Как скопцы плавают

Управление
Взято у хлыстов. Общество скопцов- корабль. Во главе стоит кормщик и крмщица.
Женщина- сосуд соблазна, вонючая.- или отдельно, или за перегородкой
обряд посвящения в кормщики введен Селивановым
Давал посвящаемому крест и платок и говорил: «Милость и покров». Потом давал немного малых образов и просфор. Посвященный кланялся искупителю в ноги и по возвращению произносил присягу. Позже Селивановым давались особые паспорта
«Дан сей паспорт от града всевышнего: Великого царя спасителя, небу и земли вседержителя. Отпустил тя на волю вовеки всевышний Господин и Создатель, Бог един, а приложено множество святых рук- еже бы боятися вечных мук. Прописан в полиции полной, еже имати разум духовный, еже боитися Бога и творити во иго его. А закомерен в путь ревности, чтобы по Богу идти и не иметь лености, идти правым путем о Христе, чтобы не удержали бесы раба Божия нигде. А кто веры ради погонит, в гиену себя готовит, а ежели его не буду наблюдать, то много буду плакать и рыдать.»

Чиноприем
«Новик» клянется перед всем собранием, что сие святое дело никому не поведает, а буде поведать, не подержи меня мать сыра земля, не дай матушка солнце красное мне свету белого. Дай мне Бог, огонь и пламя, и кнут и Сибирь претерпеть, а сие дело не отложить, чтобы ни архиреям, ни свщенникам ни роду, ни племени, ни сырой земле не сказать.

Скопцы Тульской губ требуют такой клятвы поступающего:
Господи, поручаюсь и обещаюсь быть верным человеком перед Богом: не пить вина пьяного и не кушать вина зеленого. Господи, обещаюсь и вручаюсь: не курить табаку проклятого и не ценить мирской жизни, надеяться на тебя создателя, милосердного батюшку Петра Федоровича, чтобы не продать себя ни попам, ни священникам, ни архиреям, что они находятся в мирской жизни, первые адники. Но я прошу милосердного батюшку, Петра Федоровича: еще обещаюсь и вручаюсь быть верным слугою истинного батюшки нашего, Петра Федоровича. Еще верую истинной его верушке. Православный наш верный батюшка, многостраждущий за нас. Прими меня, господи, в веру истинную, на слово пророков и пророчиц наших, великую пятницу, которая держит пост за собою не есть ни мяса, не есть чесноку проклятого и луку горького, и не делать греха тяжкого, чтобы дать ответ дорогому батюшке по фамилии__________. Милосердный батюшка! Обещаюсь и вручаюсь по вашему слову всевышнему, и если сделаю слово отвернутое, то и буду я в нынешнем веке и в будущем трижды проклят.
После этой клятвы новик трогательно прощается с солнцем, луной, звездами, Землей и всей природой и целует данный ему крест. Через несколько времени неофит оскопляется , окончательно принимается в секту и участвует в радениях.
Для богослужебных собраний выстраиваются специальные здания. Богослужения происходят в зданиях, наиболее удаленных комнатах жилого дома, в зданиях, находящихся где-нибудь в саду, на задворках, в подполье, иногда даже в открытом поле.  По внешности комнаты не отличаются от жилых. Внутри зал молитвенных собраний тоже не представляет из себя ничего особенного. Это довольно просторная комната с завешенными окнами, покрытым чистым полотном полом и рядами лавок по стенам. Посредине стоит стул для кормщика и аналой с крестом и евангелием.
Стены обычно ничем не украшены, только в переднем углу находится божница. Здесь помещаются православные иконы с чисто скопческими.
Православные:
Изображение Нерукотворного Спаса
Живоначальные Троицы
Св Николая Чудотворца
Варвары Великомученицы
Св Зосимы и Савватия
Великомученика Пантелеймона.
Скопцы считают своими иконы:
- Неопалимой Купины, ибо означает огненное крещение, помогает от пожара в доме и от пожара в душе
- Господа Вседержителя в виде Всевидящего Ока, окруженного ангелами, внизу Адам и Ева рукоплещут
- Архистратега Михаила и Великомученика Георгия, поражающего змея (борьба с плотью и оскопление)
- Иоанна Предтечи в виде отрока, обнимающего агнца
- Божьей Матери с отверстым сердцем
- Спасителя в юношеском возрасте, пасущего белых овец (белые овцы- скопцы) или же осененного херугвимами и св. Духом
- изображение агнцев Божьих в разных видах, сонма девственников и девственниц
- изображение мученика Трифона на белом коне с белым же голубем в руках. Последнее изображение наиболее любимо сектантами, называющими себя «белыми голубями».
Чисто скопческие иконы изображают:
 царицу небесную, Богом творную, чудотворную, Госпожу Владычицу Акулину свет Ивановну,
«агнца пребожественного, сына наперстничка, благовестничка Александра свет Ивановича» (Шилова). Эти два изображения довольно редки.
Гораздо чаще встречается изображение самого «батюшки- искупителя» Селиванова. Разнообразие.
В одном случае в виде скопца в голубом халате, с черной соболиной опушкой, с повязанным на нем белым платком. Селиванов сидит в кресле, положив руку на красный об одной ножке стол.
Другой портрет изображает Селиванова держащим правой рукой белый платок, с голубыми пополам с красными цветочками, а на столе изображена корзинка с веткой винограда и двумя персиками.
Молитвенная комната часто бывает жилой, но во время собраний она называется «сионской горницей», «Иерусалимом», Домом Давидовым и т.п.

Молитвенные собрания
Обычные и чрезвычайные
Обычные бывают в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье, под большие Господние праздники.
Чрезвычайное- особый случай и прием в новики.
Торжественные годовые, устраиваемые по указанию кормщика и собрание накануне 15 сентября- дня наказания Селиванова батогами в Сосновке. В этот день они ничего не пьют и не едят.
Сами молитвенные собрания происходят следующим образом:
В определенное время, ночью, сектанты собираются в «сионскую горницу» в белых длинных до полу рубашках «белых ризах», сшитых из миткаля или полотна и подпоясанных таким же белым поясом или полотенцем, причем пояс кормщика иногда покрыт позументом.
Каждый сектант имеет в руках белый платочек - «покровец». Женщины покрывают голов белым платком. Иногда длинный платок или шарф перекрещивается на груди и завязывается концами сзади. Это- «крылья Архангела». Правом так завязывать платок пользуются только «убеленные». При входе сектанты осеняют себя крестным знамением непременно двумя руками сразу (ибо одним крылом и птица не летит», приветствуют друг друга словами: Христос воскресе, кланяются в ноги кормщику и целуют у него руку.

Когда соберутся, кормщик берет в одну руку крест, а в другую свечу и запевает, а сектанты подхватывают хором:
Пение начинается с православных песнопений «Царю небесный», «Многоя множества» пасхального канона, где говорится о радости, плескании руками, хождении «веселыми ногами», со вставками сектанского характера. Но большею частью поют скопческие пророческие песни, в которых выражается молитва о наитии святого духа. По окончании пения кормщик осеняет крестом собрание с приветствием «Христос воскресе» и говорит поучение, в котором увещевает просить «батюшку царя небесного» чтобы излить на них благодать св Духа.
Затем начинается самая существенная часть радения. Сектанты по знаку кормщика встают со своих мест и начинают с криками «Ой бог! Царь! Дух! Благодать!» кружиться. Кружатся до изнеможения. Не только рубашка бывает потная, но и пол приходится вытирать полотенцами. Цель этих кружений- довести себя до изнеможения и смирить плоть, с другой стороны- привести себя в такое экзальтированное состояние, в каком были Апостолы в День Пятидесятницы и удостоиться наития св Духа.
Виды радений:
1. Одиночные
При этом радении некоторые кружатся столь быстро, что волосы на голове  поднимаются вверх, рубашка и юбка раздувается как труба. Бывает непродолжительным и имеет значение приготовительных действий.
2. Радение стенкою
Строятся в две шеренги и перебегают одна на место другой, быстро поворачиваются и опять становятся на прежнее место

3. Радение кораблем
Образуют большой круг, скоро ходят кругом по солнцу, сильно топают ногами в один шаг, машут руками враз с топаньем ног, а когда почувствуют в себе дух, то начинают бегать все скорее и скорее. То радение они основывают на примере Давида, который «скакоше играл» перед ковчегом  а Израильтяне веселились вместе с царем. Корабельное радение они называют «пивом духовным», чувствительным. Хлопанье руками и пение распевцев во время радения они основывают на словах писания «Восплещите руками все народы, воскликните богу радостным голосом» Пс 46,2.
4. Радение крестное
Становятся на четыре угла по одному и по два и бегают парами на крест. Это радение совершают по заповеди Христа «Если кто хочет идти за мной, отвергни себя и взвали крест свой и иди за мной. Мф 16,24
Взять крест и идти за Спасителем, значит умерщвлять свою плоть, лучше всего это умерщвление плоти – крестное радение, особенно сильно изнуряющее человека.
5. Радение круговое.
Все вдруг кружатся отдельно на своем месте с такой быстротой, что скорость оборотов подобна вихрю. При этом иные трясутся, ломаются как бесноватые, приседают к земле и снова вспрыгивают. Радение это продолжается до истощения сил, после чего радеющие падают на Землю.
Тут объявляются пророки и пророчицы и начинают пророчествовать о судьбе корабля Илии отдельных членов его.
Свои радения они называют «апостольской тайной вечерею»


Рецензии