Каток хутора Веркина

                Каток хутора Веркина.

Опишу ка я очередной свой геройский подвиг.

http://youtu.be/XplGOT4z26I  древний киноролик про каток.

Сначала разберёмся, что такое хутор Веркина.

Много, много лет назад возвращаюсь я с командировки домой, в Харьков. На Южном вокзале сажусь в такси и начинаю рассказывать, куда ехать. Мол, на Павловом Поле есть проспект Ленина, а на нём есть институт очень низких температур – ФТИНТ /Физико Технический Институт Низких Температур АН УССР/.  А за институтом запрятались несколько инстиутских пятиэтажек.

В ответ слышу: “ А, так тоби на хутор Веркина!”.  Так я наконец-то узнал, где же я живу последние лет десять.  Веркин – это организатор и бессменный директор ФТИНТА. Даже когда болячки загнали его на пенсию, для него выдумали должность почётного директора.Для слишком любопытных - координаты злополучного катка: 50.041159-36.216283!

Основной задачей ФТИНТа было снабжать Королёва бочками с имитацией космоса:  вакуум, ультрафиолет, температурка от -150 до +150, радиация, почти солнечный свет и пр… . А наука шла как уже приложение к основной задаче. Так что институт работал в основном на войну и космос, посему был довольно богатой организацией.
 
И мог себе позволить концлагерь /тфу – спортлагерь, базу отдыха/ в селе Революционном на берегу Печенежского водохранилища. По секрету – это родина Репко, начальника Первого отдела, по рангу, вероятно, третьего лица в институте /Первый отдел это филиал КГБ в институте/. Родная хата Репко ушла под воду водохранилища, но кого не тянет в места детства и юности.

К чему я приплел концлагерь, так путь к катку начался  именно в этом лагере. Примерно в сентябре на отдел пришла разнарядка – выделить на месяц пару гавриков на строительство концлагеря.

Одним из гавриков оказался я. Почти месяц забивал гвозди в небо – подшивал потолки первых домиков фанерой. Утром молоток весил около килограмма, а к вечеру его вес возрастал до пуда!

Запомнился громадный костёр, который мы разожгли из строительного мусора.  И это в сосновом лесу! Вся публика лихо прыгала через огонь, резвился и старичок, наш прораб.

 Всё это веселье я заснял кинокамерой на 8мм плёнку. Были уже вечерние сумерки, но света от костра вполне хватало, чтобы увидеть, кто же это летит сквозь пламя.  Эту плёнку любили смотреть на ВЦ во время очередной пьянки.  Особенный восторг вызывали кадры, когда прыжки через костёр демонстрировал в реверсном режиме. Гаврики летели через костёр задним ходом!

http://youtu.be/rV7i1LJKrt0  этот роликможно посмотреть.

Жили мы в палатках военного образца  - первые домики мы как раз и доделывали.  Несколько лет в концлагере военные палатки сосуществовали с домиками. Вот от жизни в палатке фактически и прослеживается путь к катку хутора Веркина. Выдали нам постельное бельё, после его использования примерно четырьмя сменами отдыхающих.

Это меня возмутило, и на очередной профсоюзной конференции я полез на трибуну с критикой. В результате неожиданно для себя я оказался в профкоме института. Мол, нечего вякать – бери и сам исправляй. Номинально концлагерь принадлежал профкому, но всеми делами реально распоряжалась дирекция института – ведь она отстёгивала денежку на строительство, да и на само содержание.

 А самым заинтересованным лицом оказался руководитель Первого отдела Репко.  Строил вместо затопленной ридной хаты.

В профкоме мне поручили ведать спортивными делами. Видите, каток всё приближается.
 
Начал с проката лыж. В месткоме их числилось  сотня или две, и все они были розданы по рукам. Попытался вырвать их обратно и организовать прокат. Так как организатор из меня никудышный, то всё делал сам. Мне раз в 10 легче, что либо сделать самому, чем кого либо наклонить. Разительный контраст с Яценко, которому передал руководство парусной секцией. Вот уж была колоритная личность. Краснобай, но умел заставлять всех вертеться сам стоя на одном месте.

Удалось выручить пар 30-40 лыж и под выходные я выносил это богатство в фойе на стыке лабораторного корпуса и директорского. Прокат.  Терпения хватило на пару месяцев, но постепенно эта идея ушла, нет, не в снег, а в песок.

Но я загорелся более героической идеей залить каток на спортплощадке посреди нашего жилого посёлка. Какие только препятствия не вставали на этом благородном пути!

Где брать воду. В пожарной магистрали.  Пожарные колодцы были натыканы вокруг спортплощадки. Как? Во ФТИНТе была пожарная машина, а к ней полагался гидрант – тяжеленое приспособление, которое накручивалось на пожарную трубу в колодце. Уже к этой приспособе крепился пожарный шланг, и этой преспособной открывался кран в пожарной магистрали с жутким  давлением водички – струя добивала до четвёртого этажа.

Завгар Лунин жил этажом ниже и не возражал дать гидрант на зимнее время. Проблеме выноса этой железяки, да и многих потом, решалась звонком  начальника Первого отдела Репки на проходную.

Дальше требовались брезентовые пожарные рукава, и железяка не конце рукава / выпало из памяти, как она называется – 15.5.12 в памяти всплыло название: брандспойт!/.  Всё это добро хранилось на каждом этаже института в закрытых стеклом нишах.  На пожарный случай. Но – низзя!
 Пришлось через Репку кланяться пожарникам института, и они из своих запасов выделили несколько беушных рукавов. Вначале они даже не протекали.

Где хранить это богатство?  В тепло пункте. В каждой пятиэтажке ест небольшой подвальчик, куда заходит теплотрасса и в этом подвальчике через кучу громадных вентилей горячая вода распределяется по подъездам для отопления дома. Такой небольшой Ташкент.  За ночь мокрые брезентовые рукава, развешанные по вентилям, становились сухими.

Благо, тогда домоуправление подчинялось ещё институту, и под небольшим давлением был получен вожделенный ключ от тепло пункта.

Спортплощадка? Стандартная волейбольная-баскетбольная. Огороженная  металлическим заборчиком по пояс. Тогда. Это сейчас её огородили сеткой, высотой метра три. Самой неприятной проблемой оказалось, что строители поленились её выровнять и юго-западный угол был сантиметров на 15-20 ниже северо-восточного. Так что вначале каток представлял слегка наклонную плоскость.

/чёртов виндовс самопроизвольно занялся самоусовршенствованием. Нахально.  И имеет возможность слямзить любую его заинтересовавшую информацию.  Поди, проверь, что он творит в твоём буке!/.

Обычно дворовые катки изображали хоккейные поля, огороженные деревянными щитами. Но это официальные. Наш каток был из разряда партизанских. Посим, вместо деревянных щитов использовались кучи снега, который убирался со льда. К восторгу маломерной детворы.
 
У меня до сих пор перед глазами медвежонок лет пяти совсем белого цвета. Но если его хорошенько выколотить, то это окажется мой сынишка. А запомнилось хорошо, потому что этот мишка был заснят  на 8мм пленку и кино неоднократно было просмотрено. Потом.

Вначале из брандспойта лил воду на землю. Но это редко. Чаще уже был снег, и я его сгребал к границам площадки. Обильно поливал водой и к следующей заливке уже имел водонепроницаемые бордюры. Тогда уже можно было лить воды побольше, чтобы быстрее наращивать толщину льда в низком месте. Около месяца уходило на выравнивание катка.  Но публика и косой каток утюжила с превеликим удовольствием.

Каток превращался в самое публичное место нашего хутора. Мамаши малышей гоняли пацанов постарше, которые слишком лихо летали по катку. Но борьба шла  с переменным успехом. Обычно к вечеру, когда массово появлялись школьники, редко какой малыш совался на поле. Они вытеснялись на прибрежные кучи снега. И получали не меньшее удовольствие, превращаясь в белых медвежат.

Обычно у меня на поле болтались пара скребков и всегда находились желающие погрести снег. Скребки представляли собой лис железа, шириной от метра до полтора, высотой сантиметров 60-80. Наверху ручка во всю ширину, внизу полозья. Эдакой ручной бульдозер. Эти бульдозеры особенно нравились новичкам, чтобы не изображать корову на льду.

Обычно раз в месяц парк бульдозеров приходилось пополнять. Исчезали. Недалеко от нашего хутора большой пруд, который образован дамбой, спрямляющей Клочковскую улицу.  Так бульдозеры таинственным образом переползали на пруд. Хорошо ещё, что в те древние времена не было такой погони за металлоломом, как сейчас.  А то приходилось бы изводить море спирта в ОП на изготовление и ежедневно кланяться Репко за звонки на проходную.

Были у меня и традиционные снеговые лопаты – лист дюраля шириной от  метра до 50 см с деревянной ручкой. Но этот инвентарь приходилось прятать в тепло пункт и использовать только в моем присутствии. И то воровали. До сих пор одна такая лопата сначала попала на дачу, там благополучно сохранилась,  а сейчас хранится в прихожей.

  Каток давно уже не заливаю, но часто хожу на тот пруд, куда уползали бульдозеры. Это называется – принимать антипузин. Чищу традиционный  пятачок /примерно хоккейная площадка/ для детворы. И потом с 8го этажа наблюдаю, сколько там толкается детворы. Эдакая замена летних садиских упражнений. А чёртово пузо всё равно растёт!

Вернёмся к древнему катку. При хорошей погоде, когда морозец заползал хотя бы за три градуса и не падал снег часов в 22 я выползал на каток и начинал его чистить. Обычно всегда находились помощники. Часов 23 начинал вытаскивать причиндалы и разворачивать пожарные шланги. Самых заядлых прогонял весьма просто – струей воды из брандспойта.  Струи хватало из за ограды поливать весь каток.

Представляете, ночь, мороз и мощная струя воды. Брызги, пар и такая отдача от брандспойта, что трудно устоять. Кайф!

К 24 уже прятал всё в тепло пункт и с чувством выполненного долга перед партией и правительством  нырял в постель. Пять минут и меня нету. Добро, что у меня был свободный график работы и там я мог появляться и в 10 и 11.

Не помню уже, как я забросил сии подвиги. Наверное, новая квартира, второй сын отвлекли. И не помню столько лет я разливал пожарную воду. От 5 до 10.

Каток превращался в самое оживлённое место на нашем хуторе. Редко когда можно было застать его пустым. Находились энтузиасты и в 2-3 часа ночи. Сам видел, когда меня по ночам выдёргивали ремонтировать ЭВМ.

25.5.12

               


Рецензии