Санька при дворе князя Владимира. Глава 13

Глава 13

Где Санька знакомится с нравами цивилизованной Европы

Мы уже второй день едем по территории Германии. Точнее сказать — по Баварии, южным и весьма плодородным землям. Впрочем, в то время в политическом устройстве этих земель была такая неразбериха, что никакой политолог не разберётся. Вроде, номинально существовала пафосно звучащая Священная Римская империя, а на деле, железной рукой канувшего в Лету Рима здесь даже и не пахло. Как поведал мне Мономах, каждый городок или даже деревня управлялись на свой лад местными князьками или курфюрстами, а император часто даже не получал налоги в казну. В настоящий момент империя переживала особенно тяжёлый момент — светская власть боролась с церковной, в результате чего сепаратистские настроения только усиливались.
Впрочем, деревеньки, которые мы проезжали, выглядели довольно опрятно. На нас глядели со страхом — настолько непривычным для этих мест был вид нашей дружины. Когда мы въехали в крупный посёлок с затейливым названием Ингольштадт, местные жители в панике разбежались. Осталось лишь несколько наиболее смелых. Наш толмач Поликарп объяснил им, что мы пришли с мирными намерениями. И что неплохо было бы купить молочка и хлеба — мы третий день грызли самые настоящие сухари.
Вскоре немцы к нам привыкли и перестали бояться. Мы купили продовольствие и принялись готовить обед. Между делом я наблюдал за жизнью деревни. С  Дуная, водное пространство которого нам ещё предстояло преодолеть, дул ласковый ветерок, поэтому наш «бивуак» был особенно приятным. Многие сельчане возились на огороде. Один мужчина чинил бочку, другой постригал виноградник. Покоробил один момент — когда молодой розовощекий парень стал мочиться на землю прямо в присутствии женщин, которые особо не смутились при виде этого явления. Стоит отметить, что от местных жителей пахло вовсе не ландышами — от старика пахнуло кислятиной, а от дамы, которая продавала молоко, так дохнуло чесноком и потом, что только держись. Наше войско, не в пример этим неопрятным инострацам, не издавало сильных ароматов. На каждой стоянке, возле каждой речки, ручья или пруда наши парни шли купаться, оттирая себя пучками травы. А женщины устраивали постирушку по крайней мере каждые три-четыре дня. Мало того — на одном весьма длительном привале князь приказал сделать полевую баню — мы натаскали гладких валунов в шатёр, нагрели, а затем лили на них воду и хлестались вениками.
Напившись молока и отведав свежего хлеба, воины изрядно расслабились. Кто-то начал плескаться в реке. Князь, между тем, думал над переправой — река была довольно широкой и глубокой, поэтому нечего было и думать над тем, чтобы перейти её вброд. Доселе нам попадались реки, которые при попутном ветре можно было легко переплюнуть — мы переходили их вброд. Но Дунай, был не таков. Один из местных сказал, что лодок в деревне немного — штук десять-пятнадцать, причём почти все они двух или четырёхместные.
Да уж, переправа лёгкой не будет — придётся мотаться туда-обратно добрый десяток раз...
Отдохнув, мы принялись за работу. То, что наши телеги превращаются в лодки лёгким движением руки, я ещё не знал. Впрочем, неуклюжие квадратные посудины, с которых сняли колёса, служили только для транспортировки обоза. Княгиню с мамками и няньками отправили на обычных лодках, правда сперва на тот берег перекочевали полсотни воинов. Кони плыли рядом с лодками.
...Прошёл час. Почти всё наше войско переправилось, осталось человек пятьдесят. Если честно, то не хотелось колготиться, куда-то спешить. Уж больно привлекательная местность кругом да и погода не жаркая. Я дожидался своей очереди у реки, как вдруг... Топот десятков копыт взорвал тишину — резко оглянувшись, мы увидели, как сквозь деревню на нас скачет большой отряд непонятных личностей. Причем отряд изрядный — две сотни, не меньше. Эх, как обидно, что половина наших отделена Дунаем!
- Ну, братухи, как один умрём?! - невольно вырвалось из моей глотки.
Тревожно переглянувшись, дружинники вскочили на коней. Князь крикнул:
- Сплотить ряды!
Выстроившись полукольцом возле князя, мы выставили копья вперед. Лучники, расположившиеся сзади, заскрипели тетивой. Видно, столь быстрая метаморфоза, произошедшая с бесструктурной толпой у переправы, смутила резвых конников. Они сбавили прыть своих скакунов, после чего грозная «свинья» рассыпалась возле нас и остановилась. Это вовсе не были закованные в броню рыцари — вооружение и обмундирование у них было весьма разномастное. У кого-то кольчуга и топор, у другого вообще ничего. И ещё одна деталька — они вели себя, как самое натуральное быдло или братки. А на них я насмотрелся в своей юности досыта. И знал, что они могут и когда их следует опасаться.
По сути перед нами было наёмное, собранное из случайных людей войско. Самая главная цель у них — поглумиться да поживиться. Чем они и занимаются при каждой удобной возможности.
Головастый крепыш с пикой в руке выехал вперёд и что-то гортанно выкрикнул. Эх, какая досада! Ведь Поликарп уже переправился на тот берег! Так что переговоры обречены на провал! Наш князь пожал плечами: «Не понимаю!» Немецкие «братки» захохотали, а наши дружинники нахмурились. Не по нраву им было такое поведение. Один вояка из их стана выкрикнул ещё одну явно сальную шуточку, все опять грохнули смехом. И тут произошёл один неприятный инцидент — из задних рядов левого фланга кто-то плюнул в сторону наших воинов. Видимо, в порядке хохмы. А Игнат, человек по натуре довольно горячий, дал с ноги в живот близлежащему шутнику. Ещё секунда и началась бы бойня, которая стала бы для нас катастрофой. Численный перевес был на стороне этой глумящейся своры, а отчаянно гребущие в лодках наши достигнут берега только через несколько минут...
- Стойте! - я сам не ожидал от себя столь звонкого дисканта.
Выбежав на пятачок между войсками, я развёл руками в стороны. Почему-то в это тревожное мгновение, под мечами и копьями в голове родилась трезвая мысль: перевести вооружённый конфликт в спортивную плоскость. Один из вражеских хлопцев уже замахнулся, чтобы снести мне голову, стрелы наших лучников готовы были разить без пощады, а Игнат раскорячился в дальнем прыжке, чтобы прикрыть меня... И тут главарь разношёрстной банды крикнул:
- Хальт!
Это словечко за века не изменилось. И это было единственное, что я понял. Впрочем, у меня всё равно были секунды, чтобы донести свою мысль...
У нас был мяч. Мы с ребятами сделали его на привале из кожи, набили конским волосом. Я показал дружине, как играть в футбол и волейбол, в итоге мы иногда резвились на обеде, если оставались силы.
Взяв мяч, я с помощью жестов и рисунков на песке стал объяснять суть игры. Потом показал на пальцах количество игроков — 11. Главарь кивнул. Но он всё ещё не понимал, что я хочу. Я изобразил ход игры, рисовал цифры, когда кто-то из рисованных фигурок забивал гол. Похоже, до немцев начало доходить.
Я показал пальцем сперва на них, потом на нас, после чего выразительно потряс кошельком с монетами. Радостные вопли «братков» показали, что они в восторге от моей идеи. Рубиться насмерть с весьма серьёзными воинами они тоже не хотели — даже в случае победы от их войска мало бы что осталось. Да к тому же к нам постоянно прибывали бы подкрепления с того берега. Кстати, три десятка запыхавшихся воинов вместе с толмачом подбежали к нам в эту уже не столь драматическую минуту.
Благодаря Поликарпу, мы обговорили тонкости игры, после чего отобрали игроков. Никогда ещё ни у одной команды не было столько запасных! Матч начался при бурном одобрении сторон. Уверен, что это был первый футбольный поединок сборных Германии и России!
Вы когда-нибудь видели мультфильм «Необыкновенный матч»? В этом чудном советском мультике две команды игрушек тоже играют в футбол. С одной стороны - свирепые дуболомы с кровожадными лицами, а с другой — симпатичные белокурые пупсики. Вот нечто подобное представлял собой наш матч...
Поначалу баварцы вообще принялись играть в некую смесь боя без правил с американским футболом. Приходилось то и дело останавливать игру, объяснять. Стоит признать, что правила игры они принимали охотно, правда всё равно продолжали «подковывать» наших. Фома, Иван, Варфоломей и Сергий изрядно пострадали от их ударов, но в драку не ввязались. Хорошо, что никто не трогал Игната — видимо наш верзила выглядел угрожающе.
Ворота обозначили хворостинами, центр поля отметили условно, а время условились отсчитывать по импровизированным солнечным часам. Судили состязание мы с князем — каждый на своей половине поля. Эх, как жаль что нет свистка! Каждое замечание приходилось орать истошным голосом, да не по одному разу.
Больше всех косячил главарь немецкой банды. Он пытался играть одновременно и в защите, и в нападении, часто сшибал с ног и своих и чужих, плевался и орал, пытался распускать руки. В общем, не слишком хороший образец для поведения — немудрено, что вся его бригада подобралась под стать командиру. Кстати, в ходе игры я узнал у иностранных «болельщиков» с помощью Поликарпа, что их небольшое войско — нечто вроде пограничного отряда, защищающего Ингольштадт и ещё несколько окрестных селений, от посягательств других княжеств. Эта новость была не слишком приятной — выходит, нас могут ждать впереди другие подобные встречи? Впрочем, с этим бы рандеву разделаться до конца...
Счёт был 3:2 в нашу пользу — несмотря на грубую игру, они проигрывали. Я порадовался, что наша дружина хотя бы с десяток раз потренировалась перед этим опасным матчем. Недостаток опыта у немцев сказывался — представьте себе, что они впервые в жизни увидели мяч. В двадцатом веке, в годы моего детства, мяч сопровождал каждого пацана едва ли не с колыбели, а здесь моднее было холодное оружие и лук со стрелами. Однако, все игроки были воинами, людьми быстрой реакции, тренированными и ловкими, поэтому футбол получался зрелищным.
Игнат обвёл двух немецких защитников, передал пас Фоме, а тот вколотил четвёртый мяч в ворота хозяев поля. И тут произошёл вопиющий случай — раздосадованный главарь шайки сильно ударил нашего форварда Фому в нос. Молодой дружинник, не ожидавший такого «подарка судьбы», упал навзничь. Я уже предвидел реакцию Игната, но отреагировать не успел. Если честно, я такое видел только в кино — наш добрый молодец крутанул самую настоящую «вертушку», словно практиковал карате с детства. Командира баварцев просто снесло — Игнат забил этого крупного мужчину в его же ворота.
Далее события разворачивались стремительно, как в плохом гонконгском боевике. Немцы повыхватывали оружие, футболисты разбежались кто куда. И вот тут наши соперники обнаружили, что теперь они были в меньшинстве - за время игры наша дружина успела переправиться на сторону Ингольштадта. Баварские «пограничники», увидев, что окружены, растерялись. Они поглядели на своего главаря — он поднялся, вытер кровь с лица, осмотрелся. И тоже понял, что дело пахнет керосином. В абсолютной тишине он поднял руку и что-то сказал. Выяснилось, что он признал свою неправоту. Уж не знаю, насколько искренне, но обоюдная резня не состоялась.
После этого инцидента продолжать игру было довольно тяжело. Прежнего воодушевления уже не было, однако каждая из сторон ещё умудрилась вколотить по голу в ворота противника. И тут тень от воткнутой в землю палки перешла через обозначенную заранее отметку...
Переправлялись мы с некоторой тревогой. Знакомство со здешними нравами внушало опасения — не исключено, что «пограничники» вновь нападут, когда наши останутся на их берегу в меньшинстве. К счастью, этого не произошло и мы очутились на другом берегу Дуная. Что же ждёт нас дальше?

http://www.proza.ru/2012/06/01/1426


Рецензии
САША!!!
Опять один восторг!!!!
Как вы усилили главу!!
Взгляд на тутейшую жизнь..можете..
А за славянскую опрятность - просто поклон.
А эти ассоциации с братками ...удались!!
Так хорошо, так тепло стало от прочтения...
Жду дальнейшего развития событий.
Турцию что ли поблагодарить за ваше новое озарение )).
Пока- крепкое рукопожатие с признательностью,

Дина Иванова 2   26.05.2012 08:17     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогая Дина!

Рад, что глава Вам понравилась - старался не переборщить с принижением цивилизованной Европы, но патриотизм рвался наружу даже против моей воли:) То ли ещё будет во французском дворе:)

Турция особо не при чём - если честно, то и отдохнуть как следует не удалось. 13-го прилетели вечером, а 16-го утром улетели. С утра до вечера были мероприятия. В итоге купался рано утром и поздно вечером. Но, конечно, что греха таить, кормежка была шикарная:)

С теплом,

Александр Сорокин Российский   28.05.2012 12:09   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Дина!

Дописал главу, добавил некоторые фразы, поэтому - приглашаю Вас!!! Глава №14 на подходе.

Александр Сорокин Российский   01.06.2012 14:36   Заявить о нарушении
Тут не только фразы, здесь и смысл новый...)).
Саша, хорошую тональность нашли, без бахвальства, но -"знай наших, мы славяне такие....
И линия.....стыковка времён хорошо сохраняется.
ТАК ДЕРЖАТЬ!!
Да, здравствуйте!

Дина Иванова 2   01.06.2012 15:22   Заявить о нарушении
И снова спасибо, что нашли время и прочитали! Рад, что тональность Вам понравилась - боюсь пересолить. Но русское, славянское последнее время нуждается в поводах для радости, как Вам кажется? Уж больно мы стыдимся себя.

Приглашаю к 14-ой главе - уже готова большая половина.

Александр Сорокин Российский   01.06.2012 17:27   Заявить о нарушении