Последний школьный звонок

Первый и Последний школьный звонок  Что я помню? 1958г., лето. Побелённая кирпичная стена школы №24.  Гора старых парт за школой (свалили для ремонта?) .  Нам , будущим первоклассникам, заранее   раздали по букету цветов ( какие астры-гвоздики, Господь с вами - по букетику полевых, лесных цветочков) , мне, например, достался перевязанный ниточкой букетик голубеньких незабудок, которые я должен был, по команде,  вручить в кому-то из Выпускников  школы.  Как долго лазил я по горе парт за школой (в одну из них спрятал свой букетик незабудок),  носился   вокруг школы, а какой  оказался между ДК и школой самый  настоящий, густой лес, а в нём - настоящие столетние липы!   Всё!  Зовут!  Лечу к партам за своим  букетиком и  - на школьный двор. Перед школой - две линии строя, лицом друг к другу - мы, будущие первоклассники,  и они - Выпускники.  Сигнал!  Бежим на встречу  Выпускникам, вручаем им  букетики.   Мой букетик, мятых-перемятых. с поломанными стебельками незабудок я протягиваю какому-то совсем взрослому парню, так похожему на моего папу, в такой же вельветовой куртке. Мне так стыдно за измятый в моих руках  букетик, вручаю  и сразу же, от стыда, убегаю.  Сегодня этому парню должно бы быть   72 года, или старше .. жив ли он, помнит ли того белобрысого мальчугана, что во двое школы № 24  сунул ему в руки измятый букетик незабудок, а сегодня, вот,  смотрит на меня со страниц старых моих фотоальбомов.  Выпускники 1958 г. - рождённые в 1941 году   детство  Ваше  выпало на самые страшные. самые голодные годы ..  Сегодня 25 мая 2012 г. Сегодня Последний Школьный Звонок!   Ещё вчера  было невозможно прорваться ни в одну из городских парикмахерских, ни в один из  салонов - Город готовился праздновать Сегодняшний День.  Да. Сегодня -  Великий День. Сегодня я специально не пошёл в свой "офис",  что в комнатке рабочего общежития, на окраине нашего маленького города угольных шахт и разрезов. Сегодня - День Пьяных Бантиков.  Вообще-то,  сегодня и День Славянского Единства, и День  празднования Памяти Кирилла и Мефодия - но "Бантикам" люб и мил  иной  День . вот этот, что бывает только  единственный раз в Их Собственной  Жизни!  Первые "Бантики" появились на нашем рынке где то около полудня:  и на самом деле - огромные белые  банты на дорогущих-предорогущих     причёсках,  белые гольфы с полосочками,   белоснежные пенно - кружевные фартучки над  обалденно- потрясными  "мини"!   " Бантики"  деловито пробежались  по торговым рядам, а вслед за каждой из них  дружно  неслась  свита  разноростных   разноодетых   пацанчиков.   До смешного напоминая, как по  дворовым тропкам семинит красиво  расчесанная болоночка, а вслед за ней, вытянув носы, переругиваясь,  спешит стайка  разнорослых, и разномастных, хвосты  в репьях  - кобельков.  Жизнь, куда ж деваться - то!  Сегодня Великий День. Сегодня "Бантикам" можно не думать о грядущих экзаменах, о том, как и на что жить дальше. К  вечеру " Бантики" и их  сопровождающие заполнят коридоры общежития , облепят все подоконники,  "свита", подогретая пивом, будет искать на ком бы проявить свою доблесть и крутость, свары, вспыхивающие то здесь и там,  перекатываются на случайных посететелей. Снизу, от  железной  решётки "вахты" -  гомон  толпы  жаждущих пронкнуть  в общагу.   Всё как  каждый год в  Этот День.   Ночью, в темноте общежитских   кухонь  и моек  (лампочки-то  разбиты)  замрут слившиеся в поцелуях  силуэты ... А   завтра общага  будет спать.  Только одиночный матерок -  подскользнувшегося  на лестнице, уделанной жестянками и пивным пластиком - прорывает  навалившуюся необычную,  тяжёлую тишину . День Пьяных Бантиков.
Праздник пройдёт. И вот он – первый день будней -  весь из проблем.  Экзамены?  – Да отстаньте Вы со своими экзаменами!   В тех же мойках, на  всех этажах,  на верёвочках будет сохнуть, втайне от мам застиранное дезабилье  вчерашних  "Бантиков".    Парни?  - А что парни – Поправиться бы?  Пиво -то  продаётся прямо в здании  общаги:  магазин  "Золотая Рыбка" дверь в дверь  с общаговской дверью, -  прям в тапках можно сгонять, тока в карманах пусто, а башка так болит ..


 Это - рисунок  с натуры  . Это иллюстрация к вопросу о Поколении Эпохи Пост-модернизма.  То что мы видим сегодня - это  приметы времени пост-модернизма, эпохи тотального видео-ряда, когда  информация, впечатления, переживания воспринимаются не вербально, не прочитывается с бумаги  и не обдумываются в процессе чтения ( это самое главное - самое характерное для пост-модернизма - некритичное, без обдумывания, восприятие "разжёванной" информации)   информация  влетает в мозг уже готовыми пакетами видео-образов причём так быстро, что уже нет времени для  осмысливания, для анализа  увиденного,  информация просто "хавается" остаётся только гонка за новыми впечатлениями ( именно впечатлениями - некритически впечатанными в сознание видео-образами )Таким образом и формируется Новое Поколение плюс ПИВО - пиво  доступное  ВСЕМ , ВЕЗДЕ и ВСЕГДА,   по смешным низким ценам , и я уверен - нынешнее пиво содержит в себе некие непивные компоненты, нечто вроде амфитаминов, вызывающих физическую зависимость, ничем иным я не могу объяснить то, что баночка, бутылочка с  пивом превратились в соску, соску не выпускаемую из юных рук ни днём, ни ночью .  Вот и взролеет  поколение , типа американских школьников, которые  на улицах Лос Анжел.  на вопрос телеведущего , отвечают -  Кто такой Фидель Кастро?  - А это рэпер такой: тра-та-та-

               
  Вот уж не думал, что мои так сказать, физиологические, зарисовки вызовут этакий равздрай в честном коллективе моих одноклассников!                Да люблю я этих Бантиков, люблю по настоящему, каждую, самую пьяную и сопливую, и мокрую, готов на её этаж на  своих руках отнести, носик ей платочком  у двери вытереть, на кнопочку звонка нажать   и передать ,с рук на руки,  дочу - маме. Люблю и жалею - и мы были, ну не такими, конечно, –– мы были ( по нынешним понятиям) совершенно  закомплексованными.. А ну-ка, кто-нибудь, вспомнит, как весь класс окружил милицейский газик, куда милиционеры меня посадили, и не давал тому  газику отъехать, пока милиционеры меня не выпустили? Забыли, да.. а я помню и бесконечно благодарен всем, кто в своих белых выпускных платьях, в отглаженных  костюмах повисли  на бамперах, на колёсах газика , на ручках его дверей,  стеной встали.. А  всё дело в том, что вот, во время Выпускного Вечера, под утро, весь  наш выпускной класс   гулял по асфальту Гавриловского шоссе, шли поперёк всего шоссе - пустого в такую рань..,   и вдруг сзади - гудки , народ схлынул к обочинам, а я в великой своей задумчивости ( да ещё в самое сердце раненный отказом моей любви со мной даже потанцевать - ни одного танца за весь  вечер..)  НЕ УСЛЫШАЛ гудков  и продолжал идти посередине шоссе. Газик меня обогнал и гостеприимно распахнуд двери .. И уготован бы был мне  - непьющему - вытрезвитель,  и где бы было моё поступление в НГУ - если бы не ОДНОКЛАССНИКИ !         Нелепый казус, смешно - но ведь какие могли бы быть последтвия!  Вот и жалко мне Бантиков, и болит душа КАЖДЫЙ год за эти Выпускные, гле по нелепости хруснет и навсегда поломается чья то судьба.   Как сегодня помню Выпускной моего сына ( Первый Выпускной - в десятом классе школы, потом были ещё его же Выпускные в ВУЗах, в НИИ)  -но помню тот, Первый. Мы родители озаботились и наняли платную охрану - ОМОНовцев - один ОМОНовец в  Гардеропе,  по одному - на каждый этаж, по одному ( одной)  -на  каждый  предбанник ( извините)  туалета на каждом этаже, и ещё группу омоновцев на внешний периметр школы, вкруговую - И не зря наняли: пресечены были две серьёзные групповые  драки, иъято немерянное количество алкоголя что пытались в школу пронести - тем не менее и скорую помощь пришлось вызывать и ещё были происшествия. А ведь это была специализированная школа с преподаванием ряда предметов на англ. языке! Но подростки - это подростки.  Семнадцать - восемнадцать лет - это  всегда доминанта стайного инстинкта, слепое подражательство, страх оказаться белой вороной.. Сколько неутешного горя ПОТОМ приносит родителям вот это подростковое : "А тебе слабо!"  - поэтому,  на подобных меропириятиях, типа ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР - должен быть всепроникающий, неусыпный взрослый контроль, хотя такой контроль обязательно  вызывает ненависть у тех же Бантиков " Ш- в- а- б- о- д- у п- а -п -у- г- а- я- м !"  Скоро в школах Выпускные вечера .. Дай Бог, что бы всё прошло благополучно, светло и радостно!                И не следует  думать, что автор хотел сказать, вот Мы  тогдашние и вот ОНИ сегодняшние, мы вроде как белые и пушистые - птенцы социализма, а ОНИ - грязные и потные плоды нынешних сюрреалистических экономических отношений. И я,автор,  дескать - считаю себя таким хорошим, аж в носу от святости щиплет - а на них смотрю, как на обделавшихся мартышек в зоопарке.  Ну так нет же, вовсе нет!  Не об этом мой рассказ был, а о том, как  можно махом и навсегда поломать свою судьбу - и вот для того сегодня все условия - и тогда, в наше время, у нас то же всё подвешано было на волоске - каждая минута юности, это возможность необратимой, катострофической перфоркации - крушения судьбы.


Рецензии