своим футболом приносил людям радость.
О его «высоком интеллекте» ходили легенды. После победы в финале ЧМ-58 он один не радовался – он был уверен, что финал состоит (как в Южной Америке) из двух матчей. Четыре года спустя в финале ЧМ-62 ему говорили:
– Эй, Манэ, сегодня финал, ты уж покажи им!
– Финал? Нет, правда? То-то, смотрю, сколько людей пришло...
Массажист сборной – Америко (тот, который постоянно воровал «мячи финалов») однажды «выдурил» у Гарринчи модный транзисторный приемник, который тот купил в Швеции – мол, как же ты, Манэ, будешь его слушать дома, он ведь говорит по-шведски. И добродушный Гарринча отдал жулику дорогую вещь. На ЧМ-62 его «прикололи» следующим образом:
– Слушай, Манэ, англичанин Рон Флауэрс хвастает, что наглухо выключит тебя из игры.
– А какой он из себя?
– Да такой высокий и белобрысый..., сделай его, Манэ.
Матч со сборной Англии стал одним из лучших в карьере Гарринчи. По ходу игры он стал искать «белобрысого», а так как таковых у англичан было полкоманды, «радость народа» с упоением принялась их обыгрывать, носясь по всему полю за «белобрысыми»! Он обвел всех и каждого по нескольку раз, забил два гола, еще один гол с его выверенной подачи положил Вава. После этого матча корреспондент «Дейли Миррор» Фрэнк Мак Ги сказал:

«Только что я послал восьми миллионам читателей моей газеты телеграмму: – Лучшим игроком мира отныне является не Пеле, а Гарринча!»

С ним согласились, по окончании мундиаля признав Манэ лучшим игроком ЧМ-62.
Не стоит, однако, считать Гарринчу таким совсем уж глуповатым простачком. Скорее всего, он сам хотел таковым представляться. На самом деле у него было отличное чувство юмора, его шутки были точны и оригинальны. На построении перед матчем со шведами бразильцы волновались до нервного озноба. Единственно спокойный Гарринча заметил это и сказал:

«Посмотрите на бокового арбитра. До чего ж похож на нашего чудака-болельщика Карлито Рочу».

Все засмеялись, и волнение как рукой сняло. В сборной Бразилии был дантист Марио Триго – веселый, вечно хохмивший человек. Глядя на него, Гарринча как-то заметил:

«А почему бы ему не быть веселым? Ведь в кресло ему садиться не приходится!»

Что касается психологических тестов доктора и психолога, то Гарринча и тут просто куражился над ними. Он рисовал им каких-то рахитов с непомерно большими головами. А когда те, офонарев от его рисунков, говорили, что таких людей не бывает в природе, Манэ спрашивал:

« А вы что, не знаете нашего дурачка-болельщика Куарентинью? Его так и зовут – Головища».

На ЧМ-62 в Чили Манэ Гарринча повстречал свою настоящую любовь. Они познакомились в отеле, где бразильская сборная праздновала победу над сборной Испании. В этом матче, выигранном со счетом 2:1, Гарринча просто блистал, а его танец с мячом на последних минутах встречи вошел в анналы футбольных шедевров. Так случилось, что счет 1:1 устраивал Бразилию, а испанцам нужна была только победа, и они давили, прижав бразильцев к воротам – гол назревал, бразильцы защищались из последних сил. В одном из моментов Диди пасует на Гарринчу и кричит:

«Манэ, выручай, вся надежда только на тебя, держи мяч как можно дольше!»

И тут началось! Это была самая настоящая самба с мячом. Почти пять минут Манэ не расставался с кожаным, он обыгрывал противника финтами, уходил в сторону, резко меняя направление движения, то убыстрялся на правом фланге, то замедлялся, уходя в центр. Он контролировал мяч, увертываясь от неистово атакующих его испанцев. Вот он останавливается, ждет соперника и вдруг – рывок вперед к воротам соперника, слаломный проход, защитники позади и вот он уже у самой линии ворот, врывается во вратарскую площадку, обыгрывает последнего защитника, вытягивает на себя вратаря и как на блюдечке выкладывает мяч набежавшему Амарилдо. Не забить было невозможно. Потом Амарилдо скажет что «Гарринча положил мне пирожное прямо в рот»...
В самый разгар веселья в зале отеля появилась известная танцовщица Эльза Суарес, приехавшая в Чили демонстрировать бразильское национальное искусство самбы. Она подошла к Манэ, их познакомили... и Гарринча спекся – это была любовь с первого взгляда, причем взаимная. Позже Эльза станет его женой, а пока Манэ не отходил от нее ни на шаг, весь вечер они провели танцуя и глядя друг на друга, а потом вместе покинули отель... В свой номер Гарринча вернулся только под утро. Был скандал, поначалу Гарринчу пытались образумить, мол, не время и не место, чемпионат мира как-никак... Но потом руководители сборной, зная характер Манэ, сделали гениальный ход – они привезли Эльзу в отель и поселили в номер к Гарринче... После этого форвард стал играть вообще как бог, а сборная Бразилии без травмированного Пеле во второй раз подряд взяла Кубок Мира. Чилийские газеты назвали Гарринчу «великим волшебником мяча», они писали:

«То, что он выделывал своими кривыми ногами, не смогли бы повторить даже баскетболисты».

1962 год стал поистине триумфальным для Манэ. После ЧМ его объявили лучшим футболистом мира. Его клуб «Ботафого» стал чемпионом штата Рио-де-Жанейро, победив в финале «Фламенго» со счетом 3: 0. Лучшим игроком чемпионата был признан также Гарринча.


Рецензии