Из Этюдов об оркестре. Дирижер

               
               
                Искусство дирижирования парадоксально, так как
                варьируется от механического до вдохновенного. Дирижер
                может быть и семафором, наделенным искусственным ин-
                теллектом, и светлым духом музыки. Насмешливое утвер-
                ждение, будто "дирижировать может каждый",в буквальном
                смысле верно: музыканты будут играть независимо от того,
                насколько бессмысленны или бессвязны взмахи дирижерской
                палочки. В этом отношении дирижеры отличны от других
                исполнителей. Скрипач, даже начинающий, должен точно
                интонировать. Пианист должен обладать довольно высокой
                техникой, чтобы довести пьесу до конца с минимальным
                количеством неверных нот. Дирижер же свободен от подоб-
                ных обязательств, ему не нужно играть - он только прика-
                зывает другим.

                Николай СЛОНИМСКИЙ (Nicolas SLONIMSKY)
                Aбсолютный слух:История жизни.- СПб., 2006. - С.193

               



   Принято считать, что как отдельная профессия, дирижирование существует примерно с середины ХVIII века. Раннее упоминание о дирижере (conducteur)  встречается в 1732 году в словаре Вальтера (Musikalisches Lexikon).
     Отбивание темпа(или такта) ногой, затем рукой с помощью палки привело к окончательной победе более или менее современного вида дирижирования примерно к 1820 году.Этот непростой путь достаточно подробно описан в соответствующей литературе.
     Руководители оркестров того времени , а это были как исполнители на клавишных инструментах, так и скрипачи-концертмейстеры, пришли в конце концов к пониманию необходимости разделить функции.Это было связано как с изменением задач ансамблевого музицирования (включавшем усложнение самого репертуара), так и с необходимостью значительно большей концентрации в руководстве и контроле за исполнением в целом.
     Вот что рассказывает в своей Автобиографии один из пионеров дирижирования немецкий скрипач,композитор и дирижер Людвиг Шпор(Spohr, 1784 - 1859):
       "Мой предшественник дирижировал скрипкой, и я по желанию певцов начал с той же манеры,указывая темп смычком и держа скрипку наготове в руке, чтобы, когда нужно помочь... Теперь я отложил скрипку в сторону и дирижировал во французском стиле - палочкой" /Цит. по: Карс А. История оркестровки.М.,1989. - С.291/.
     Тем не менее, попытки играть без дирижера не прекращаются и поныне...
    
    


Рецензии
Для профана, который только лишь потребляет музыку, чувствуя её, но не смысля в ней (имею. в виду прежде всего себя), Ваши записки кажутся несколько странными. В какой степени то, что Вы пишете, ново для музыканта? Разве не изучается в музыкальных школах всех уровней то, о чём Вы пишете? А если изучается, то - для чего написали? В какой степени написанное - ново, в какой оно именно Ваше, а не пересказ учебников?

Я НИКОГДА не учился музыке. Будучи уже взрослым парнем, попросил отца, игравшего по слуху на балалайке, научить меня. Уже освоил несколько движений, стал играть простейший марш и, кажется, "Во саду ли, в огороде..." Но тут отца и мать посадили в тюрьму, а затем и в лагерь, вот и вся музыка...

А для меня музыка вообще это единственное, благодаря чему я готов поверить в Бога.Я её не то что понимаю, но тонко чувствую. Именно классическую, симфоническую и камерную. Но - не разбираюсь. Поэтому мне (вот парадокс) особенно интересно читать такие статьи, какие Вы написали. Спасибо. Я только считаю, что Вы напрасно оборвали статью о дирижёре "на полуслове". Вы пишете, что идут споры, нужен ли дирижёр. А как и что думаете об этом Вы?

То есть, я Вас призываю Ваши заметки ПРОДОЛЖАТЬ!

Феликс Рахлин   17.09.2017 23:20     Заявить о нарушении