Их жизнь. В краю голубых озёр. Книга 3. Часть 30

    На фото: венчание Аурики и Саши Голевых.               
   24 октября 94г. Писала Людмилка.  Натулька ты моя! Натулька... Через месяц будет мамочкой... А Аурика - через 2,5 примерно...Как договорились мои девочки... Господи! Только бы было всё хорошо!
   А мальчики оставили их и Латвию, уехали на заработки, в глушь, в Самару! Вот такая сейчас жизнь... безработица, а жить - надо! Что будет дальше? Сейчас у меня - очень тяжёлое время, через 5 дней, 30 октября - 3 года, как покинула нас моя мамочка... Это - моя боль, моя запретная тема, на которой я торможу мои мысли, воспоминания...
   Приснилась мне, что пришла к нам, сказала: - Я, теперь, надолго к вам пришла! - А я- всё смотрю на неё, боюсь отвлечься, вдруг, исчезнет? Может, ты в Натульке придёшь? Точнее, в её ребёнке, или - Аурикином? Родная моя, как мне тебя не хватает! Всё! Стоп! Иначе - сердце не выдержит! Это - запретная тема!
   Вторая боль - дочери! Одни, в таком положении, без меня! Тоже - без мамы... Аурика взяла многоразовую визу, приезжала несколько раз, а теперь - не едет, не может оставить Натульку одну... Детки мои родные! Как же болит сердце за вас! Как я хочу быть сейчас с вами! Помочь вам! Как помочь? Кругом - одни долги!
   Отпросилась у директриссы, отпустит, как родит Наташенька. Я должна быть там, внести маленькую в дом, впервые - выкупать! Голубки мои, дай вам Бог здоровья! Только бы всё хорошо было!
   В магазинах у нас ничего детского нет, для новорождённых нет; надо куда-то ехать, или в Полоцк, или в Витебск...
   Очень болел папа, с мая - по сентябрь.
   ...В этом году меня узнали, как учителя... В РОНО, снимали на видео, показывали на учительской конференции. Три показательных урока дала за зиму  и весну.  Очень ценят в РОНО, и начальной школе.
   Зато, как обычно бывает, появились такие, которым это, как кость в горле! Дети, ученики, это моя здешняя радость, лекарство! Работа спасает от всего! Дети меня тоже любят, пишут письма с признаниями в любви, называют мамой...
   Что будет на следующий год? Белорусский класс... Сдача экзамена на знание белорусского языка... И здесь... то же самое... А так, год в чём-то, даже счастливый! Но трудный, всё с большим трудом даётся. Приезжали дочери, Натулька была июнь - июль, Ауричка - сентябрь.
   Мы с Робертом были в июле в Латвии, нелегально перешли границу, мне на стыке двух границ стало плохо...Роберт постелил куртку, легла, полежала, полегчало...Пошли дальше...
   Обвенчались в Краславской церкви с Робертом. Перед нами, в марте - Наташа со Славой, а после нас - Аурика с Сашей... Мы видели всех родных, были на могилках моей мамочки и папы Роберта, на Лёниной могилке, на могилках моих дедушки и бабушки...
   Но, был и момент, осенью, когда сижу одна, в слезах, и мысль, как удар кинжала: " Зачем я здесь? Именно здесь? Почему не с детьми? Которым я сейчас так нужна? " Да, но, когда мы уезжали, нужны ли мы были тогда детям? И, если бы мы остались, были бы мы так близки и дороги детям, как сейчас? Не знаю... Не уверена... Я тогда была на пределе, дети - тоже... Нам нужна была разлука, проверка, насколько мы любим друг друга?
   Но, сколько продлится разлука? Мы уже сейчас, так тоскуем по ним!
   ...Вспомнила встречу в церкви, перед венчанием с Робертом, с отцом Александром... Призналась ему: - Отец Александр! Мы с мужем большой грех совершили - нелегально перешли границу...
   А он: - Какой же это грех? Это дьявол строит преграды, а мы их - преодолеваем! - Мы с Робертом, так смеялись! Так были счастливы от этих его слов! Может, и в этот раз повезёт, укроет святая Дева Мария от неприятностей? С чистой душой туда идём, не обогащаться, помочь!
   10 декабря 94г.  Вчера, т.е. - 9 декабря, родилась у нас внученька! Четыре кг 200 граммов весом! Вечером, не знаю точно, во сколько.  Появился ещё один родной , маленький член семьи нашей... Господи! Спасибо тебе! И дай им: мамочке, малышке и её папе - крепкого здоровья и сил!
   Мы с Робертом - бабушка и дедушка! Ура! Теперь будем ждать вторую малышку, мне, почему-то, кажется, что это тоже будет девочка... Я - счастлива! Жаль, мамочка не дожила до этого! Влада... Ладушка... Расти, любимая наша внученька! Будь здоровой, счастливой! Только вчера утром я разговаривала с Натулькой, благословила её, успокоила, она ещё была дома... А  вечером - уже родила! Как ты выдержала, моя девочка? Как ты теперь себя чувствуешь? Маленькая моя крошка, я так за тебя боялась! Слава Богу! Самое больное , уже позади!
   ...Приехали утром Ходырки. Валя улыбается и говорит: - Ну, футбол - отменяется! - А мы с Робертом смотрим на неё и не поймём, в чём дело... Мысль про Натульку - не доходит... Они - шампанское! Мы - коньяк!  Закуску на стол! Отпраздновали, как положено, это дело! Вот такой подарок мне ко дню рождения приготовили Натулька со Славиком! Родили - Собачку и Стрельца! Хорошие знаки! Будет верная, богатая и красивая! И так хочется: счастливая! Спасибо вам, детки!
   Роберт был перед этим в Латвии две недели, менял советский паспорт на национальный, латвийский. Так ему приказали в паспортном столе, в Верхнедвинске. Получил в Риге паспорт, обратился в Белорусское Посольство, спросил: - Что мне делать? Советский -то паспорт забрали, а в нём - штамп с визой? Ему ответили: - Едьте спокойно, объясните на границе, что только что получили паспорт новый, должны пропустить!- Роберт так и сделал.
   Пограничник белорусский сказал: - Извините, но это , не совсем так. Визы в паспорте нет, надо возвращаться в Латвию!
   -Как, в Латвию? Я же живу в Белоруссии! В деревне Опытная! Меня жена домой ждёт, волнуется!
   -Улаживайте дела с визой! - Ответил пограничник.
   -Так мне визу дают в Верхнедвинске, в паспортном столе, - сказал Роберт.
   -Обращайтесь в Белорусское Посольство в Латвии! Вы - гражданин Латвии! Всё! - Роберт повернулся и пошёл в сторону латвийской границы... Темнота - страшенная! Хоть глаз коли! Отошёл довольно далеко от границы, развернулся, и пошёл по кустам в сторону дома...
   Выбрался из леса, вышел на дорогу, идёт домой, навстречу - фары машин, идут к границе...Довольно часто идут... Вдруг, одна останавливается... Сердечко у Роберта, естественно, зачастило... Окрывается дверца, вежливый голос: - Ваши документы! - Роберт показывает паспорт. А куда деваться-то?
   -У вас виза есть?
   -В старом, советском паспорте, осталась.
   -А как вас через границу пропустили?
   -Меня...не пропустили, назад отправили... А мне - домой надо, на Опытную, жена ждёт... Перешёл границу нелегально...
   -Садитесь в машину! - Привезли на границу, на пропускной пункт. Расспросили у дежурного офицера. Тот подтвердил слова Роберта. Повезли в Бигосово, в штаб пограничного отряда. Созвонились с вышестоящими начальниками. Те решили: - Отпустите его домой. Пусть переночует дома, а утром приходит в Бигосово, в штаб. Привезёте к нам, в Верхнедвинск, будем решать, что с ним делать.
   Я уже вся переволновалась, должен был вернуться, уже полночь ,  "А Германа всё нет..." Пришёл - усталый, грязный, резиновые сапоги все в глине, в те дни ещё стояло тепло, морозов не было...
   На следующий день, в Верхнедвинске, майор, в общем-то, хороший, отзывчивый человек, выслушал его историю и сказал: -Дам вам минимальный штраф: 30 тысяч белорусских рублей. ( Это - небольшая сумма, инфляция - жуткая), и посоветую: не переходите больше нелегально границу... Если ещё раз поймаем, то штрафом  не отделаетесь! Наступит уже, уголовная ответственность! Понимаете? Решайте вопрос с визой!
   Так что, всё! Больше не рискуем! Но, это всё - в прошлом! Главное, Ладушка родилась! Теперь будем ждать Настеньку!
   7 января 95 г. Рождество Христово! Сегодня утром проводили Аурику и Сашу. Животик у дочурки уже большой, до родов не приедут. Господи! Помоги Аурике! Спаси её и сохрани её младенца! Почему я так за неё боюсь? Господи! Дай мне сил дождаться её родов!
   Замучило сердце. Дней десять подряд на таблетках. Плохо, что Аурика с Сашей это видели... Пришёл 95-ый год... Что он нам принесёт? 94-ый год был к нам милостив, он подарил нам венчание, встречи с детьми, с мамами, подарил внученьку, дочушки обвенчались, обрели мужей, и перед людьми, и перед Богом! Все живы! Спасибо году Собаки! Надеемся и на твою доброту, год Кабана!
   А вообще, плохо... Идёт война в Чечне, гибнут люди. Ельцин послал войска остановить войну между чеченскими кланами, и, как это часто бывает, когда дерутся между собой братья, влезет кто-то, чтобы остановить их, они объединяются и нападают на влезшего... Так и там: теперь чеченцы на русских напали... Опять гибнут люди в нашей стране! Начиная с Карабаха, потеряли Прибалтику, Молдавию, Украину, Крым, наверно, и Северный Кавказ тоже, как и Среднюю Азию, если и дальше так пойдёт, то и Россия начнёт разваливаться... Сколько границ появилось, разорванных семей, сердец, родственников...
   Получили письмо от Натульки!  " Здравствуйте, наши родненькие! Спасибо вам за ваши письма! Поздравления! Деньги, которые нас так выручили! Спасибо за вашу любовь! Нашей Ладушке - уже 10 дней! Тяжёлых, но радостных! Как жаль, что вы не видите её! Она - прелесть!
   Жаль, что я многое не знаю, руки ещё неловкие, более-менее пеленать научилась, ещё в больнице, сейчас учусь мыть. И всё-таки, страшновато иногда. Когда она плачет, очень переживаю, не знаю отчего... Вчера за ночь спала только два часа, остальное время - кричала, я всё, что можно, перепробовала, помог твой, мамочка, укроп, спасибо, родная! Ты, даже вдалеке, помогаешь мне!
   И, всё же, до слёз жаль, что вы - далеко... Именно сейчас, когда вы нам так необходимы! Мы вынуждены жить врозь. Больше всего на свете сейчас хочу к вам! Но, видимо, всё это задержится из-за дотации, не получив денег, мы не можем приехать.
   Придётся продать 10 сертификатов, надо на что-то жить, Славику - заменить права, а это - шесть латов, плюс - дорога в Даугавпилс, плюс свидетельство о рождении, без которого дотацию не получишь...
      У нас нет выбора. Если сейчас не заплатишь, потом будешь платить вдвойне. Вот так мы живём. Очень хотим поскорее приехать к вам! Это единственно правильное решение на эту зиму.  И мы с вами совершенно согласны. Ждите нас, миленькие! Жаль лишь, что Новый Год будем встречать поодиночке: вы - там, мы - тут...
   Простите, мысли от усталости путаются, да и пишу полулёжа, сидеть мне ещё нельзя. Температура прыгает, вверх-вниз... Славик очень мне помогает! И вообще: у нас в семье - мир и покой, я очень люблю его, и получаю взамен его любовь. В глубине души - я очень счастлива! Так что, за нас не бойтесь, трудно, но справляемся. Скоро войдём в колею и всё наладится.
   Поздравляем вас, наши золотые, с наступающим Новым Годом! Примите нашу любовь, самые лучшие пожелания и желание быть с вами!
   Мамочка, жаль, что и на твой день рождения мы  не сможем тебя поздравить, расцеловать... Но, ты помни, мысленно - мы там, с вами! И в этот день обязательно будем думать о тебе! Всё, родные, валюсь с ног... Очень вас люблю! Очень жду встречу с вами! Целую миллион раз! Ваши: Н.  С.  В.   18.12.94."
   11 февраля 95г.  25 января, в пол-второго дня, родилась Настенька! Теперь - две внученьки у нас! Мы с Робертом, от счастья, почти бутылку водки выпили! Плакали, смеялись, были такие счастливые!
   В конце января к нам приехали Ладушка, Натулька и Слава! На три месяца виза! Крутимся все, как белки в колесе! Ладушка - прелесть! Хорошенькая! Но, очень капризная, или плачет, или спит... Что-то её тревожит... Другой раз, и руки не помогают. Соску не берёт. Мамину титю только... Слава Богу! Молочко есть! Мы с папой, конечно, счастливы, только две вещи нас тревожат: 1-ое- все простужены, малышка покашливать стала, даже коты - больные!
   Кругом - грипп идёт, в том числе, и у нас. 2-ое: обостряются отношения Латвии с соседями... Россией и Белоруссией. Не дай Бог! Вдруг, совсем границы закроют! Мы - здесь, дети - там! Что делать? Уже привыкли здесь. Свой кусок земли, она - прокормит! И детей - тоже! Уже сад посадили: яблони, вишни, груши, сливы, малина, земляника, клубника, правда, какая-то неудачная,;красная и чёрная смородина, цидония, цветы, теплица...
   Всё с таким трудом далось! Если ехать обратно, а дети сюда не хотят! Где жить? Что кушать? Случись что с одним из нас, как жить ОДНОМУ? А старость - вот она! Жизнь - так быстротечна! Роберту летом - уже 50 лет! Пол-века! Отец там, в Латвии, прописан... Господи! Подскажи, что делать? Уже пришёл мне загранпаспорт, надо ехать за визой...
   Хотя сил, ещё на один переезд, нет, ни у меня, ни у Роберта... Да и куда ехать? Денег на приобретение жилья нет... Здесь мы часто были счастливы, спокойны, здесь не ощущается никакой враждебности к Роберту, хоть он - гражданин Латвии, медицина, и для него - бесплатная!
   А дети... Какие у меня дети! Пишут мне письма, объясняются мне в любви, мамой называют, доверяют мне свои тайны... Боятся, когда я болею, бегут ко мне в больницу, или к нам домой, на Опытную... Скоро мне их отдавать в пятый класс...Следующий класс брать с обучением на белорусском языке, готова ли я?
   30 апреля 95г.  Нет! Никуда мы не едем!  То - прошлое, это - настоящее! Надо жить! Мы столько здесь уже сделали! И хотим увидеть плоды своего труда!
   Наточка, прожив здесь три месяца, полюбила наш дом, двор, это место, уезжала - плакала... Опять, через недельку, обещают приехать надолго . Вообще: я очень рада! Всё - неплохо! Дала открытый урок, все были восхищены! Слова инспектора из РОНО: - Нам всем, очень долго, расти до этого учителя!- Были высшей оценкой для меня! Но впереди ещё - сдавать белорусский язык для работы в школе. С белорусским классом... Плохо то, что с января неважно со здоровьем, сначала мучило сердце, а потом долго проболела гриппом; в Латвии, у детей, заболела, дальше - затяжной бронхит, полтора месяца уже мучает кашель, очень ослабела... И сердце всё время ноет...
   А впереди - экзамены моих детей за 4-ый класс... Потом - мой экзамен в РОНО... Очень волнуюсь...
  Было в апреле очень жарко, в начале 20-ых чисел распустилась вся зелень, зацвели вишни... А сейчас - холод! Сегодня ночью обещают заморозки... Прогноз на лето: будет холодное. Поживём - увидим! Ладушка хорошо растёт, развивается, а Настенька - очень волнует, худенькая, растёт плохо, мамину грудь бросила... Боюсь за неё! Была в Латвии, в марте, 9 дней, но 5 из них отболела гриппом, не была поездка удачной...
   Если всё будет хорошо - поеду летом. Ладушка - чудо! Радостная, хохотушка, счастье моё, так к ней за 2,5 месяца привыкла, голубка моя! Только бы Настенька поправилась! Болит сердце за неё!
   20 июля. Писал Роберт.  Отметили моё 50-летие. Скромно, конечно, пригласили Ходырок и Роговских, Тамару и Вадима. Они - наши новые друзья. Мы с ними, в один год, 92-ой, переехали из Краславы в Верхнедвинский район.
       Они работали в Краславе, во 2-ой русской школе, учителями - Тамара Антоновна - учитель истории, Вадим Дмитриевич - учитель по труду. У них - двое детей, дочь Лариса и сын Виталий - младший. В Краславе мы не были с ними знакомы. Теперь они живут в Морозах, это - в 4 км за нами, по дороге на Росицу.
    У них, как и у нас, тоже сборнощитовой дом, обложенный кирпичом, хозпостройка, участок земли возле дома, только поменьше, чем у нас. Они держат хозяйство: корову, свиней, кур, оба - из деревенских жителей, поэтому это дело для них привычное, как говорится; а я, вот, мучаюсь, с курами и кроликами; нет, мне не трудно их покормить, поухаживать за ними, наоборот, очень нравится...
   Мне трудно их убить...Обработать их тушки... Особенно - мучаюсь с кроликами...Это такие беззащитные существа... Красивенькие, умиляют просто...Трусишки... У меня сердце кровью обливается, когда приходится их убивать.... Дочери, уже несколько раз, мне говорили: - Папа! Если не можешь это делать, не делай, не рви себе сердце! Лучше - откажись от них! Дольше проживёшь! Наверное, я так и сделаю.
   Толик Тарасевич, мой сосед, смеётся: - Ну что ты переживаешь! Для этого же, их и держим! - Я, чаще всего, его и прошу забить кролика, а шкурку с него уже сам снимаю, хотя и это для меня, чистая мука... Да, отвлёкся я, однако!..  Так, вшестером , и отметили моё 50-летие. Во дворе. Погода была хорошая, тихая, солнечная, тёплая... Говорили тосты, выпивали, закусывали... Было хорошо, тепло, сердечно...Спасибо вам, друзья!
   ...Дороховы уехали к родным в Севастополь. Вроде бы, и не собирались... Да и опасно сейчас далеко ехать, грабят на дорогах... Но, потом, Лёшка внезапно загорелся: надо ехать! И всё!
   Мы с Людмилкой собирали малину за Опытной... Слышу, вроде кричат...-Роберт! Роберт! -пошёл на голос, крикнул в ответ...Встретились. -Привет! -Привет!- Что случилось? - Решили поехать к моим родителям... По дороге, вот, заехали к вам...попрощаться...- Подошла Людмилка, пошли домой, собрали стол, накормили их с Кларой на дорожку; обнялись, попрощались, пожелали им счастливой дороги...
   15 августа 95г.  Писал Роберт.  Девятого августа получили телеграмму от Клары, о том, что умер Алексей, приезжайте на похороны... Это был настоящий шок! Мы знали, что к Клариному дню рождения они должны были вернуться, обещали ина обратной дороге, из Крыма, заехать к нам. Но, не заехали.
   Домой вернулись другой дорогой, через Литву, как потом рассказала Клара, белорусы стали дорогую плату брать за проезд по их дорогам на машинах... Визы есть у нас с Людмилкой, поэтому собрались и  поехали в Дагду, попросив соседей присмотреть за хозяйством и покормить отца. Приехали в Дагду, заглянули к маме и Лиде, и сразу в училище, там квартира Дороховых.
   Клара, почерневшая от горя и опухшая от слёз... Она рассказала, что 6 августа отметили её день рождения, Лёша был такой ласковый, нежный, подарил ей цветы и подарок... А на следующее утро поехал на машине по просьбе друга-лесника поработать с саженцами ёлочек, хотел подзаработать денег... Поехал через песчаный каръер, машина забуксовала...
   ...Лёшу нашли лежащим возле машины... лопата лежала рядом...Сердце...59 лет...Ещё бы жить и жить! Видимо, было у него какое-то предчувствие, раз так внезапно загорелся с этой поездкой... Бедные старички! Даже не смогли приехать на похороны сына...Проклятые визы! Такая у нас теперь жизнь! Спасибо! Господа Горбачёв и Ельцин! Это вы нам такую жизнь устроили!
   ...Людмилка берегла на чёрный день сто марок - единственная наша заначка! Полученная за её маму , малолетнюю узницу фашистских концлагерей... И тут же, не колеблясь, отдала их на похороны...
   Похоронили нашего друга в красивый солнечный день на Дагдском кладбище, под большими соснами...Собралось на похороны много народу, приехали из Константиново бывшие работники совхоза, в котором Дорохов работал главным инженером, пришли учителя Дагдской средней школы, Клара там - учитель немецкого языка.
   Поминки отметили на природе, как в старину, на поляне, расстелили плёнку, выставили водку и закуску... Поминали его добрыми словами... Алексей, действительно, был очень светлый и добрый человек, очень любил Клару, терпел её капризы, был очень трудолюбив и талантлив, квартиру содержал в образцовом порядке, своими руками построил гараж, развёл грядки возле дома, много клубники, построил теплицу, машину свою сам ремонтировал, разбирался в механике на все сто!.. Жаль его! Страшно жаль! Да будет тебе земля пухом, дорогой друг! Господи! Прости ему все его грехи, вольные и невольные, прими его в Царствие Твоё Небесное! Держитесь, мама и папа Лёши!
   7 апреля 96г.  Не писала целый год! Даже сама удивилась! С чего же начинать? Самое главное - мои малышки! Ладушеньку не видела с августа. Бегает уже, лопочет... Роберт недавно видел , ездил в Латвию.
   Настенька отжила у нас осень, пока Саша работал за границей, в Германии. Настенька - прелесть! Маленький удивительный ангелочек! Но сама ещё не ходит, боится, поправилась, но маленькая, миниатюрная, отстаёт от Ладушки в развитии месяца на два-три, но умница, очень спокойная, играет сама, засыпает сама... Похорошела - просто куколка!
   У меня две удивительные внучки! Дай Бог им здоровья и счастья, долгих лет жизни!
   Теперь - о работе. Благодаря нашему президенту Александру Григорьевичу Лукашенко и всенародному референдуму, теперь в Беларуси - два государственных языка: белорусский и русский! И по решению большинства родителей учеников , школа в Бигосово - русская!
   Никакой экзамен мне не понадобился! Класс мне достался очень тяжёлый; четырёх детей отправляю на медико-психологическую комиссию, пятого (три года в 1 классе) беру с собой. Всего - 25 детей. Хорошистов - человек 5-6. Остальные - троечники... Ну, что же, будем работать!
   По математике результаты уже есть! Программа пройдена на "5" -16 учеников; на "4" - 4 ученика; на "3" - 1 ученик. У четверых - задержка психического развития (ЗПР). Читают многие хорошо, какие-то результаты, конечно, есть, но работы впереди - очень много!
   Мой пятый класс каждое утро- две трети учеников начинают с меня! И у них теперь - "настоящий бунт души"! Замучилась от слухов о происшествиях с ними! После третьей четверти спрашиваю у них: - Учиться хочется? Они смотрят на меня и молчат. Девочки решились: мотают головами... Нет, мол... У меня - аж сердце сжалось! Раньше, ведь, на каникулы не хотели уходить, в школу рвались! Вот как быстро потеряли интерес к учёбе!
   ...Мой папа стал совсем плохо ходить...Ноги его не слушаются... Роберт сделал ему сидение с отверстием, в которое ставим ведро с крышкой... В потолке прорезал отверстие, сделал трубу из досок, чтобы плохой воздух вытягивало на чердак... Регулируется досочкой, скользящей по направляющим реечкам... Ум у папы всё больше слабеет, стал очень худой, от былого животика ничего не осталось.
   Кушает всё, что даём, но, видимо, впрок уже не идёт... Бедный папа! Недолго ему уже осталось...
   ...С Кларой мы рассорились... Смерть Лёши её ничему не научила... Я мучаюсь, что она там, в Дагде, одна; нет, конечно, друзья есть... Клара захотела слишком многого...
   Лёша бы меня понял, и был бы за меня...Мы часто расставались надолго, на год, два, три года...Потом я звонила, звала, она - откликалась... Прости меня, Клара!
   ...Очень тяжело живут мои дети материально, особенно - Наташа, и, всё-равно, к нам не едут... Как можно жить двум безработным на детское пособие и и половину дедушкиной пенсии?
   ...Брат Славы разбил чью-то дорогущую машину по пьянке, и им пришлось продать родительский дом, чтобы рассчитаться с долгами... Всё ушло... Наверное, сейчас время такое... Посылаем им с оказией сумки с продуктами...
   Россия и Беларусь объединяются в Союз...
   В этом году сумасшедшая зима, как начались морозы и снег с 1 ноября, так до сих пор в нашем дворе с северной стороны снег лежит толщиной в метр! Ночью - мороз -10гр., днём - до плюс десяти! Но это тепло только пару дней, как пришло! Зимой морозы были до -30 градусов! А минус 20-25 - так три месяца подряд!
       Шестой месяц - снег и мороз! В печи ушли запасы дров на две зимы! Когда же будем сажать?  Пруд наш, который выкопали экскаватором, на нашем участке осенью, пустой пока, осень была очень сухая. В этом году - 10 лет Чернобыльской аварии, девять зим были очень тёплые, зачастую без снега. Сегодня - Католическая Пасха. Помолились с Робертом, потом лежали весь день, смотрели телевизор. Отдыхали.
   13 октября.  Как быстро летит время! Весь отпуск у меня пробыла Настенька, прелесть моя, хотя забот хватило, летом вообще в деревне - работы - море! Да и осенью: уборка урожая, закатки, заготовки... Скоро каникулы. Хотела поехать в Латвию, к Натульке, но Роберт говорит, что лучше в декабре, поскольку ей предстоят вторые роды... Да, у нас будет третий внук!
   Как узнала - выла белугой! Нищие, голодные, квартиру свою потеряли, пришлось отдать за долги, живут теперь в чужом доме, снимают жильё... Но, потом, поняла: всё, что даёт Господь, к лучшему! Может, поймут, что самостоятельно - нажились, приедут к нам...
   У нас тоже, ведь, не за горами старость, в декабре мне уже 50 лет... Надо быть вместе, помогать друг другу... Слава устроился на работу, но заработки - кот наплакал!
   Ауричка работает в частном магазине. Саша ездил на заработки в Россию, ещё не все деньги получил...
   Ладушка наша стала большая, красивая, но с трудом управляемая... Я была в июне 6 дней, отмоталась от одних к другим... до сердечного приступа... Дома, через три дня - повторно... Очень тяжело видеть, как они живут! Детки болели... Теперь - отдали в садик, вскоре  обе опять заболели... Они - не садовские, особенно - Лада, уже хронический ларингит...
   Сегодня - воскресенье. Прочла очень хорошую книгу: "Божья воля на твоё исцеление". Как с Господом поговорила!
   В моей жизни - большая радость: вернулся в мою жизнь мой младший братик - Саша!  И, главное: он тоже с Господом! Как я счастлива, когда он приезжает! Я сразу чувствую себя сильнее! Когда он - рядом! Он разошёлся с Зоей. Живёт у чужих людей. С ними и нашёл Господа! Стал таким, как я его помню и люблю!
   Папа совсем слёг, не может даже есть сам, кормим его с ложечки, убираем, стираем за ним; Роберт носит его на руках в ванную комнату, купает его, как ребёнка... Спасибо Роберту! Что бы я делала без него!  Сегодня воскресенье, а ты - работаешь! Как сберечь тебя?- Господи! Спаси и сохрани его! Облегчи жизнь моего мужа! Не оставь меня одну, без него!
   С Кларой пыталась помириться, всё  кончилось неприятно.. Чувствую себя виноватой во всём! Но возврата к прошлому - больше не хочу!
   20 декабря 96г. ... 9 декабря , в день рождения Лады, умер папа... Ушёл тихо, уснул на сутки, потом затих... Я как почувствовала ночью, когда он открыл глаза, читала над ним молитвы; мы по очереди с Робертом читали молитвы...
   Он ушёл через час после врача, через пол-часа после священника... Примерно, в такое же время, как и мама, в пятом часу дня... Мы были не одни, помогали соседи, коллеги, друзья.
   Роберт ездил в Верхнедвинск, спрашивал разрешение у пограничников на перевоз тела отца в Латвию. До границы его довезли на машине, которую выделил Виктор Иванович.
   А на нейтральной полосе гроб с его телом перегрузили на машину, которую Слава взял на своей работе. Были уже приготовлены продукты для поминок у нас дома, водка, всё это тоже перегрузили... Таможенники понимали ситуацию, спасибо им за это - огромное!
   В Краславе Слава остановил машину  с гробом папы у их с Наташей дома... Наташа долго молилась, стоя на асфальте рядом с машиной, ехать на похороны мы ей запретили, беременность у неё уже была критическая, может родить в любой день!
   Похоронили мы папу рядышком  с мамой, гроб его поставили вплотную к гробу мамы, когда копали могилу, песок осыпался и обнажился мамин гроб... Всю жизнь они отжили вместе, и лежат теперь рядышком...
   Только на памятнике фотографии перепутаны местами при изготовлении, но мы не стали их ломать и переставлять... Мы -то знаем, как они похоронены... Вот и я стала сиротой, ни мамы, ни папы...
   Вова с Аней приезжали из Даугавпилса, Саша с Русланом были, конечно, тоже, Сашины друзья копали могилу...
   Народу пришло мало, зима...холодно... Поминки устроили у мамы Роберта и Лидочки.  И потом, второй раз, в Краславе, у Аурики... А 25 декабря мне - 50 лет, 3 января - 30 лет нашей совместной с Робертом жизни... Но, жизнь - продолжается! 17 декабря Наташенька родила мальчика, сына, нам - внука! Пришёл он к нам в дни траура, богатырь! Вес его - 4 кг 300граммов! Назвали Янисом, в честь дедушки Роберта...
   Мне дали бесплатную 7-дневную визу на похороны папы, теперь поеду брать вторую, по Красному Кресту, опять бесплатную, на посещение могил родителей; буду помогать Наташеньке, ей будет трудно после родов с двумя малышами. Господи! Дай им здоровья и долгих лет жизни! Вот так, рядом, уживаются горе и радость...
   И ещё сюрприз: беременна Аурика! Как ни сложна и трудна жизнь, но она обновляется!
    1 марта 98г. Не писала больше года... И сегодня, заставила себя писать, с комком в горле, лихорадочно бьющимся сердцем и слезами на глазах... Господи! Дай мне сил записать это!
   ...13 июля 97 года не стало моего дорогого младшего братика Саши... Он утонул в Дагдском озере... Ему показалось, что на катере мимо проплыл его сын Руслан, и он поплыл позади, плавал он великолепно, но, судорога скрутила ему ногу, его так и нашли, с прижатой к животу ногой и с выражением мУки на лице...
   Его искали три дня, не могли найти... Руслан прыгнул с лодки в воду, был уже вечер... И, вдруг, Роберт видел всё это, он был на берегу: вода забурлила и Руслан вылетел на поверхность воды с перепуганным лицом... Он там , в глубине , плывя, наткнулся на тело отца... Можно представить его состояние...Бедный мальчик! Его высадили на берег, у Руслана началась истерика... Роберт успокаивал его, как мог... Вытащили Сашу друзья Руслана, зацепили специальным приспособлением.
   Хоронили Сашу на следующий день после дня рождения Роберта. Опять совпадение -день рождения и похороны...
   Как перенести это горе? Один Господь знает...До сих пор не могу с этим смириться... Всё жду... Приедет... Нет, не приедет, не принесёт полевых цветов, которые он собирал, идя пешком от Бигосово до Опытной, не привезёт больше вкусного латвийского хлеба, пива, печенья своей сестричке... Ему было 45 лет...
   За неделю до этого - виделась с ним, была в Дагде, так не хотела от него уходить... Он шёл на работу... Последний раз от меня уходил... Перед этим ходили с ним на кладбище. По дороге он мне рассказывал, кто умер в Дагде из знакомых и, вдруг, говорит: - Скоро и мне...я...знаю... - Я стала ругать его, говорила, что я - старше... Он обнял меня за плечи, прижался ко мне и говорит: - Ну, ладно...ладно... Не будем об этом... И, вот, его - нет...
   ...Ещё весной этого года, когда Саша приезжал к нам в гости и помогал Роберту развозить тачкой по грядкам плодородную землю из кучи, он ему говорил: - Мне, однажды,  цыганка нагадала, что я - не просто умру, а утону в воде!- Роберт ему ответил: - Да брось ты, Сашок! Мало ли, кто что скажет! Ты же плаваешь, как рыба в воде! Как ты утонешь? - На что Саша ответил: - А я чувствую, что так и будет... - И очень грустно на Роберта посмотрел... Это мне Роберт рассказал после его отъезда... Что это? Предчувствие? Или...
   ...А жизнь, всё-равно, продолжается! 17 июня Аурика тоже родила мальчика, назвали Никитой, удивительно нежное, улыбчивое существо! Любимый наш внучок! С его появлением на свет легче переносится горе...
   Аурика, Настенька и Никитка - уже третий месяц живут у нас... Саша на заработках в Риге, приезжает через две недели к нам. Скоро они уедут... Хорошо было с ними, родными нашими! Спасибо Тебе, Отец Всевышний, за этот подарок к моему дню рождения, долгую встречу! За Никиточку - спасибо!
   Наташенькин Яночка - уже бегает, кавалерист наш! А Никитка - уже сидит! Так что у нас с Робертом -  две внучки и два внука!!! Вот, какие мы богатые!
   Теперь будем ждать Наташеньку с детками, она оформляет документы.
  С мая до ноября Роберт обучал Славу и Колю Галилеева, мужа Аурикиной подруги Жанны, строительному делу. Они строили какому-то рижскому богатею загородный дом...
   Роберт приезжал на выходные домой, а дома-то, летом, столько работы! Только успевай, поворачивайся! Досталось ему, бедному! Но как же сложно живётся моим детям! И как спокойно и уверенно мы жили в Советском Союзе!
   Как сказал один краславчанин: - Пожили при коммунизме... И, даже, не заметили! Только сейчас и поняли: а как же мы, оказывается, хорошо-то жили! Парились в финской бане, плескались в бассейне, чуть не до утра плясали на МСОвских  " Огоньках"! Эх, мать твою! Дети поступали в ВУЗы, получали квартиры на работе, какая уверенность была в завтрашнем дне! "
   Думаю о досрочной пенсии, совсем сил нет... Робчик в Латвии, сегодня приедет, маму не видел три месяца и сестру... Лида просила переложить плиту на кухне, совсем плохо греть стала.
   Была ещё одна беда, но Господь спас Роберта! Он 26 декабря, на следующий день после моего дня рождения, полез на крышу, там рухнувший вниз снег оборвал телевизионный кабель от антенны. Лестница обветшала, не выдержала его веса и он упал с крыши вниз...прямо на сложенный на земле каменный очаг, на котором летом мы готовим еду и запекаем шашлыки... Ударился правым боком...Сломал три ребра... очень напугал Аурику своим страшным дыханием, со стоном и хрипом...
   "Скорая" увезла его в Верхнедвинск, делали ему рентген, проверяли состояние внутренних органов...
   На третий день стал проситься домой, телевизор не работает, впереди - Новый Год... Хирург не хотел отпускать его домой, но всё же отпустил, под расписку...
   Друг Роберта Саша Завадский, припаял кабель к антенне... В общем, Новый Год мы встречали с телевизором и Сашей, Аурикиным мужем, приехавшим к нам на праздник...
   Роберт сейчас уже окреп, только, как всегда, не бережёт себя... Состарил меня ещё лет на пять, если не больше... Я так боюсь его потерять, любовь мою...
   3 марта 98г.  Писала Аурика.  Ну вот, и я делаю запись в дневнике, продолжение маминого и папиного, о нашей семье... Чтобы история нашей семьи, жизни, судьбы, осталась нашим детям после нас, а потом, и внукам... Да, уходят одни жизни, на смену им приходят другие... Как листья на деревьях, как новая трава весной... Круговорот жизни, как это ни горько, мы ничего не в силах изменить, только смириться с волей Божьей.
   Да, нам надо ценить то доброе, что есть в нашей жизни, а мы начинаем ценить, когда теряем, когда уже не вернуть... Простите нас, наши родные, наши любимые, за то, что не смогли мы вам дать, пока вы были с нами, пока могли нас слышать! Надо быть более чуткими с другими нашими близкими... А мы можем сорваться на них, потому что они простят нас; чужие - не простят, с чужими - нельзя!  Надо беречь друг друга...
   Когда мы уезжаем далеко, мы тоскуем, так хочется обнять родителей, прижаться к родной груди, поговорить по душам, поплакать... Но, они - далеко...
   Хорошо, что мы два месяца побыли здесь, вместе с вами , родные; когда было плохо папе, помогли маме, а внуки побыли с бабушкой и дедушкой, мы, ведь, так редко виделись! Теперь Наташина очередь. Весной и летом здесь, красота! А мы гуляли даже редко, всё зависит от погоды...
   Ещё неизвестно, где мы теперь будем: Рига... Киев... Возможно, уедем надолго... Как будет плохо без вас! Но, жить надо, надо растить детей, нельзя опускаться!  Сейчас мы должны утвердиться ради будущего... Помоги нам, Господь!
    15 марта 98г.  Писала Людмилка.  Аурика и Саша с детьми уезжают в Киев, вероятно, надолго, может, до осени, может, и дольше, чем на год... Трудно будет не видеть их столько времени; но что же делать, детей кормить надо... Латвия сейчас, очень трудное место, в Краславе нет работы, в Риге - значит, два стола, дорога, не выдержать квартиру...
   Наташа... Всё ближе и ближе переезд к нам насовсем... Круг сжимается... Даже работая, они не могут выдержать квартиру... Думаю, пока повзрослеют и подрастят детей, может, что в стране и изменится к лучшему, а пока, надо пожить вместе...
   Болит голова, трудно писать. Часто мучают головные боли, давление стало подыматься к 200 на 110, раньше никогда такого не было... Еле отходила февраль. Работа стала в тягость. Насколько любила её, теперь - только и жду выходные... Дети - не такие, как были те, предыдущие, смотрят, уже со второго класса, на учителя оценивающе, с иронией, могут в ответ на замечание сказать: - Ну, и что?- Капризных - человек 5 в классе. Когда раньше такое было? Учитель - уже не Бог, как было раньше. Трудно удержать дисциплину. Разочарование, пустота, заполняют душу.
   Работа - уже не самая большая радость и ценность в жизни!
Хочу уйти на пенсию. Некогда прочесть книгу, священные писания... А так хочется! Глаза съедают тетради... Математику уже проверяет Роберт, я только просматриваю и выставляю оценки... Он у меня всегда был сильный математик!
   Да... Стали рожать школьницы, в прошлом году - 11-классница, в этом году - восмиклассница, а 10-классница сделала аборт - 5 месяцев ребёнку, героиня в классе! Не осуждение, а именно: героиня! Окружена вниманием, любопытством, вопросы: - Как? Что? - Мораль - исчезла... Все учителя - стонут... Мой тот , прежний класс, очень трудный... Отдачи на ту мощь любви, доброты, что отданы им - нет...Зачем тогда всё? Они уже в седьмом... Уже почти не заходят... Только здороваются...
   23 января 99г.   Вот и последний год второго тысячелетия приближается... Скоро - круглая дата, большая, с тремя нулями, и такая маленькая для Космоса! Даже не верится, что буду жить в 2000году!
   Были в прошлом году , и хорошие, и такие горькие странички... Хорошие: Ауричка, Саша, их детки, частые встречи, жизнь вместе, почти три месяца! Потом Натулька: май, июнь, начало июля, тоже с детьми, тоже побыли вместе; огорчало то, что Ната часто болела, замучила аллергия, астма...
    Была я летом на Нарочи, это самое большое озеро Беларуси, правда, поездка была неудачная, не хочу о ней писать, а места красивые, но озеро - грязное, был запрет на купание... Огромное озеро, лето, жарко... А купаться - нельзя!  Но, всё же, здоровье поддержала, лечение там хорошее.  И Роберт приезжал на три дня в конце путёвки, вместе уехали домой.
   Но Натулька наша уехала совсем больная... С тех пор не приезжала. Только паказалась перед моим днём рождения: 23 и 24-го декабря, и опять ей стало плохо... Что-то в нашем доме не переносит, может, собаку и котов? Бедная моя девочка, что же за грех такой на нас? Что в доме родителей - тебе плохо...Может, это щиты со шлаковатой виноваты? Господи, прости нас и смилуйся над нашим ребёнком! Я, ведь, только два раза в год имею право приехать в Латвию!
   Она, ведь, такая бедная, эта Латвия! Боится, что я её объем, другим не хватит!  Я была в Латвии последний раз на осенних каникулах у Наты. Видела Володю, брата, была в Дагде, видела маму Роберта и Лидочку с её детьми, была на могилках родных, видела всех, кроме Ауриченьки.
   Латвия заполнена товарами, особенно - Даугавпилс, везде изобилие в магазинах, в том числе, и в Дагде. Но всё - привозное, ничего своего, большинство - импорт, не всегда хороший. Изобилие потому, что народ бедный, тратятся , в основном, на еду и на самое необходимое. Безработица - просто ужасная!
   Правительство думает только о том, как набить себе карманы, и как побольнее унизить русских. А остальное им...  Наташа со Славой не живут, а существуют... Если бы Ната хорошо себя у нас чувствовала, давно бы уже были у нас! Дочушка стала такая худенькая, больно на неё смотреть!
   28 марта 99г.  Перечитала последнюю запись. Я не написала самое главное: с 3 по 7 января я была в Киеве, у Аурики и Саши, и внуков... Не могу описать, как мне было хорошо с ними! Сколько тепла я получила от детей и внучат!
   Сколько заботы, сколько денег они истратили на меня! Дорогие очки, обследование в диагностическом центре, дорога домой в прекрасном купе!  Кроме этого, всё время встречала замечательных людей, когда ехала назад.
   А дома - поскользнулась и упала, повредила ногу (порвала связки), два месяца мучила нога, и теперь без крика не могу надеть сапоги!  Это - в середине января, в феврале - грипп, Роберт болел два раза, я - один раз , но с осложнением, до сих пор выкарабкиваюсь...
   Роберт уехал к детям на моих каникулах на 3 дня, у меня не было даже сил на поездку в Витебск за визой, в Латвийское консульство...
   Нато стало бомбить Югославию, решили кардинально разобраться в сербско-албанском конфликте!  И правильно, лучшее средство от головной боли - оттяпать эту самую голову! В своё время албанцы от войны удрали в Югославию, обжились там, освоились, а теперь хотят эти земли присоединить к матушке-Албании...
   Вот США и решили под благовидным предлогом освободиться от своих залежалых бомб и ракет, и, заодно, и Россию попугать, а вдруг из этого что-то и получится!?
   Мы живём, мучаемся из-за всякой ерунды, думаем о пенсии, а рядом, просто так, для забавы, убивают женщин, мужчин, стариков и детей! США совсем распоясались, считают себя суперстраной, могущей решать всё и за всех! Наказывать - кого угодно!   " Мы - самые сильные! Нам - всё пофиг! Трепещите, несчастные!" И некому их остановить, СССР больше нет, Китай - ещё слаб, Европа - состоит из малых государств...
   Современную, беззубую, слабую, разложившуюся, Россию  - и в грош не ставят! Огромное счастье, что она обладает большими запасами ядерного оружия! Это - единственное счастье, иначе, наверно, бомбы и ракеты уже сыпались бы на наши головы! 
   Каков президент - такова и страна! А Ельцин - больной, уже мало что соображающий человек, может даже, его и травят чем-нибудь одурманивающим, потихоньку, чтобы плохо соображал, это очень удобно, когда начальник такой, можно всё, что захочешь, украсть! И, что самое приятное, тебе за это - ничегошеньки не будет! Ура! Вперёд!
  ... Получаю письма от подруги Лизы из Орла, она пишет об их жизни, зовёт приехать в гости... Это - если всё будет нормально, заранее загадывать нельзя. А поехать - надо. Мои дяди и тёти там, все старенькие, уходят по-одному, хочу, хоть, проститься.
       Хотела прошлым летом - не получилось, не простилась со своим любимым дядей Ваней, бывшим директором школы, очень похожим на папу, добрейшим человеком... Царство Тебе Небесное, дорогой наш дядя Ваня! Год назад ушла его сестра, тётя Вера...
    И все - перед моим днём рождения: папа, тётя Вера, дядя Ваня...Все - через год... А  Лиза - очень мне родной и дорогой человек, общежитие, училище, одна комната, она у нас, за мать была... Вот и сейчас: ругает за пенсию, боится - не выдержу... Столько лет нас связывает; пишет, что мои письма - как весточка из юности. Сейчас закончу писать в дневнике, сяду писать ей письмо. Очень уважаю и люблю её!
   С Кларой я помирилась год назад. Но, как же с нею трудно! Ничего хорошего не получается! Не знаю, что будет дальше.. В душе у меня всё к ней перегорело, и хорошее, и плохое, и это - плохо!
       Просто стараюсь помочь, но она это не понимает, не ценит, что делишься с нею всем, что имеешь, а больше же мы не можем, у нас ещё есть дети и внуки! Принимает всё, как должное, а взамен - обиды, упрёки, нравоучения, недовольство... По -большому счёту - никто, никому, ничего ,не должен! Просто есть желание сделать доброе дело, но кто и как оценит - большой вопрос!
    14 июля 99г.  Вот и середина лета! Год этот - очень тяжёлый. Зимою было мало снега, сильные морозы. Февраль - снегопады. Весь май, ночью, 0-2 гр. Не могли сеять, сеяли до середины июня, а потом - весь июнь и начало июля - жара, пекло, днём - на улицу не выйти, на солнце - до плюс 45!  Не могу днём ничем заниматься, сижу в доме, копаюсь, во дворе - только вечерами...
   Роберт, без конца, таскает на тачке воду для полива, поливает, поливает... Счастье ещё, что наш большой деревенский пруд никогда не пересыхает, в любую жару, видимо, источники на дне есть, подпитывают водой.
   А событий произошло много: ушла на пенсию; уже первую пенсию получила - 7 миллионов белорусских рублей! Да, вот какие мы все богатые! Одни миллионеры! Зарплата за май - 10 миллионов! Так что, я - пенсионерка! Но ещё не очень это чувствую, все учителя в отпуске, отдыхают...и я...
   Но, как подумаю, что зимой - могу отдыхать, читать книги, смотреть телевизор, спать с утра - сколько влезет! Сказка! Сожаления, жалости - не было. Вот что странно! Ушла - без слезинки, улыбаясь, с какой-то надеждой...
   И все - не верили, говорили, что не выдержу, вернусь! В.Н.- даже поспорила со мной, что в сентябре вернусь, на коньяк спорили, доживу - будем пить!  Встретила пенсию с лёгким сердцем, с надеждой... Как будет, увидим!
   Во второй половине июня поехала в Латвию. Пробыла до конца июня. Увидела очень многих. В основном - была у детей, навестила родных в Дагде, была на кладбище. Была в Удрии, у моей дорогой подруги Фриды, сестрички моей! Их у меня три: Лёля, Лиза и Фрида!
   Возвращаясь в Дагду, встретилась с Лёлей, подругой детства. Потом ездила в Даугавпилс: виделась с  Таней и Олей, двоюродными сёстрами, тётей Людмилой, Вовой и Аней.
   Дети живут очень тяжело, особенно - Наташенька, Слава- весь в долгах. Мы помочь им не можем. Один раз уже выплатили их долги своим гаражом... Наточка превратилась в тростинку, страшно посмотреть! Нервы - на пределе! Привезла ей 20 долларов, чтобы могла приехать к нам, хоть немного отдохнуть, набраться сил... После того, как мы весь пол сверху забили вагонкой, и потолки, Аурика ни разу не чихнула, может, и Наточке теперь будет хорошо? Помоги, Господи, моей дочурке!
   Даю доллары Натульке, Аурика стоит рядом (они уже вернулись из Киева), и такие у неё глаза, у бедняжки, такое желание приехать к нам тоже, а доллары-то, её! В Киеве они их мне дали, я берегла... Так мне больно стало! Так хочется счастья моим девочкам!
   Саша с нею, с Аурикой, стал груб... Очень груб! И у Натки сейчас тяжело складываются отношения со Славой...
   В общем, мало у меня было радости от этой поездки!
  ... НАТО громили Югославию три месяца, разрушена вся страна, за ночь по 200 бомб сбрасывали, всё старьё сбагрили на чужие головы! Сейчас там миротворческие войска, в том числе - и России! Война притихла.
 ...  Лукашенко стремится к Союзу с Россией... В Государственную Думу России рвутся мафиози типа Брынцалова, Березовского... Криминал стремится прорваться во власть... Наворовались! Теперь им- власть подавай!
   Хотим встретиться с Бураками, нашими бывшими соседями по подъезду в Краславе. Они живут за Полоцком, в Ушачском районе. Пишут, что место очень красивое, их дом - невдалеке от озера...
   11 августа 99г.  Сегодня, весь земной шар, кроме Америки и Азии, наблюдал солнечное затмение... В Румынии оно было полным, богатые люди поехали туда его посмотреть.
   Предсказания Нострадамуса о кресте из планет, об этом затмении - сбылись!
   Что в России? - Больной, на всю голову, Ельцин,снял, уже четвёртого! Премьера! Теперь Премьер - В.В. Путин.  Как-то у него дела пойдут? Что творится в бедной России! Нет сил говорить!  Мурманск, Владивосток- почти незахороненные ядерные отходы, пустые порты, безработица, безденежье, отсутствие топливных ресурсов, нет зарплат, нищета, нищета...
   Опять в Чечне воюют...
   Надо ехать в Орёл, а я - боюсь! Чувствую себя плохо, слабость, частые головные боли, суставы, сердце;чуть что, сразу в пот бросает!
   Роберт ездил в Латвию. Наташа упала, сильно разбилась. На лбу - 11 швов... Дети - мотаются со Славой. До сих пор не приехала... Была неделю Аурика с детьми. Натулька отдала ей доллары на визу... Почему ты не едешь, Наташенька?  Может, этого бы не случилось? Дети могли всё лето быть здесь, на свежем воздухе, с витаминами... Сколько ягод у нас!  Папа сделал такую красивую песочницу, а играть в ней - некому!
   В эту субботу едем к Буракам! Посмотрим, как они устроились! Получила две пенсии: 7,9 млн. бел. рублей! Ещё дали два миллиона на выписку газет и журналов!  Потом уже, меня в списках учителей не будет...
   Спасибо нашему президенту, Александру Лукашенко!
   Я очень люблю нашу Беларусь!  Если бы мои дети были рядом! Я была бы счастлива! Хорошо, что мы - здесь, а не в России!
   Нашла рассказ Ладушки, около трёх лет: - Узас, узас, в сакамалёте улетел... В газки тыкнул, галаву - газбил! Кепкий алесек! (Крепкий орешек!). Прелесть! Правда?
   19 августа 99г. 14 и 15 августа ездили к Жанне Ильиничне Герасименко и Николаю Алексеевичу Бураку... У них - повторный брак, фамилии, поэтому, разные... Они - наши самые близкие соседи по подъезду, на третьем этаже, 3-х комн. и 4-х комн. квартиры, две на этаж... Они - старше нас. И все те 11 лет, что мы прожили в Краславе, у нас с ними были только очень тёплые, дружеские отношения! Был период, когда Николай Алексеевич был начальником Роберта, его прорабом, а Роберт - его бригадиром. Когда Ник. Алек. уходил в отпуск, Роберт замещал его... В это время он уже закончил Рижский строительный техникум...
   Более тёплого приёма, чем они оказали нам, я давно не видела... Как самые родные люди!
   Живут они в деревне, за Ушачами, в очень красивом месте, рядышком с озером. Но деревня - умирающая, как и наша Опытная... Тоже, примерно, из 25 домов, в 10 - живут... Работа - только колхозная ферма! И им пришлось три года до пенсии там работать.
   Николай Алексеевич - большой друг юности Леонида Иосифовича Олехновича. Они вместе учились в строительном техникуме. И когда Ж.И. и Н.А. развелись со своими половинками, Олехнович предложил им переехать в Краславу, предоставил им жильё и работу. По рассказам Роберта, они - очень честные и чистые люди, как и Олехнович...
   Когда начался развал Союза, Олехнович ушёл на пенсию, было у него на сберкнижке тысяч десять рублей, дача, там же, где и наша, и Бураков, на берегу Даугавы, гараж, как и у нас... Он думал, что этого хватит, чтобы спокойно встретить старость...
   Хочу рассказать, что он поведал Роберту... Мы не записали его рассказ... Ну, то, что запомнилось. В один из своих приездов в Краславу, Роберт шёл к детям, задумавшись, дорога была скользкая, он тащил на спине битком набитый рюкзак, в руках - две сумки... Провизия для детей и внуков.
   И, вдруг, услышал: - Здравствуй, Роберт! - Остановился. Напротив - высокий, худой, измождённый мужчина, что-то знакомое... Но, сразу, не может узнать...
   -Что, не узнаёшь? - Роберту стало очень стыдно..."Во, блин, маразм старческий, что ли?" Присмотрелся... " Боже мой!  - Олехнович! " - Роберт рассказывал, что аж жаром от стыда облился!
   -Леонид Иосифович! Простите! Наверное, старею, память хреновая становится!- Олехнович грустно улыбнулся, сказал: - Не извиняйся, Роберт! Меня - многие не узнают! - Олехнович был болен циррозом печени... Нет, не потому, что много пил! Его никто и никогда пьяным не видел...
   Просто - судьба такая! Другие мужики десятилетиями пьянствуют, а умирают - от рака, например, как отец Роберта...
   -Как вы там, в Беларуси? Бурака видел? - Спросил Олехнович.
   -Видел, он приезжал к нам, на Опытную, после поездки в Краславу, - Ответил Роберт.- Всё у них - хорошо! Свой дом, хозяйство, рядом - озеро! - Как рассказывал Алексеич. - Место - бесподобное! Недалеко от берега - большой остров...
   -А вы-то, сами, как? Рассказывай! - Попросил Леонид Иосифович.
   - И у нас, в общем-то, всё хорошо, - стал рассказывать Роберт. - Ваш друг, Виктор Иванович Ходырко, по Вашей рекомендации, спасибо вам огромное, Леонид Иосифович, позвал нашу бригаду строить ему дом... Построили... Он мне дал для проживания дом с хозпостройками и большим участком земли, больше 40 соток...В 2,5 км от Бигосово...Помог получить ссуду... Мы дом выкупили, помогла чудовищная инфляция! Посадили большой сад: 10 яблонь, 2 груши, 16 слив, 6 вишен, много кустов красной и чёрной смородины, крыжовника, малины, ежевики, цидонии... А вы-то, сами, как, Леонид Иосифович? - Спросил Роберт. Олехнович погрустнел, задумался, а потом ответил: -Да плохо, Роберт! Очень плохо! Когда уходил на пенсию, думал, что обеспечил себя на остаток жизни... А тут...началась такая хренотень... От моих запасов ничего не осталось...Только дача и спасает! Не поверишь: другой раз - даже буханку чёрного хлеба, не за что купить! Это - мы-то! Я - председатель МСО, жена, Вера Васильевна, все рестораны и столовые района - были её! Представляешь! Это мы - так живём! А остальные? Что тогда делать остальным? Какие вы молодцы, с Бураками, что уехали в Беларусь! Из этого болота! Счастья вам! Увидишь его, привет им с Жанной Ильиничной передавай! Знаешь, что он - друг юности моей?
   -Знаю, Николай Алексеич рассказывал! - Ответил Роберт. - И Вы держитесь, Леонид Иосифович! Я - очень горд, что знаю такого человека, как Вы! И, спасибо Вам огромное, за всё, что Вы для меня сделали! Большой привет от нас с Людмилой Вере Васильевне! - Вот такая была у Роберта встреча с Олехновичем...последняя... (Вера Васильевна - вторая жена Л.И.  У них с первой женой - родилось трое детей, две дочери и сын. Вскоре после их встречи с Робертом, Олехнович умер... Царствие ему небесное! Н.А.Бурак ездил на похороны. Роберт, к сожалению, узнал о его смерти спустя месяц... Автор.)
   Продолжаю: у них - хозяйство: корова, поросята, куры, одна лошадь на две семьи. У Жанны Ильиничны - высокое давление, более высокое, чем у меня бывает... С ними живёт сын Ж.И. - Василий. Милый, обаятельный, умный парень, примерно - ровесник Аурики. До сих пор - не женат... Высокий, красивый... загадка: может, в своё время, какая безголовая дура отбила охоту жениться? Не спросишь же, об этом, неудобно...
   Нагрузили нас в обратную дорогу: молоком, сметаной, домашним маслом, салом деревенским...
   Прощались, Жанна Ильинична - плакала... Николай Алексеич повёз нас на своей машине к автобусу Ушачи -Полоцк... Теперь будем ждать их к нам в гости...Не могли наговориться... Воспоминания, воспоминания... милые, пусть небогатые, но, такие уверенные, надёжные, благополучные годы!
   За те годы, что мы прожили в Краславе, построили дачу, гараж, купили мотоцикл, очень часто ездили во время отпуска, то на Юг, то в Юрмалу, казалось, так всё хорошо! Всё лучше и лучше! И, вдруг, всё - рухнуло! Два Предателя, два Иуды: Горбачёв и Ельцин! Интересно, какое может быть наказание для таких людей, как они, там, на Божьем Суде?
   Таким людям, как Сталин, Гитлер, Муссолини, Берия? Что он получили? Какой вердикт им вынесли?.. Надо ещё послать телеграмму в Орёл, чтобы встречали 22-го! Еду! Всё лето прождали детей...Увы!..

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/05/28/1478


Рецензии
Выживали. Взгляды наши совпадают.
И когда наступит мир и дружба между
нашими народами не знает никто.

Татьяна Завадская   24.12.2023 16:23     Заявить о нарушении
Да, Танечка! Будет то, что будет. Поживём - увидим. Главное, что живы остались. Сейчас вот жду, когда дети и внуки вернутся в вечерней Рождественской службы. Роберт.

Роман Рассветов   24.12.2023 22:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.