Лелистад. Батавиястад. В поисках мечты

Пятый день путешествия – продолжался. На этот день заранее было запланировано послабление в нашем жестком туристском графике: кроме марш-броска по голландским городкам, был предусмотрен легкий разминочный шоппинг в специализированном, так называемом, городе аутлетов - Батавиястаде, пригороде Лелистад. Но не только презренный шоппинг влек нас туда.  Верфь Батавия (Bataviawerf) — необычная судостроительная верфь в Лелистаде, расположенная на берегу озера Маркермер (бывшем морском заливе Зёйдерзе), на которой строятся копии - реплики кораблей XVII века, при этом, насколько это возможно, используются технологии той эпохи, - захватывающее зрелище для человека, имеющего сильно выраженную слабость к морской теме. Это я себя имею в виду, кто не понял. Первый и единственный пока корабль был завершен в 1985 году и носит название «Батавия». Это копия корабля, который был построен в 1628 году, но затонул во время своего первого путешествия в Восточную Индию у западного побережья Австралии.
Сам город Лелистад – это город на дне моря. Вообще, общеизвестно, но я, все же, повторюсь, так как очень уважаю голландцев за это - они на протяжении многих десятков лет отвоёвывают землю у моря, осушают земли, строят дамбы, защищая себя от стихии. Тридцатикилометровая дамба Афслёйтдейк, построенная почти 80 лет назад, была спроектирована вручную и воздвигнута только с помощью тачек и лопат. Она превратила морской залив в озеро, сделав жизнь в этих краях более безопасной, на километрах осушённых земель голландцы устроили пастбища и возвели новые города, в том числе и Лелистад. Постепенно реки опреснили воду, и озеро Маркермер стало самым большим резервуаром пресной воды в Нидерландах.
Продолжаю по существу. Проехав несколько десятков километров из Леувардена в сторону Лелистада, мы вынуждены были остановиться на мосту через залив, который как раз стал разводиться, чтобы пропустить скопившиеся яхты и небольшие суда. Это завораживающее зрелище, очевидно, было бонусом судьбы. Яхты, яхточки, катера, рыболовецкие шхуны, а в завершение – трехмачтовая красавица морская яхта, ловко и как-то очень дисциплинированно ринулись в образовавшийся проход. Наш родной российский опыт отстаивания в подобных ситуациях говорил нам, что это надолго и можно успеть спокойно закусить. Но, едва мы достали термос с кофе, как последнее судно миновало узкий проход, и мост также быстро и энергично, как развелся, пришел в исходное состояние. Не успели мы пересечь мост и выехать на трассу, как увидели первое за это наше путешествие ДТП. И опять все было организовано очень четко и быстро.  Буквально через пять минут мы продолжили движение с прежней скоростью.
Погоду в этот день лихорадило: каждые полчаса она менялась на диаметрально противоположную. В конце концов грянула гроза со всеми атрибутами, включая радугу после завершения. “Идеально для шопинга” – подумали мы синхронно и нырнули в глубины торгового центра, построенного в форме старой крепости. Когда в шесть часов вечера, деликатно подталкиваемые служащими к выходу, мы вывалились на улицу с пакетами покупок, светило яркое солнце, яхты покачивались у причала нового недавно построенного яхт клуба. “Да тут еще и море есть!” – воскликнули мы мгновенно всплывшей в памяти фразой из древнего анекдота.  Озеро (оно же море) нестерпимо блестело, а в двух шагах от нас величественно стоял на рейде красавец корабль. Заглянув в открытые ворота верфи, увидели небольшие деревообрабатывающие, кожевенные, кузнечные и т. п. мастерские, сосредоточенные вокруг остова строящейся копии другого старинного корабля (“De Zeven Privinsien”, кажется), стоящего на стапелях.
 
Это было место из разряда тех, которые иногда – очень редко – снятся нам, когда слишком много всего наваливается, суток не хватает, устаешь за день, как бродячая собака, и неизвестно, когда все это закончится. Уезжать не хотелось. Хотелось остаться, чтобы увидеть здесь несомненно потрясающий, как и всё остальное, закат. Первый и единственный раз за всю поездку (как потом оказалось) охватило чувство, что здесь мог бы быть наш дом. Посидели на скамейке на берегу, просто глядя  на блики на воде, потом с трудом оторвались от завораживающего зрелища и нехотя двинулись в дорогу. Вперед, на столичный город Амстердам.


Рецензии