Сквозь аметист души. Художник Любовь Зубова

Я застал начало творчества Любови Зубовой – в широком, выставочном плане. А сейчас мы становимся свидетелями его зенита. Ведь работы, представленные здесь, ретроспективны и частично нам известны. Одновременно здесь есть и новые работы. И, прежде всего, нужно сказать, что уровень этой выставки – европейский. Почему это Европа? Потому, что здесь – элементы неосюрреализма, доведённого до высокой эстетической категории. Высокая эстетика, которая присутствует практически во всех работах Любови Зубовой, может быть прихотливой, может быть спорной, как например, в работах, где мы видим холст в небольших специальных прорезах… Но художница вообще всем своим творчеством стремится к парадоксальности. Лишнее свидетельство тому – выбор вполне парадоксального материала – ржавого железа. Причём надо сказать, что опыты строились не только от найденной фактуры. Однажды художница использовала даже лист кровельного железа, сорванного ветром с разрушающейся церкви. Сейчас церковь восстановлена. И эта множественность погружений души художницы очень симптоматична. Это всё эстетика, которую она нам демонстрирует неизменно, от выставки к выставке. Это и возможность портретного искусства, сложнейшего из ответвлений реалистического жанра как такового. Не каждый смог бы с такой психологической убедительностью и тонкостью передавать не только внешность человека, но и особенности его взгляда. Мы видим взгляд – и прозреваем душевные сломы и трагедии. И глубина самого человека становится видна как на ладони перед нами. Это огромное мастерство. И это мастерство продолжается  в тех парадоксальных работах, в которых художница играет с пространством. Может быть, это – детские сны, может быть, это какие-то погружения в иные миры медитативного характера…  Потому что видно, что человеку в нашем мире действительно тесно. Вот, допустим, сосуд. Из него выливается вода, и вода эта течёт в таком мерном состоянии, что мы слышим тишину этой воды. Слышим «переплески» пространств, где царствует тишина. Вот почему в её работах всегда есть и тонкая мистичность, ненавязчивого порядка. Здесь нет прямой символизации, которая обычно присутствует в традиционном сюрреализме. Все образы Зубовой, которые вы видите, «намечтаны». Есть такое русское слово «намечтанность». Это не «измышленность», по Достоевскому. а намечтанность. И – лучезарность, светозарность пространства. Такое впечатление, будто бы художница на мир смотрела сквозь аметист. Именно этот камень даёт лазоревое свечение. Если вы смотрите сквозь аметист, вы увидите подобное пространство. А у Любови Зубовой подобный аметист – в душе. Она обрела это вместе со своим рождением в искусстве. Несмотря на все сложности личной судьбы художницы, несмотря на сложности её жизненного пути, она живёт очень мужественно и трудоёмко. Работы создаются одна за другой. О ней уже есть работы, написанные в Италии – итальянский искусствовед написал о творчестве Любови Зубовой. Есть работы отечественных искусствоведов. Любовь Зубова – явление художественно-выставочной деятельности столицы России. На её выставки приходят люди, которые совершенно не являются профессионалами, и всё равно их это пленяет, потому что интересно и по сюжетике, и по настрою, и по колористической гамме, и по тем прихотливым и тонким образам, которые всегда у Зубовой оригинальны и всегда связаны в нечто целое. Возьмём работы самого простого порядка. Сколько в них глубины! Допустим, вот работа «Пепельный ветер». Изображена женщина, её волосы ветром повёрнуты в одну сторону. И этот пепельный ветер – вы ощущаете движение воздуха. Это – динамика сугубо внутренняя. И она её не широко расплёскивает на холст, а только там, где этого требует данное произведение. И, на другой работе, тонко распространённый дым из сосуда, реминисценция к сказкам Востока. К джиннам…  И – многоуровневое пространство. Мне как-то приходилось уже говорить, что интуиция художницы дорастает небывалых глубин. Мало кто знает, что у кроны деревьев сверху – то, что растёт в качестве листвы, в качестве ветвей, имеет равновесие такое же, как у корней того же дерева. Это – биологическая истина. А Зубова это угадала душой. Так она и рисует. Складывается впечатление, что она провидит эти пространства земли и может своим взглядом – интуитивно – тоже туда попадать. Конечно, она работает с материалом бережно, потому что вписывать в фактуру ржавого железа какие-либо изображения может только человек, который умеет бережно вписаться своим талантом в нестандартный материал. Это очень сложная задача, для этого нужно иметь и прикладной талант – не только художественный. Тому порукой её небольшие ювелирные опыты, они  тоже убедительны и интересны. И здесь, во всём этом, ко всему этому прилагается ещё одна стихия – стихия языка, стихия поэзии. Те стильно выполненные текстовки, которые сопровождают картины, а то и целые циклы картин, это не что иное, как стихотворения самой художницы. То есть, видите, это уже синтетическое дарование, синтетика, синтез нескольких искусств, к чему, собственно, стремились многие – и не всякий достигал. А здесь это и оригинально, и тонко, и всё исполнено с хорошим вкусом, с чем можно действительно поздравить нашего творца, нашу художницу Любовь Зубову.


Рецензии
С удивлением нашла сталью про Любу Зубову! Знакома с ней и сама восхищаюсь творчеством художницы!

Нина Джос   03.04.2016 22:57     Заявить о нарушении