Они бы нас не бросили

               
        Вы  верите  в теорию  переселения  душ?   Нет?  А  я  вроде  бы  начинаю  верить.  Мне  кажется,   что  в  мою  кошечку  переселилась  душа   моей  мамы. Но   об  этом  позже.   А   сейчас   о  моей  Серенькой. Когда  она   принимается   ласкаться,  просит, чтобы   я  её  прижала  к  груди,  столько  в ней   нежности,  желания  хотя  бы   дотронуться  до  меня, почувствовать  запах,  для  неё, очевидно, родной. А  когда  она  валяется  на  спинке, задрав лапки, и  просит, умоляет, чтобы  её  приласкали,  погладили.  Лезет  в  кровать, но  говорят,  что  все  кошки  любят  спать  у  хозяев в ногах.   Я  её  не   пускаю, а  потом  мне  становится  стыдно, что  я её  отвергла и  ей  придётся  коротать  ночь  в  одиночестве.  Мама  тоже  в  последний   год  не   могла  ничего  сказать, забыла  всё,  но   ей   так  необходимы  были  ласка,  наше  присутствие.  Как   только  мы  появлялись, она  не  отходила   от  нас   ни  на   минуту, и  это,  как  ни  горько  писать,  раздражало. После   работы  была  естественная  усталость, и  хотелось  покоя, чтобы  никто  не лез,  не  приставал, а  тут  надо  было  проявлять  внимание,  что-то  сварить,  накормить,  вымыть, погладить, успокоить,  пообщаться, а  на это  не  хватало  сил, и  доброты,  и  жалости, такой   естественной,  тоже  не  хватало.  Никогда  не  забуду  её  взгляд,  жалостливый  и  добрый,   не   связанный  ни  с  чем  видимым,   материальным,  просто  выражение  какой-то  святой  покорности,  и   далёкий   от  всего  земного,  бесконечно  добрый   взгляд  человека, живущего  уже   не  на  Земле,  а  где-то  в  другом   мире.
    Смотрю на  Серенькую  и   вижу  тот  же  взгляд   огромных   глаз, то  зеленых,  то  оливковых, то   медовых,  которые  как  бы  всё   понимают, но  не  могут  выразить   своё  желание, свой  страх  и  неземную   свою  доброту. Никакой  хитрости - одно  сплошное   простодушие,  короткие   лапки  и  огромное тело, зеленый   глаз  смотрит  на  меня  так  выразительно,  как  будто  хочет  что-то  сказать.  Ляжет  на  спинку, сделает  потягушечки,  потом  лапки  прижмёт  к себе  и  ждёт, когда  начнёшь  её  гладить,  шерстка   шёлковая, и   ощущение,  что  погружаешься  в  самую  сердцевину   бархатной   животины! А  на  мордочке  разлито  такое  блаженство,  будто  мир  соткан   только   из   добра,  света   и  ласки.
Глажу  Серенькую  по  шелковой   шерстке, она   мурлычет  от  удовольствия,  а  я   вспоминаю, а,   может,  просто   представляю,  как  лежала  у   маминой   груди   и  сосала   сладкое   молочко, и  воспоминания  о будущем   и  прошлом  наполняли  радостным  блаженством  всё  моё   существо.
«И  происходит   без  усилий   движенье  времени  во   мне»,- писал   поэт   Иосиф   Бродский.
Кто  моя  кошечка?  Кто  этот  ангел - посланец  свыше   или  вестник  истории,  стирающий  границы   прошлого,  настоящего  и  будущего? Надо  выйти за  рамки  привычного   мышления. Традиционное  человеческое   видение  зачастую   очень  далеко  от   истины.   
На этом кончается первая часть моего рассказа. А теперь, спустя какое-то время, я  решила  продолжить  его.  Говорят, что кошки, в отличие от собак, привязываются не к хозяину, а к дому. И в то же время про кошку говорят, что она гуляет сама по себе. Вот и получается, что она такое  независимое существо, что даже дом для нее не очень важен. А вот моя Серенькая совсем не такая. Правда, это я, может быть, так хочу думать. Я ее не кормлю и даже мало ласкаю, а любит она все-таки больше всех меня. Если я её позову, убежит от всех, трется головкой о ноги, умоляет, чтобы я ее взяла на колени, приласкала, погладила, помурлыкала вместе с ней, но никогда не навязывается. Если чувствует, что ее больше гладить не хотят, а на диван не пускают, уйдет, ляжет на пол и всем своим существом показывает, что обиделась. Так что потом раскаиваешься, что ее прогнала.      Удивительное чувство собственного достоинства. И при этом необыкновенно доброе создание. Ни разу никого не поцарапала, всегда так мягко перешагивает через тебя, если ты лежишь, никогда не заденет. И так все грациозно у нее получается. А если кто чужой приходит и хочет ее погладить и приласкать, тут же прижимается и отвечает тем же. И вообще я замечала, что если есть в семье кошка, что-то неуловимое появляется в атмосфере дома.
      Существует какая-то невероятная связь между кошкой и человеком. Она так жаждет ласки и тепла, что мы невольно хотим, чтобы такое же тепло исходило от близкого человека. Её дар подталкивать людей  к нежности, - так  утверждает  реклама, советуя  нам  пить  молоко от  синей  коровы  Милки.  А в отношении   кошечки, это тем  более  и  есть та  самая  жизненная  потребность. Гладишь ее и чувствуешь, как сладострастно она жаждет твоих прикосновений, какая-то биологическая связь, магнетизм какой-то в этих отношениях, и ощущается он во всем микроклимате дома.
Когда звоню в дверь или открываю ключом, тут же бежит встречать. И если, входя в квартиру, видишь такое преданное тебе существо, то моментально тает все недовольство и обиды, полученные где-то там, за порогом дома. Мгновенно улетучивается плохое настроение, и начинаешь улыбаться просто так, неизвестно чему.
 Но здоровая жизнь когда-то кончается и у кошек тоже. Приходит старость, и начинают одолевать болезни. Пришло время, когда Серенькая перестала есть, пить, царапать картонку, отправлять нужду в свое корытце. Теперь целыми днями она лежала, свернувшись в клубочек, где-нибудь в укромном местечке. Найти ее было просто невозможно. Постоянно меняла свою дислокацию. Чаще всего оказывалась под кроватью. Я пыталась насильно ее покормить, но она отворачивалась, и уговорить ее поесть было невозможно. Это ведь не больной ребенок, и хоть говорят, что они братья наши меньшие, но все-таки они существа неразумные, ничего не будут делать, если против их естества.      
  Внучки таскали ее от одного ветеринара к другому, все брали кучу денег и нашли у нее кучу болезней, от которых надо было лечить дорогущими лекарствами. Легче становилось на день-два, а потом все начиналось сначала. Наконец, поставили диагноз. Оказался запущенный отит. Нужно было возить ее в клинику каждый день на уколы и промывание ушей. А это, поверьте, очень больно. У кого болели уши, тот понимает, что выдерживало бедное создание. Но держалась Серенькая мужественно, терпела все процедуры. Дома тоже надо было заливать лекарство в ухо, и вот тут-то поведение ее в корне изменилось. Она стала от нас прятаться, каждый раз находя новое место обитания. То залезет в шкаф-купе, то в раздевалку, то под кровать. Надо везти ее на уколы, а найти ее невозможно. Часами ползаем по полу, заглядываем во все  уголки, отодвигаем мебель, вытряхиваем ящики.
Все всегда удивлялись, как у такой старой кошки может быть такая молодая мордочка. А тут она как-то сразу превратилась в старушку, морщин я, правда, не заметила, но мордочка заострилась, глазки потускнели, и стала она выглядеть лет на сто, хотя не знаю, доживают ли кошки до такого возраста. Стала маленькая, худенькая, так что скелет просматривался. Раньше шерстка была шелковая, а стала жесткая, всклокоченная, стоит дыбом. Глаза страдальческие, измученные, как бы просят о помощи .Погасла  искра   жизни .
А тут и я заболела. Попала в больницу и вышла оттуда совсем беспомощная. Еле-еле передвигаюсь по квартире и на кошечку совсем не обращаю внимания. Сил нет. И что делать дальше - не знаю. А Серенькой все хуже, и в какой-то момент ее парализовало. Сделает два шага и падает. Пищу только мягкую ест. Зерна грызть не может – больно. До туалета добраться не может и все оставляет по пути. Весь дом пропах. А глаза такие грустные, человеческие. И ветеринары посоветовали  её усыпить.
        И  всё-таки  невозможно  эту  жизнь  оборвать.  Не  представляю, как  люди  принимают  решения  об  эвтаназии  в  некоторых  странах. Невозможно  прервать  жизнь  живого  существа,  ведь она   даётся  Богом,  и  только  Он  вправе  ею  распоряжаться.  Серенькая  ведь  тоже тварь  божья, и,  может  быть  не   пришёл   ещё её  час. Вот  такие  мысли  приходили   в  голову,  глядя   на  это  измученное  существо.
Я смотрела на нее, и в душе поднимался протест – не против врачей, а против природы что ли. Ну да, больна, ну да, мне тяжело все это физически выносить, но ведь она живая, дышит, смотрит умоляюще, просит о помощи. А мы хотим от нее избавиться, потому как не радует нас больше. Никакого тепла и нежности, а только последние силы отбирает. Ну, почему так устроен мир? Фразу «ничего нет вечного» повторяет каждый, глядя на больного, и мы все с этим смирились.
Рассказывает один социолог, что на Западе по количеству отловленных на улице собак и кошек определяют наступление  экономических трудностей .     Когда начинается спад в экономике, на улицы выбрасывают огромное количество животных. Их просто вывозят за город и оставляют там. Защитники животных расклеивают жалобные плакаты с портретом кошки или собаки и надписью: «Они бы с тобой так не поступили!»
          Есть у О. Генри ,  американского  писателя  прошлого  столетия,  рассказ о больной девочке, которая лежала у окна и считала, что она умрет, когда с дерева облетит последний листочек. Была осень. Каждый день она просыпалась и смотрела в окно. И вот уже осталось три листика, и ее жизнь теперь зависела от ветра, который сдует последние листочки . Так и я считала, что с уходом моей Серенькой закончится и моя жизнь.
Родственники решили облегчить мне существование и стали уговаривать избавиться от животного. Я была в нерешительности, но они настаивали, и под давлением разумных доводов я согласилась. И тогда они заказали «похоронную команду».
Утром раздался звонок, я открыла дверь, на пороге стояло двое молодых ребят. Они сказали, что пришли из службы, которая забирает больных животных. Стали искать Серенькую. Искали два часа. Бегали даже на другой этаж, на чердак – когда-то она там пряталась, - обыскали весь дом, но найти ее так и не смогли. А я чувствовала, куда она забилась, но туда не хотела заглядывать. Она нашла себе место под ванной, пробралась в узкую щель между ванной и раковиной. Одна плиточка там была снята, чтобы был доступ к трубе, и там она залегла, чувствуя, что за ней пришли.    Чертыхаясь   и  обвиняя  меня   во  всех  смертных  грехах, ребята  удалились.  Так мы и  остались с  Серенькой  вдвоем доживать свой век.
P.S. Недавно в «Новостях» я услышала почти анекдотическую историю про одну американку, которая все свое состояние в несколько миллионов долларов завещала то ли своей кошечке, то ли собачке.  Не помню точно. Но американский суд опротестовал завещание и оставил бедному животному только один миллион. Я тоже беспокоюсь, что будет с моей кошечкой после моей кончины. Так, может быть, и мне последовать примеру этой богатой леди и завещать свою квартиру, которая тоже стоит несколько миллионов, правда, не долларов, а рублей. Но вот  кому?  Родственникам  и  знакомым  я  не  доверяю  - не  захотят  возиться   с  больной   кошкой. 
 И тут,  вы удивитесь, не поверите, мне пришла в голову совершенно невероятная мысль – завещать   квартиру...   Владимиру Путину, но с условием, что кошечка будет доживать в ней свой век. Ведь если завещать ее премьеру, – все-таки власть исполнительная, - будет надежнее. И еще, к  тому  же,  будет  о  чём  рассказать  народу: есть не только собачка лабрадор, но и кошка неизвестной породы, да еще к тому же, если  выгодно   продать   квартиру, будут деньги, чтобы поставить какой-нибудь старушке забор, починить калитку или водопровод и даже выстроить  хотя бы один дом для погорельцев. И не надо  унижаться  и  просить  денег у олигархов.
 И тогда слова поэта «у советских  собственная гордость» обретут современное звучание. И на президентском «поле чудес» произойдет еще одно воплощение.
               
                О.  Свердлова,   ноябрь   2011  года.


Рецензии
Замечательный рассказ, спасибо. Всё так и есть.

Эльвира Гусева   29.12.2012 14:53     Заявить о нарушении