Италия и я. часть 7. венеция

     Ах, Венеция! Её я увидела с борта маленькой тихоходной галошки. Мы медленно двигались по Большому Каналу: ах, эти хрупкие кружевные домики, ласково и гибельно омываемые прозрачной нефритово-бирюзовой водой! Ах, эти прыгающие на волнах причала лебединошеии гондолы ("стоимость гондолы составляет от 50 до 70 тысяч евро", - говорит очередная итальянка "Татьяна")! Ах, эти гордые гондольеры в полосатых джемперах и соломенных шляпках! Ах, эти рабочие лошадки - синие грузовые катера! Ах, ах, ах...
     Пропыхтев мимо Piazza San Marcо, чуть поодаль мы причалили. Сама набережная стоит того, чтобы по ней гулять - много разного рода ряженых, мечтающих, чтобы с ними сфотографировались, лотки, увешанные кружевными зонтиками, шляпами, веерами и, конечно же, масками. Но мы идем в магазин венецианского стекла, где мускулистый Иван (и правда, "эти русские везде пролезут") в кожаном переднике и с внушительными щипцами в руке делает вид, что демонстрирует нам процесс производства. В следующей комнате русскоговорящая девушка представляет продукцию, кидает прозрачную и нежную цвета засушенной розы чашечку, и та подпрыгивает (дамы, разумеется, ахают, вскрикивают, хватаются за сердце).
     Выходим на Сан-Марко. Дворец Дожей - гигантская мраморно-резная шкатулка на множестве тоненьких ножек-колонн. Над воротами двое бронзовых молотобойцев ударяют в колокол, на часах меняются цифры: 15 вместо 10 - тут минуты измеряются пятками. Бежим за Татьяной по узеньким улочкам, перебегаем через каналы, ненадолго останавливаемся, чтобы увидеть на расстоянии двух -трёх метров, что нижний этаж одного из домов заполнен водой и до потолка осталось чуть больше метра. "Да, город постепенно погружается в пучину", - печально говорит Татьяна. Но я не верю, - я думаю, я знаю, что итальянцы что-нибудь придумают, живёт же как-то Голландия ниже уровня моря. На самом деле город уже призрак, театральная декорация - отели, магазины, рестораны, а жителей здесь нет или почти нет, "только самые упорные патриоты Венеции", - говорит Татьяна. Немного задерживаемся на площади около дворца "честной куртизанки" и опять бегом за Татьяной. Потеряться в Венеции страшно: кругом вода, свернёшь не туда, и всё - опоздала на экскурсию во Дворец Дожей. Что может быть хуже?
     Перед посещением Дворца Дожей у нас немного свободного времени, решили прогуляться. "Если вы заблудились, вы можете заглянуть в карту, но это вам не поможет, - мрачно наставляла нас Ольга ещё в автобусе, - ищите таблички "Сан-Марко" со стрелками. Улочки Венеции заполнены зазывалами в рестораны и магазины, всё блестит и сверкает, и мы с Ксюшей тут же заблудились, но, вспомнив Ольгу добрым словом, по стрелкам вышли на Сан-Марко. Внезапно хлынул дождь и мы укрылись на паперти Собора. Зонт я поставила возле себя, раскрытым, но порыв ветра его подхватил, и я с растопыренными руками бегу по главной площади Венеции за улетающим цветочным парашютом - вот здорово!
     Дворец Дожей (Palazzo Ducale - Дворец Дуче, вообще-то, то есть Муссолини, в принципе, дож был) - это дом правительства Венецианской Республики. Здесь очень красивый двор - с галереями, лестницами, выразительными скульптурами. Мы идём из зала в зал - все залы огромные или просто большие, а мы совершенно обалдевшие от многофигурных полотен во всю стену - Веронезе, Тинторетто. Про Тинторетто говорят с некоторым пренебрежением (Тинторетто переводится как "красильщик") - ну да, красильщик и есть, по количеству "окрашенных площадей" и правда, маляр. Но какое виртуозное владение кистью, какое чувство композиции, цвета и объема! (итальянцы, мягко говоря, заелись). "Веронезе" произносится с придыханием - изысканный, ничего не скажешь, это вам не "красильщик" какой-то.
     По словам гида, довольно хищнически относился к великолепным полотнам Наполеон - просто вырезал понравившийся кусок и увозил во Францию. "Поэтому мы его не очень любим, - заключает очередная итальянская Татьяна, и, подмигивая нам, - Но он получил по заслугам - ваши морозы сделали своё дело, погубили его армию. То же самое произошло и с Гитлером". Тут мне захотелось поспорить и отстоять честь русского оружия, но среди Веронезе и Тинторетто полемизировать было как-то неловко.
     Из окна Дворца смотрим на "Мост вздохов". Через него осужденных, Казанову, например, вели в тюрьму - он совсем близко, видны зарешеченные окошки. "А теперь я отведу вас в тюрьму", - торжественно объявляет очередная Татьяна, но наши бдительные туристы всё портят: до отправления катера осталось 12 минут.
     И мы бежим по Венецианской набережной к пристани, взбегаем по трапу, катер трогается. Я пробираюсь на корму и неотрывно смотрю, как пестрая полоска (дома Венеции) становится всё уже, а нефритово-бирюзовая всё шире. Мне и всем, кто на корме, приходится слегка мокнуть и дышать выхлопными газами, но, поверьте, прощание с Венецией стоит того.   
    


Рецензии