Эмиль Золя. Чрево Парижа

Отлично выписана психология «толстых» и «тощих». Толстый - образ человека, огрубевшего душой и заботящегося только о своем материальном благополучии и физическом процветании. Тощий - романтик, мечтатель, готовый жизнь отдать за торжество идей добра и справедливости. Таким образом, все люди делятся на толстых или тощих. Середины у Золя нет, если не считать художника Клода. Но и он говорит о себе, что он тощий.

Сытый, тягучий дух благополучия и стабильности Кеню-Граделей сталкивается с жаждою мщения и торжества справедливости угнетенного Флорана. Флоран - безнадежный романтик, витающий в таких далях, что заранее обречен на провал и гибель. Толстые сородичи сожрали его и не поперхнулись даже. А какой толстый пожертвует своим благополучием ради чьих-то, не его, идеалов? Главное, чтобы ему было хорошо, а остальные как хотят, хоть сдохнут на помойке или сгниют на каторге, но не мешали ему жить в свое удовольствие и насыщать брюхо свежепросольной свининой, шпигованной телятиной и кровяной колбасой. Так рассуждает прекрасная колбасница Лиза, жена брата Флорана. В своих глазах она высокопорядочная женщина, защищающая интересы своей семьи и свою колбасную. И ее в общем-то можно понять.

Очень точно описано, как толстые опасаются тощих, не доверяют им и относятся к ним как к безнадежно больным или несчастным неудачникам. Такой пример у меня в жизни постоянно перед глазами.

Если верить этому роману, миром правит только любовь к жратве и чревоугодию. Центральный рынок Парижа - ненасытное чрево жизни, ежесекундно требующее насыщения и удовлетворения.

Всепобеждающий жир просачивается из каждой щели и окутывает разум, подавляет волю и усыпляет все иные порывы и действия, кроме как насытить свое брюхо и запастись вкусностями впрок.

Читая эту книгу, порой хотелось есть. Так вкусно написано про мясо, овощи и фрукты. Отвратительно про сыр. Видимо, сам Золя его не любил.

Но книга о том, как могут предать и сделать разные пакости люди, считающиеся высоконравственными и достойными, уважаемые тем обществом, где они живут. Когда эта мораль полностью заплывает жиром и страхом за свое благополучие.

И венчает роман гениальная фраза Клода:
- Ну и сволочи же эти "порядочные" люди!


Рецензии