Место отдыха

Место отдыха


У каждого из нас в жизни приходит миг, когда кажется, что никто не может помочь, всё обрушивается неожиданно и из круговерти проблем не найти выхода. Что тогда? Интернет советует: смотри на жизнь с позитивом, родители говорят: «Сядь, разберись в проблеме». Я бы рад  разобраться, да не могу. Слишком многое ложится на плечи, слишком короткий срок для осмысления решений. Начинаются бессмысленные слова от окружающих, вроде «депрессии», «упадка моральных сил», «ипохондрии», «хандры». Только вот что эти слова означают именно для меня? Нужны пути выхода, а не обозначение проблемы.

Когда у Скарлетт, героини романа «Унесённые ветром» было это состояние на грани нервного упадка, она ехала домой, в Тару. Это всегда было местом её духовного обновления. А я всегда отправляюсь в зоопарк, потому что мне наивно кажется, что животные и птицы понимают меня.

Мне нравится прохаживаться по кошачьему ряду, смотреть на гепардов. Люблю смотреть на очковых медведей и в дом к жирафу. Весёлые и занятные дельфины всегда повышают настроение, а каждодневное представление потешников-обезьян всегда доставляют радость.

 

Сотрудники зоопарка точно, точно очень  счастливые люди, потому что общаются со зверями бок о бок - так казалось мне всегда. Мне всегда хотелось узнать о животных куда больше сухой информации, которая висит на клетке. Хорошо ли им там? Есть ли у работников зоопарка любимое животное? Как их содержат?

Однажды мне посчастливилось увидеть картошку около клетки. Я поднял кругляш и отдал его сотруднице зоопарка, женщине лет сорока, с обветренным и усталым лицом. Слово за слово у нас завязался разговор:

 «А кого это вы картошкой кормите?»

«Слонов, шиншилл…»

«вы здесь давно работаете?»

«Да, почитай всю жизнь, двадцать два года здесь».

«А можно я у вас поспрашиваю, мне так интересно, как живут слоны, чем питаются ежи, кто здесь, в зоопарке самый опасный, кто самый красивый??? Я так люблю зверей. Мне кажется, они своим спокойствием помогают нам, людям легче жить».

«Сейчас не могу, занята. Вот подходи сюда через час, как раз перерыв у меня будет, и поговорим, раз хочешь».

«А зовут вас как?»

«Секретная тайна» - усмехнулась она. «Зови Марьей Ивановной»

И ушла в маленькую дверь.

Час тянулся бесконечно долго. Я обошёл зоопарк, посмотрел на разных животных, птиц, рептилий и рыб. Потом взял сахарной ваты и сел на скамейку напротив маленькой двери. Прождал я полчаса. Из неё вышла женщина с уже знакомым измождённым лицом. Вышла и усмехнулась:

«Уже на изготовке. Ну, двигайся, натуралист, присяду. И вопросы задавай. И скажи-ка мне вот что: из какой ты газеты?

«Я с информационного портала "Мир вокруг нас"

«Ну так что же ты хочешь узнать?»

«Кто ваш любимец?»

«Я всех животных люблю одинаково. Потому что если будешь кого-то любить больше, а кого-то меньше звери это почувствуют. А любимец зоопарка, вон он стоит, Самсон Гамлетович Ленинградов».

«Где?»

«Да вот, жираф»

«А почему его так странно назвали?»

«В зоопарке немногих животных называют, и только у него есть фамилия, имя и отчество. Прибыл он к нам из Ленинградского зоопарка в 1993 году. Поездку переносил плохо, но вскоре привык к новому месту. Характер у него добродушный, людей любит, с удовольствием общается. У нас есть и другие жирафы, кенийские. Они так смешно играют с зебрами, соседями по вольеру. Те подначивают, давай, мол, бегать, а жирафы молодые, горячие пускаются наперегонки. Конечно, зебры выигрывают. Пыль стоит столбом!

«А как их кормят?»

«А ты приглядись».

Пригляделся… По правде говоря ничего не увидел.

«На высоте четырёх метров подвешивают листочки ивы. Самсон Гамлетович их может жевать хоть с утра до вечера и больше ему ничего не надо».

«А чем ещё кормят жирафов? Картошкой?»

«И картошку даём. Они непривередливые, едят почти всё. Овощи, фрукты, ну травку могут пожевать».

«А акулы что едят?»

«У нас рифовые акулы, не самые крупные. Мы к ним не подходим. Я их, сказать по правде, даже боюсь».

«А за кем вы ухаживаете?»

« За слонами, ежами, белками, да почти за всеми животными ходила, знаю их всех как родных. Ну, например, слоны.



В 1995 году слониха Пипита родила слонёнка, а в 2009 году ещё одного – самочку. Они очень неповоротливы, но, когда их испугать, очень проворны. А силища какая. Однажды я ругалась на Памира, самца, так он слушал-слушал, а потом меня осторожно взял в хобот, поднял, встряхнул и поставил на землю. Ко мне уже бежала охрана, а я стояла и улыбалась – проучил. Мы всех их, а их у нас шесть (два индийских и четыре африканских) купаем в слоновнике под душем, а летом они купаются в бассейне. Трубят, ворчат, повизгивают из хобота, звук удовольствия, шум и брызги на всю территорию! А иногда могут и пошутить: кинуть навозом в толпу зрителей или обрызгать водой из хобота. Они весёлые.

«Интересно как! А ещё про кого-нибудь расскажите. Например, какие у слонов соседи?»

«Были соседи кистеухие свинки. Но в июне 2011 года они умерли, даже зоопарк закрывали из-за этого. Якобы была у неё африканская чума. Для человека эта заболевание не опасно».

А что это за заболевание?

Да я же просто кормлю животных, я же не ветеринар. Но кое-что слышала: у свиней поднимается высокая температура, и внутри скапливаются сгустки крови. Эту болезнь не лечат, а просто уничтожают всё стадо, потому что она заразна.

Наступила молчание. Я долго не мог решиться задать следующий вопрос, так  меня потрясло сообщение о смерти свинюшки, а моя собеседница не знала, о чём дальше говорить.

«Вот я тебе могу рассказать про ежей. Как ты думаешь, чем они питаются?»

«Яблоками, грибами. Мышками, наверное, тоже».

«Если их кормить яблоками и грибами, то животные быстро слабеют и умирают. Про мышек верно, даём и мышат, а также мясо, морковку, творог, насекомых. Так что это легенда о том, что ежи заготавливают грибы и яблоки на зимнюю спячку».

«А вот, к примеру ещё мифы: трусливый заяц, неповоротливый медведь. Правда ли это?»



«Да какой же заяц трус? Попробуйте его поднять за уши, расцарапает или раскусит вам всю руку до кости. Может убить даже орла! И медведь тоже не неповоротлив. Он очень быстр. Я не раз наблюдала, как в игре быстро бегает. Один из самых быстрых животных в зоопарке. А какой осторожный! Ни одна веточка не хрустнет под его лапой! У жирафа шея очень гибкая, он кладёт её на свою… попу. Спит он с пол часа. Из-за этого он не так активен днём, он просто дремлет».

«Как интересно».

«Ах, вот ещё что хотела сказать. Слон вовсе не толстокожий! Его кожа очень чувствительна, её можно и ногтем поцарапать. И из-за этого в том числе нам нужно следить за своими ногтями».

«А про каких-нибудь необычных животных расскажите».

«Мне очень нравятся манулы.



Эти красавцы необычны тем, что его никто не видит из посетителей московского зоопарка. Только когда человек уходит, эта кошка выходит погулять. Правда сейчас вольер находиться на реконструкции и животных перевели вглубь зоопарка. У них густой тёплый мех, поэтому на них охотятся браконьеры. Много их гибнет и под колёсами транспорта. Они очень любят затаиваться, когда им грозит опасность. Кстати, именно они изображены на эмблеме зоопарка. Манулы не приручаются и не любят человека».

«А вот я у вас ещё хочу спросить, не про зверей: какое у вас любимое место отдыха?»

«Не знаю даже… Живу я здесь рядом, в коммуналке. Люблю отдыхать у фонтана Александра и Натальи Пушкиной. Иногда захожу в церковь Большое вознесение, на Малой Никитской. Там хорошо, спокойно. На самом деле дух витает».

И подумалось мне, что когда в следующий раз мне будет неспокойно, я пойду в эту церковь. Помолюсь Богу и пройдёт. А главное, выйду свежий, обновлённый, готовый на подвиги.


Рецензии