Сила не в силе, а в любви

Восхвалятся преподобные во славе
                (Пс. 149)


Нескончаемая траурная процессия, провожающая в последний путь  генерал-майора артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова, растянулась по всему Невскому проспекту. Оркестр играет похоронный марш. Впереди идут офицеры; они несут на подушках генеральские ордена и медали. За ними на лафете, впряжённом шестёркой лошадей, везут гроб с телом покойного. По обеим сторонам лафета – караул: солдаты с ружьями на плече. Вдова Мария Николаевна Чичагова с четырьмя сыновьями – Николаем, Михаилом, Леонидом и Александром едут за лафетом в карете. Мария Николаевна не плачет, только тяжело вздыхает. Восьмилетний Лёня, сидящий рядом с матерью, глядит в её застывшие глаза и тоже вздыхает: он понимает, что стоит ей оставаться спокойной. Даже имам Шамиль, некогда жестокий и неумолимый властелин Дагестана и Чечни, который, будучи пленённым, находился под присмотром Михаила Никифоровича до его кончины, и тот, первым приехав разделить горе, постигшее семью Чичаговых, плакал, говоря: «Я, я всё с ним потерял! Никогда уже более не будет у меня такого друга, который бы так меня понял и так заботился обо мне!».   
Путь до Смоленского православного кладбища неблизкий; и всю дорогу Лёня вспоминает счастливые минуты и часы, проведённые с отцом, родительская любовь которого сочеталась с требовательностью и воспитанием в сыновьях верности православным традициям и традициям чести и долга перед Отечеством. Вспомнилось, как отец взял его однажды с братьями с собой на церковную службу, когда он сопровождал в храм солдат. Солдаты стояли шеренгами и всё выполняли по командам: «на колени», «встать». При этом скрипели ремни и сапоги, бряцали сабли и шашки...  И вот снова скрипят сапоги, и бряцает оружие... Только на этот раз солдаты сопровождают в последний путь своего командира... Господь призвал отца к Себе... Как теперь они будут жить без него? Лёня невольно вздрагивает и испуганно смотрит на Марию Николаевну. Мать гладит холодной рукой Лёню по русоволосой головке и приглушённым голосом говорит:
– Не бойся, сынок.  Смерти не надо бояться. К ней надо готовиться.
– Как это... готовиться?  – в волнении прижимает кулачки к груди Лёня.
– А так, чтобы не было стыдно за свою жизнь ни перед людьми, ни перед Богом... Жизнью и поступками своими надо рассказывать о своей вере!..

Слова глубоко западают в сердце мальчика. И без того благочестивый, после безвременной кончины отца он ищет утешение в богомыслии, доверяя Господу свою печаль, ищет духовный смысл жизни и смерти, читая церковные книги, и стремится в меру своих сил помогать матери, на плечи которой легла тяжкая задача вырастить четырёх сыновей. 
Вскоре Лёня зачисляется в гимназию и после нескольких лет учёбы в ней поступает в Пажеский Его Императорского Величества корпус. С большой теплотой он будет отзываться о годах учёбы в Пажеском храме. Да, именно так он и называл возлюбленный корпус, наставники, начальники и руководители которого стали для курсантов почти родными, заменив юношам, среди которых было множество сирот, их отцов. Эти добрые воспитатели умели вразумлять и направлять своих питомцев, не прибегая к мерам, которые могли бы погубить их будущее. Именно в стенах Пажеского корпуса будущий офицер Леонид Михайлович Чичагов ясно осознает, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашего богохранимого отечества.
Во время обучения Леонид производится в камер-пажи. Перед ним открывается прекрасная перспектива придворной службы. Однако 18-летний камер-паж отдаёт предпочтение воинской службе со всеми её испытаниями и тяготами.
По окончании Пажеского корпуса Чичагов производится в подпоручики и в августе 1885 года направляется для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады Преображенского полка.
Начавшаяся в 1887 году русско-турецкая война привела гвардейского поручика Л.М. Чичагова в состав действующей армии на Балканах. 
Молодой офицер сражается с турками в Передовом отряде генерала И.В.Гурко и участвует в самых кровопролитных сражениях: во взятии Телиша, в переходе через Балканы, сражении под Горным Дубняком и под Филиппополем. Война была вызвана подъёмом борьбы балканских славян против 500-летнего османского ига. И видя освободительных характер «войны за славян», Леонид Чичагов неизменно проявляет личное мужество и показывает себя черезвычайно смелым и распорядительным офицером.
Передовой отряд ценой больших усилий и людских потерь, в невероятно трудных условиях горной местности, усугублённых суровым климатом, взламывает турецкую оборону. В артиллерийских сражениях русские офицеры показывали чудеса военного искусства, изобретательности и храбрости. Одним из таких героев был и Леонид Михайлович Чичагов. За проявленные им лично отвагу и героизм он был произведён в гвардии поручики и награждён орденами Святой Анны 2-ой степени, 3-ей степени с мечами и бантами, 4-ой степени с надписью «За храбрость» и орденами Святого Станислава 2-ой степени и 3-ей с мечами и бантами с вручением ему лично главнокомандующим генералом М.Д. Скобелевым именной сабли «За храбрость». Великий князь Николай Николаевич Старший возлагает на поручика Л.Чичагова Георгиевский крест.
Но не только высшее командование с уважением относится к отважному поручику. Солдаты просто души не чают в своём командире за его поразительное бесстрашие, человеколюбие и за то, что он просто, без какого-либо высокомерия, «здравствуется с ними». А Леонид и действительно благоговейно, даже любовно относится к простым и отважным героям, различая под солдатскими шинелями своих братьев во Христе.
– Как боевое настроение, Прокофий? – спрашивает он рядового.
– Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за Царя, за Русь! – улыбаясь во всё лицо, браво отвечает солдат, нисколько не кривя душой, готовый положить душу свою за славянских братьев.
Чичагов ведёт записи солдатских подвигов, которые позже войдут в его многочисленные  сборники с рассказами о доблести русских воинов. Все рассказы являются документальной достоверностью, описаны незамысловатым, живым языком и больше напоминают притчи, в которых удалой русский солдат выказывает неустрашимость и сметливость. Вот одна из таких притч, названная весьма шутливо: «Галушка с маслом».
«Однажды Его Высочество Великий князь Главнокомандующий, посещая раненых в госпитале, подошел к солдату, которого пуля хватила в рот, в тот момент, когда он кричал «Ура!»
– Проглотил? – смеясь, спросил Главнокомандующий.
– Проглотил, – так же, смеясь, ответил солдат.
– Ну и что вкусно? – подшутил Великий князь.
– Да как галушка с маслом, — отвечал молодчина».

На войне Леонид Михайлович делает очень важный для себя вывод: «Сила не в силе, а в любви». Сострадание и желание помогать раненым бойцам приводит его к глубокому изучению истории медицины и целебных свойств растений. Он сам помогает страждущим, ведёт наблюдение, теоретически обосновывает свои выводы и впоследствии разрабатывает собственную методику лечения, которую подробно описывает в своём труде «Медицинские беседы». Однако, излагая свою систему, он предупреждает, что при лечении больного нужно иметь в виду не только больную плоть, но и искать корень болезни в душе человека. «Каждый больной неповторим, как неповторима и его болезнь, – говорит Леонид Михайлович. – И поэтому надо соединять данные природы, созданной Самим Творцом на пользу человечества, и учение Христа». «Медицинские беседы» Л.М. Чичагова и до настоящего времени пользуются большим спросом у врачей-профессионалов.

Промысел Божий уберёг Чичагова от ранений на полях брани и спустя два года снова привёл его в Санкт-Петербург, где он впервые встречается с отцом Иоанном Сергиевым, кронштадтским пастырем, и предаёт себя в совершенное послушание выдающемуся духовному наставнику, принимая все его наставления, как из уст Божиих. В течение тридцати лет Леонид Михайлович будет находиться в тесном духовном общении с великим пастырем Русской Православной Церкви и ни одного жизненного решения не примет без его благословения. Именно Иоанн Кронштадтский откроет Леониду Чичагову его будущее призвание – путь священства. И в подтверждение его слов через несколько лет во время посещения Леонидом Михайловичем Серафимо-Дивеевского монастыря прозорливая монахиня обратится к нему со словами: «А рукова-то у тебя поповские, даже, пожалуй, митрополичьи».
8 апреля 1879 года Л. М. Чичагов вступает в брак с Наталией Николаевной Дохтуровой, представительницей знаменитой аристократической фамилии. Этот брак весьма отличался от многих великосветских браков. Помня о том, что семья – есть прежде всего малая Церковь, в которой главное не угождение друг другу, но угождение Господу является основой семейного счастья, Леонид сумел привнести в уклад своей молодой семьи начала традиционного православного благочестия. В духе Христовой веры он воспитывает и четырёх своих дочерей – Веру, Наталью, Леониду и Екатерину, которые в будущем станут монахинями.
Удачно складывалась и военная карьера молодого офицера. В 1881 году он получает звание гвардии штабс-капитана и, как признанный знаток артиллерийского дела, командируется в Париж, где его представляют к награждению одним их высших орденов Франции. Леонид Чичагов становится Кавалером Креста Ордена Почётного Легиона.
В том же 1881 году происходит событие, которое поразило ужасом и потрясло не только Православную Русь, но и все царства земли – трагическая и велико скорбная кончина Императора, царя-освободителя, царя, даровавшего свободу миллионам крепостных людей.
Глубоко потрясённый мученической кончиной Царя-Страстотерпца Леонид Чичагов решается первым внести лепту в сокровищницу родной истории и, ещё находясь за границей, приступает к выполнению трудной задачи: начинает со всем тщанием собирать фактический материал из великих дней жизни Александра Второго, Царя-Мученика, для будущей своей книги. Чичагов убежден, что «память о Царе-Страстотерпце должна пребыть неизгладимою до тех пор, покуда крест Христов будет носим на груди православных».
Вернувшись в Россию, Леонид Михайлович публикует важную для перевооружения российской армии военно-теоретическую работу «Французская артиллерия в 1882 году» и вскоре, несмотря на открывшуюся перспективу продвижения по ступеням военной карьеры, ошеломив родных и близких, неожиданно подаёт в отставку. Уже находясь в отставке, за годы прошлой безупречной службы 34-х летний штабс-капитан Чичагов получает звание полковника.
Леонид Чичагов продолжает собирать материал и к четвёртой годовщине гибели русского монарха в 1885 году издаёт исторически правдивую летопись под названием «Дневник пребывания Царя–Освободителя в Дунайской армии». Эта книга стала настоящей библиографической редкостью по военной истории, захватывающей душу читателя и поражающей воображение величием её Главного Героя – милосердного, любвеобильного и смиренного монарха, в лице которого автор навеки запечатлевает неугасимым сиянием образ человеческий…
Исполнив гражданский долг и долг христианина, Леонид Михайлович получает возможность воплотить и своё сокровенное желание. Мало кто знал о том, что талантливый офицер был к тому же прекрасным композитором и исполнителем со сложившимся композиторским почерком. Теперь полковник в отставке Чичагов находит удовольствие в том, что пишет духовно-музыкальные произведения для органа и фортепиано, которые содержат размышления о подвигах самопожертвования, красоте и любви к людям. Красивый мелодический язык, довольно сложные гармонии, хорошее чувство формы – всё это свидетельствует о природном таланте автора.
Ещё одному его таланту – таланту художника – предстоит раскрыться в недалёком будущем.
Но при всём многообразии талантов и занятий Леонид Михайлович считает, что главным делом его жизни должно стать служение Русской Православной Церкви. Он систематически посещает богословские занятия, на которых с ревностью и усердием изучает поучения Отцов и Учителей Церкви; памятуя, что вера без дел мертва, активно занимается благотворительностью: помогает детям-сиротам, родители которых погибли на войне, и военным, получившим увечья на полях сражений.
Леонид всей душой желает стать священником, но прежде, чем это произойдёт, ему придётся испытать одно из серьёзнейших искушений. Русская аристократия, заражённая духом масонства, считала зазорным путь священничества. В военно-аристократических кругах Санкт-Петербурга начались различного рода пересуды; многие аристократы расценивали стремление Чичагова как безрассудство: «Как? Блестящий офицер, герой Телиша и Плевны, душа аристократических салонов, настоящий «светский лев» – и вдруг сменить золотые погоны на чёрную рясу?».
Понимая всю сложность предстоящей жизни, супруга Леонида Михайловича, Наталья Николаевна, также не поддерживала мужа и мало того, была настроена категорически против такого его решения. Только протоиерей Иоанн Крондштадтский в личной беседе убедил её дать согласие на принятие Леонидом Михайловичем священного сана и благословил Наталью Николаевну стать матушкой.
Семейство Чичаговых переезжает в Москву, где Леонид принимает священство. Первым его приходом стал храм святого Николая на Старом Ваганьково. Отец Леонид, будучи человеком достаточным, восстанавливает заброшенную церковь, в которой в течение тридцати лет никто не служил, на собственные средства, за что удостаивается первой награды на поприще священнического служения.
А вскоре отцу Леониду приходится перенести первое испытание – из-за тяжёлой болезни в возрасте тридцати шести лет умирает его супруга, матушка Наталия. Отец Леонид перевозит тело супруги в Дивеево и хоронит на монастырском кладбище. Воспитание малолетних дочерей он поручает двум интеллигентным дамам, которые являлись одновременно и гувернантками, и экономками, но сам следит за их духовным воспитанием и заботится об их благополучии.
Имея в виду только одно желание – достигнуть Евангельского совершенства через исполнение заповедей Божиих, после смерти жены отец Леонид решается удалиться из мира. Он принимает монашество в Свято-Троицкой Лавре Сергиева Посада и постригается в мантию с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. С этого времени начинается многотрудная, скорбная, подвижническая монашеская жизнь с ежедневным строгим исполнением молитвенного правила и хождением на все церковные службы. Но нет выше церковного послушания! Отец Серафим всего себя без остатка посвящает служению Богу, восходя к самым высоким должностям в церковной иерархии. Он восстанавливает храмы и с высоким профессиональным мастерством лично сам пишет иконы для них; обогащает церковную литературу своими летописными произведениями: «Очерком Засимовой пустыни во имя Смоленской Божией Матери» и очерком «Жизнь преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца». К этому следует добавить, что отец Серафим предпринял немалые усилия, чтобы обустроить Засимову пустынь, которая в конце XIX века стала одним из центров духовной жизни России. Но одним из главных дел жизни будущего отца Серафима стала подготовка канонизации великого подвижника Русской Земли – преподобного Серафима Саровского.

Как-то в Дивеево поклониться могиле чудесного старца приехал благообразного вида московский священнослужитель. Он выделялся среди многочисленных паломников своей прямой осанкой и строгим выражением в правильных чертах лица, исполненных мужественной красоты. Игуменья приветливо встретила  посетителя, спросив его честное имя. 
– Отец Серафим, в прошлом полковник артиллерии Леонид Михайлович Чичагов, – назвался священник, из скромности умолчав о том, что он является выходцем из знаменитого дворянского рода.
Он долго беседовал с игуменьей и узнал, что в монастыре живут три монахини, которые хорошо помнят преподобного Серафима и могут многое поведать из его жития. Настоятельница предложила гостю навестить старицу Параскеву, Пашу, которая обладает даром прозорливости и которая при жизни преподобного Серафима часто общалась с ним. Отец Серафим Чичагов с радостью принял предложение.
Не успел он переступить порог дома, в котором жила старица, как та воскликнула:
– Вот хорошо, что ты пришёл, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления.
Чичагов ответил блаженной Параскеве, что по своему положению он не может быть принятым Государем и что его сочтут за сумасшедшего, если он начнёт домогаться быть принятым Императором.
На это Паша сказала:
– Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел преподобный.
В смущении гость покинул келью старицы...
Возвратившись в Москву, Серафим Чичагов не раз вспоминал слова Пелагеи Ивановны Серебрянниковой, блаженной Паши Дивеевской. И однажды его пронзила счастливая мысль: «Ведь можно записать всё, что рассказывала о Преподобном Серафиме блаженная Паша и другие помнившие его монахини! Кроме того можно разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нём. А ещё можно ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и взять оттуда всё, что относится к жизни преподобного.
А там... как Бог даст.
И, не загадывая далеко вперёд, отец Серафим Чичагов немедленно принимается за дело: он скрупулёзно изучает и анализирует монастырские архивы, стремясь не упустить ни единого документа, тщательно записывает воспоминания о чудном старце, которого знает вся Россия. В результате кропотливого труда из-под пера отца Серафима Чичагова выходит «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», основанная на неопровержимых исторических фактах и «Житие преподобного старца Серафима Саровского», величайшего прозорливца и чудотворца, являющегося украшением земли русской. Кроме этого архимандрит Серафим пишет образ преподобного Серафима Саровского, на котором запечатлел  старца в молитвенном подвиге на камне, а так же составляет «Акафист Преподобному и Богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу», который и поныне совершается перед иконой преподобного Серафима.
Однажды, оставаясь один в комнате, отец Серафим Чичагов сидел за рабочим столом и рассматривал лежащую перед ним внушительную папку, предназначенную вниманию Святейшего Синода. Вдруг дверь кабинета приоткрылась, и в комнату вошел батюшка Серафим. Отец Леонид увидел его как живого, у него не мелькнула даже мысль о том, что это видение – так все было просто и реально. Каково же было его удивление, когда старец поклонился ему в пояс со словами:
– Спасибо тебе за летопись. Проси у меня всё, что хочешь за неё.
Отец Леонид только и мог вымолвить:
– Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас.
Отец Серафим улыбнулся и стал невидим...

...Однажды Государю доложили, что архимандрит Серафим Чичагов покорнейше просит у Его Величества аудиенции.  При этом сообщили, что архимандрит Серафим, в прошлом полковник артиллерии и участник русско-турецкой войны, награждён многими орденами, в том числе орденом Святой Анны и Святого Станислава. Кроме того Леонид Михайлович Чичагов является правнуком доблестного адмирала В. Я. Чичагова, одного из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком П. Я. Чичагова, морского министра России, участника Отечественной войны 1812 года. О цели своего визита архимандрит Серафим сообщает, что поводом для него послужило одно обстоятельство, а именно: недавно в Дивееве умерла монахиня, современница отца Серафима Саровского, которая при кончине открыла ему, Чичагову, примечательные вещи.
– Серафима Саровского? – переспросил Николай Второй. – Не слыхал...
Встреча, однако, состоялась. Чичагов был милостиво принят Государем и, оставаясь с Ним наедине, имел удовольствие беседовать с Императором довольно продолжительное время. О чём шёл разговор, для всех осталось тайной, известно только, что архимандрит сообщил Государю о некой Елене Мотовиловой, которая много лет хранит письмо, собственноручно написанное Его Величеству  Серафимом Саровским незадолго до кончины. Вскоре по дворцу поползли слухи, что саровский святой напророчил стране великие скорби, и что царь-батюшка выступит в роли искупителя за людские грехи. Говорили, что боголюбивый Государь все пророчества принял на веру, а иначе почему тогда после встречи с монахом Он, собрав своих верноподданных и спросив о Серафиме Саровском, воскликнул: «Немедленно прославить!» 
После этой встречи прошло совсем немного времени, и в одном из указов Его Императорского величества было выражено желание Государя Николая Александровича: «Дабы доведено было до конца начатое уже в Святейшем Синоде дело о прославлении благоговейного старца».
Прославление Божьего угодника и чудотворца земли русской с участием Императора Николая Второго и членов царской семьи было назначено на 17-19 июля 1903 года. Подготовку к проведению торжеств проводил отец Серафим Чичагов. Имеется документ, составленный самим архимандитом Серафимом, в котором расписано в деталях, каким должен быть церемониал и как следует устроить перевозку богомольцев и паломников из Арзамаса в Саров, забота об обеспечении их жильём и питанием.
Со всей страны хлынул народ, чтобы насладиться духовным торжеством. Духовные празднества прошли с небывалым размахом, обрадовав сердца всех православных людей. Новая яркая звезда засияла на небе церковном. Прославление преподобного Серафима Саровского стало одним из величайших событий в истории Православной Церкви.

Как поразительно бывает зрение пророческое, которое даётся Божиим угодникам по горячим их молитвам!
Впервые будущее России предсказал старец Серафим самолично его посетившему Александру Второму. «Будет некогда царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечёт за то, что восстанут против царя и его самодержавия, но Бог царя возвеличит».
Незадолго до своей кончины преподобный Серафим подтвердил предначертанное: «Будет это непременно: Господь, видя нераскаявшуюся злобу сердец, попустит начинаниям их на малое время, но болезнь их обратит во главу их, и на верх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за великого Государя и целость Самодержавия его. Но не до конца прогневается Господь и не попустит до конца разрушиться земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского».
Откроется и содержание письма, врученного Николаю Второму от Серафима Саровского, в котором великий старец предрёк: «Идет последнее царствование, государь и наследник примут насильственную смерть».
  О, многострадальная матушка-Русь... Не о тебе ли, не о твоей тяжёлой и трудной доле плакал преподобный Серафим, заглядывая в не столь далёкое будущее...
Злодейский тысяча девятьсот восемнадцатый... От рук палачей принял мученическую смерть боголюбивый Царь-батюшка и вся Царская Фамилия. Власть в стране перешла в руки слугам сатаны...
Безбожные двадцатые и тридцатые... Закрываются монастыри, грабятся и оскверняются храмы... Подвергаются арестам, лагерям и ссылкам священники и благочестивые миряне. Им же несть числа. Многие из них принимают смерть за Христа.  Среди священномучеников был и митрополит Серафим Чичагов. 
Митрополиту Серафиму шёл 82 год. Он имел ясный ум, доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды ближних. В ноябре 1937 года владыку Серафима арестовали. Он был тяжело болен, и его не могли увезти в тюремном автомобиле. Тем, кто производил арест, пришлось вызвать карету скорой помощи. Всё его имущество, включая иконы, книги, рукописи, облачения, было конфисковано.
Есть свидетельства, что владыке Серафиму обещали сохранить жизнь, если он публично отречётся от веры и Православной церкви. Но он не отрёкся. 7 декабря 1937 года постановлением НКВД он был осуждён на смерть. К месту казни его, в подмосковное Бутово, истерзанного пытками, но несломленного духом, палачи принесли на носилках...
Тяжкий путь служения Богу и людям митрополит Серафим Чичагов прошел достойно и мужественно как подлинный воин Христов.

Спустя пятьдесят лет, 10 ноября 1987 года Леонид Михайлович Чичагов был полностью реабилитирован.
Вся жизнь священномученика митрополита Серафима была направлена на исполнение послушаний, налагаемых на монаха, восходящего по ступеням иерархической лестницы: иеромонах, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит. Он трудился во многих местах, и везде его деятельность оставила свой след. Самобытный мыслитель-богослов, блестящий военный, врач, духовный писатель, композитор, иконописец и патриот – таким остаётся в памяти благодарных потомков Леонид Михайлович Чичагов.
23 февраля 1997 года Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг митрополита Серафима, прославила его в лике Святых.


Священномученик Серафим (Чичагов)
Митрополит Петроградский (V 1937)
Память совершается
28 ноября / 11 декабря

Тропарь, глас 5-й:

Воинство Царя Небесного
паче земнаго возлюбив,
служитель пламенный
Святыя Троицы явился еси.
Наставления Кронштадтского
пастыря в сердце своем слагая,
данная ти от Бога
многообразная дарования к пользе
народа Божия преумножил еси.
Учитель благочестия и покорник
единства церковнаго быв,
пострадати даже до крове
cподобился еси.
Священномучениче Серафиме,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.


Рецензии
Валентина! Благодарю Вас за подробное жизнеописание Великого Сына Земли Русской!
`
Священномученик Серафим, Митрополит Петроградский! Моли Бога о нас, грешных!

С уважением, Наталия

Наталья Алексеевна Исаева   22.12.2014 20:08     Заявить о нарушении
И Тверской митрополит тоже. Спасибо, Наталья Алексеевна, за доброе слово и за то, что не пожалели времени на прочтение очерка. Мира Вам и любви.

Валентина Карпицкая   23.12.2014 01:33   Заявить о нарушении
Дорогая Валентина! Моя встреча с Вашим очерком произошла не случайно, а стала результатом кропотливых поисков священников, кто не только благословлял прихожан лечиться гомеопатией, но и сам лечил! А батюшка Серафим вылечил более 20 тысяч безнадёжных больных, от которых отказалась медицина! Он серьёзно изучил все труды Ганемана и рукописи монахов, лечивших гомеопатией. Провёл фундаментальные исследования, написал и издал "Медицинские беседы (том 1-2)". Но Вы-то Валентина, конечно всё это знаете. Это для меня всё оказалось открытием. А подскажите, в какой из библиотек Москвы можно найти и хотя бы прикоснуться к двутомнику? Для меня всё это жизненно важно.

Наташа

Наталья Алексеевна Исаева   23.12.2014 14:33   Заявить о нарушении
Дорогая Наталья Алексеевна, я бы с радостью Вам подсказала, где найти эти замечательные труды, если бы знала. Когда я изучала житие Серафима, подлинного воина Христова, сама только и помышляла заняться этими поисками - так всё мне было интересно и дорого. А потом (о, многосуетная моя жизнь!) желание отошло на второй план (но ни в коем случае не пропало!) Поэтому, если вдруг (дай-то Бог!) Вам повезёт и Вы найдёте то, что ищете, вспомните тогда и обо мне. Заранее благодарная желаю Вам тысячу благ и удачи!

Валентина Карпицкая   24.12.2014 01:26   Заявить о нарушении
Дорогая Валентина, теперь я смогу с Вами поделиться!!! Мне сын нашёл эту книгу и проверил на вирусы. Так что пришлю и я Вам! Мой ящик: fenix10072008@ya.ru
Я только начала читать и уже столько открытий сделала для себя!

Наталья Алексеевна Исаева   24.12.2014 14:58   Заявить о нарушении
А вот тут в декабре этого года разместили большой рассказ о священномученике Серафиме, о его дочерях и внучках с портретами! Священномученик Серафим
http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2014/12/07/svyashhennomuchenik-mitropolit-serafim/

Наталья Алексеевна Исаева   24.12.2014 15:53   Заявить о нарушении
Огромное спасибо за бесценные подарки к Рождеству! Спаси Вас Господи.

Валентина Карпицкая   24.12.2014 19:29   Заявить о нарушении