Правдивая история о Святополке. Эпизод 89. Часть12

Правдивая история о Святополке. Эпизод 89. Часть12

Лесь: А как быть со Святополком? За что на него возвели напраслину?

Святослав:-Да за проявленную нечестность и неискренность. Народ не захотел ему прощать замалчивания-люди приняли это как личный вызов, что их держат за дураков, за людей не считают. Как такое может понравиться? Он просто утратил чувство меры. Потерял совесть. Не сколько на него возложили вину и ответственность за злодеяния-сколько не простили этого стратегического просчета в опоре на доверие людей. Он исчерпал свой кредит доверия. А значит, если молчал, то и знал, если бы знал-на то и князь, на то и власть, чтобы предотвратить, заступить. Сохранить, не дать в обиду. Как может заботиться о стране, ратовать о всеобщем благе, кто предает и продает родного брата-кто не может дать гарантии безопасности родной крови. Единожды солгавши-кто тебе поверит? Можно говорить много слов-но дела должны у лидера согласоваться со словами-а когда двойные стандарты-говорить одно-а творить другое-возникает диссонанс-люди верят своим глазам и видят, что происходит-манипулируй-не манипулируй.

Лесь: С чего им так безоговорочно полагаться на князя- на верховную власть? Что, своей головы не было на плечах. Так и смотрели ему  в рот-какие он озвучивает официальные версии? Князь-то фигура большей части номинальная-все за него бояре решают, куда голову его повернут, что ему насоветуют, что спич-райтеры напишут-то у него и на языке, и небось, на уме тоже.

Святослав:-Нет, ты здесь не прав. Князь –олицетворение власти и власть почти сакральная.

"Почаша сами в собе володети; и не бе в них правды, и въста род на род, быша в них усобице, ивоеватипочаша сами на ся. Реша сами в себе: поимщем собе князя, иже бы володел нами и судил ао праву" (первонач. лет., 862 г.). Если и не признавать в этих словах исторического факта, то следует признать общее воззрение древних времен, выраженное летописцем. В 970 г. пришли в Киев люда новгородские прося князя себе и говоря: "Аще не пойдете к намъ, то налеземъ князя собе". Вообще в течений 400-летнего периода ни одна из русских земель (кроме малоизвестной по своему устройству - Вятки) не устраняла из состав а верховной власти княжеского элемента. Княжеская власть необходима для внутреннего наряда (управления и суда) как сила, уравновешивающая взаимное соперничество составных элементов государства, как кровных, так территориальных. Мнение о том, что князья опирались на; младшего рода в борьбе против старших имеет ту справедливую сторону, что только княжеская власть уравновешивала интересы старших и младших городов. Такова же роль княжеской власти в борьбе классов и партий: "Всего же паче убогых не забывайте... и вдовьщю оправ дите сами, а не давайте сильным погубит человека" (Поучение Владимира. Мономаха.). В Новгороде и Пскове смерды находятся в специальной опеке князя; в 1136 г. новгородцы, смещая князя Всеволода, в числе обвинений против него на первое место поставили то, что он не заботился о смердах.

 Княжеская власть необходима для внешней защиты государства. В 884 г. "иде Олегь на северяне, я победи северяны, и възложи на нъ дань легъжу, и не дасть им козаром дани платите, рек: аз им противен, а вам нечему". В 968 г. киевляне послали на Дунай к князю Святославу, говоря: "Едва нас не взяли печенеги... если не пойдешь и не оборонишь нас, то опять нас возьмут". В 1068 г. киевляне выступили съ своим князем Всеславом навстречу Болеславу Польскому; но, признав себя беззащитным, Всеслав ночью тайно от Киева бежал; тогда люди возвратились в Киев и на вече решили: "зежегши градъ свой, уйдемъ въ греческую землю". Вообще неизбежность княжеской власти видна из следующего случая: в 1140 F. Всеволод Киевский, желая наказать новгородцев, не давал им князя; "Не ходите в Новгород, - говорил он подручным князьям, - пусть себе сидят на своей воле без князя; где хотят, там, пускай себе ищут князя". Новгородцы оставались без князя десять месяцев. "По понятиям века, казалось невозможным сидеть без князя; особенно это было неудобно в то время: тут партии волновали город, там продовольствия не пускали... Новгородцы призвали себе из Суздальской земли Ростислава Юрьевича" (Костомаров. "Севернорусек. народопр.", т. I, стр. 67) Постоянная борьба всех земель против своих князей означает не борьбу против княжеской власти, а стремление отыскать наилучшего князя.

(Проф. М.Ф. Владимирский-Буданов  Обзор истории русского права. Права княжеской власти. Княжеская власть есть необходимый элемент государственного устройства всех древнерусских земель)

Лесь: так почему же все ополчились на Святополка?
Святослав: Бояре удружили-оказали медвежью услугу. Вздумалось им предположить здесь иную версию –не двух убийств по неосторожности –а что преступления были совершены на бытовой почве, на почве личной неприязни. Такое ляпнуть было обнаружить свою некомпетентность. А Святополк не имел базового юридического образования-что подсунули ему  под  нос-то и озвучил.
Лесь: Случаи убийства своих же возможны только заговорщиками и то только в среде разбойников, которые вечно спорят из -за награбленного. Подобных смут и восстаний против своего правителя близкого окружения еще не было в практике. Дружина своих князей не убивала. И ежу было понятно, что убийства князей  были организованы извне и для этого не требовалось «базового юридического образования».


Рецензии