Память поколений
И вдруг, совершенно неожиданно, в сумраке,на бетонном постаменте вижу сохранившуюся крупными буквами надпись "Ленинград". Этого я раньше никогда не видела, к моему стыду, просто мне не удавалось раньше никуда плавать. И для меня , как гром с ясного неба. Сердце, казалось, остановилось,а потом увеличилось вдвое,заполнило мою грудь. Эта надпись " "Ленинград"сохранилась!!! Сразу вспомнились военные годы и город проложивший всем нам Дорогу жизни.
На память пришли строки из стихотвореня поэта Евгения Павловича Раевского, "Сорок первый год":
... Давно войны отполыхало пламя,
Насытилось, сжигая города,
Но сколько тех, кто не вернулся к маме...
Они ушли в бессмертье. Беспримерным,
В дыму, седом от пороха как лунь,
В сердцах потомков бьётся сорок первый,
Бомбёжками обугленный июнь.
Действительно, их миллионы не вернулись каждый к своей маме... Вспоминаю детство.Как только я научилась писать и читать мама часто меня просила почитать давние письма от брата, присылаемые с фронта.Его отправили на службу в 1938 году. Тогда было ещё мирное время. Установленный срок службы в армии был три года. Он их полностью отслужил и ждал мобилизации домой. Во время службы он писал о пограничной службе, о том как их часть даже снимали в кино. Название фильма было "Жульбарс". Возможно, это предварительное название фильма, но вы сходите обязательно. Я там третий выскакиваю из-за угла на своём рыжем скакуне с развивающейся гривой. Мой конь рыжий, ухоженный, упитанный, незаменимый помощник в моей службе. Мы с ним с позаранку, и вечером, и ночью обходим границу. Меня он слушается во всём и сам понимая, прислушивался к каждому шороху, останавливался, давая мне знать. Много тогда мы с ним перебежчиков и нарушителей переловили.
На фильм мы всей семьёй тогда ходили. Я была маленькая, так папа меня посадил на плечо и нёс до самого кинотеатра и обратно.
Ожидая приказ на мобилизацию домой, мой брат получил другой приказ "на фронт". Его оставили служить здесь же на западной границе. Получив это сообщение папа сраза сказал вслух:- " Служба на границе-это первая пуля в лоб."Но брат вместе со своей частью долго отбивая натиск врагов писал о мощи врагов, но мы всеравно выстоим. И геройски стояли насмерть. Письма приходили редко, а потом и совсем не стали приходить.Мама берегла их,как бесценный дар.Она вытаскивала коробочку с письмами из шкафа, перевязанную красной ленточкой, после прочтения аккуратно, трепетно с любовью складывала назад в коробочку, перевязывала и убирала в шкаф подальше. Очень их берегла.
Когда я училась, возвращаясь из школы домой вместе с подружкой Любой, проходили мимо её дома, она всегда приглашала меня к себе. Её мама, Наталья Васильевна была нам рада.Встречала нас радушно:-" Девочки проходите, раздевайтесь я вам чаю приготовила. Тогда чайной заварки ещё не было в изобилии в магазинах,тяжёлое время -война. Мы пили зелёный чай, заваренный листьями смородины, земляники, чебрецом. Иногда угощала припасённой конфеткой или сухариком к чаю. Тоже просила меня почитать письма с фронта от сына, брата Любы, видно от того, что ей Люба часто читала.Наталья Васильевна доставала их из шкафа аккуратно завёрнутые в чистый платок. Я их читала по-порядку одно за другим и вот последнее:-" Мама, пишу тебе из Сталинграда. Отстаиваем каждый дом за домом. Если увидишь в газетах солдата с ружьём, стоящим на дому, так это я . Меня снимал военный корреспондент во время боя. К сожалению, это письмо было последнее.Писем больше не было.Наталья Васильевна неспеша складывала письма снова в треугольнички и разглаживала каждый уголок, аккуратно трясущимися руками заворачивала в платочек. Я следила за её руками. Они судорожно тряслись. Где я видела эти руки?... Кровь прилила к моим вискам. Да, это же мамины руки. Руки моей мамы. Я их видела тысячу раз. Дома, прочитав последние письма, я старалась не смотреть на маму. Всегда были видны две мокрые дорожки на щеках от её молчаливых слёз. Я боялась... сама могу расплакаться, глядя на неё. Больше всего наблюдала за её руками, как она бережно, трепетно с любовью не торопясь, словно боялась расстаться с чем-то очень дорогим, складывала треугольнички в коробочку, перевязывая её красной ленточкой и убирала подальше в шкаф, чтобы время от времени перечитывать их снова и снова. Видно горе у всех матерей, любящих своих детей, одинаково...Письма,очевидно, были частью присутствия их самих, всегда рядом. От воспоминаний, не замечая сама, как глазницы наполнились слезами и веки их уже не могли удержать. Они бесшумно скатывались по щекам, оставляя следы.
Тем временем, город удалялся всё дальше и дальше. Море огней превратилось в больщое жёлтое сплошное покрывало с блестящими точками и накрыло весь город. От этого вида и нахлынувшего спокойствия надёжности оставалось пожелать жителям города спокойной ночи. Паром " Принцесса Анастасия" набирал обороты, увеличивая узлы, уходил вдаль.Стемнело. Впереди проплывали розовые облака. Вдали виднелось заходящее красное солнце. Его осталось уже небольшая краюшка Оно висит не то между скалами,не то по бокам темнеющего леса. Совсем темно, не разберёшь. Какая красота в заходе солнца! Завтра надо встать пораньше и посмотреть восход. Увиденная надпись " Ленинград" не даёт покоя. Надо не прозевать посмотреть ещё раз при возвращении.
Снова мысли уходят в прошлое. 8 сентября у мемореальной доски Ольге Федоровне Бергольц прошёл митинг памяти посвящённый семидесятилетию начала фашисткой блокады Ленинграда., которая длилась с 1941 по 1944 годы. Вспомнить о 900 днях скорби и мужества собрались жители Владимирского Округа города. На митинге было много студентов и школьников. Ольга Федоровна Бергольц в своих стихах писала:
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешенных зверей,
Мы победим, клянусь тебе. Россия,
От имени Российских матерей.
В этот день я выступала на митинге не только со стихами поэтессы, но и читала свои стихи о блокаде:
Память о войне
Не меркнет память о войне.
Оставив дома мать больную,
бегу я в поле по весне
Картошку собирать гнилую.
Гнилой картошки не забыть,
Оладий серых с отрубями.
Я не могу того простить,
Что выпало на долю маме.
С тех пор прошло немало лет,
Но память не даёт покоя.
По-жизни им прощенья нет-
Зачинщикам чужого горя.
Неумирающая память , живая связь поколений и уважение к тем, кто добыл всем нам Великую Победу.Благодаря им , защищавших нас мы можем наблюдать за закатом и восходом солнца. Память о них останется в веках.
Ленинград-это святое.Эта надпись "Ленинград" должна стоять вечно.
Всегда как самый дорогой и бесценный памятник городу и всем защищавшим Россию.
Свидетельство о публикации №212052601246