Откровение пишущего человека - 2

              Откровение пишущего человека                (Продолжение)

     У каждого пишущего человека свой опыт творческого процесса. По моему мнению, писать нужно сразу, как только почувствуешь, что мысль оформилась. Зародившаяся мысль – как утренний цветок. Аромат его нежный, неповторимый. Он похож на проснувшееся дитя.
     Если отложишь запись «на потом» и станешь ждать, пока мысль обкатается, то в этом случае сотрутся грани и она станет более округлой, и ещё не факт, что от времени мысль станет лучше. Практичнее? Да. Но это уже букет третьего дня.
     Я бы ещё сравнила зародившуюся мысль с видом из окна. Одно дело, смотреть в окно из квартиры, находящейся на первом этаже, другое дело рассматривать вид с высоты седьмого этажа. Что-то добавилось, но что-то и утратилось.
     Однако, записав родившуюся мысль, ещё не значит, что именно в таком виде она «пойдёт в люди». Главное уже то, что она не затёрлась. Но это всего лишь найденный самородок и к нему ещё надо приложить немало труда, чтобы, подаренная природой «вещь» показала свою истинную красоту…

                *   *   *

     Начну с того, что люди пишущие – это, прежде всего люди, со своими характерами, привычками и мировоззрением. Одни пишут «в стол», много раз перепроверяют написанное, если и мечтают об издательстве книги, то тайно. Бывает так, что даже домашние не догадываются об этом. Таким людям Бог посылает случай и доброго человека, который возьмёт автора за руку и приведёт в нужное место, где и будет решаться его творческая биография.
     Другие авторы всеми правдами и неправдами пробивают себе дорогу к читателю. Но, как бы не поступил автор, результат его труда решает всё-таки не он, а обыкновенный читатель. Для автора главным остаётся всё же работа над текстом. А где начинается суета, там кончается искусство…

                *   *   *

     Рано или поздно, пишущий человек задаёт себе вопрос, который лишает его самых ярких одежд: чем же я занимался и собираюсь заниматься все последующие годы?  И после долгих раздумий, придёт к выводу: распознавал веками неизлечимые, а порой даже не выявленные болезни души и общества. Кому, как не ему и, многим его собратьям по перу, предстоит врачевать ноющие раны, ищущей справедливости, а порой простого домашнего тепла, любви, понимания и взаимного уважения, такой неугомонной человеческой души. Не с помощью горьких лекарств, а долгими мучительными страданиями и бессонными ночами зреет плод души человеческой.  Пчёлы мёд по капельке собирают, а сладкий нектар истины, человек всю свою жизнь в душе своей копит.  Вот, только бывает и так, что передать его окажется некому…

                *   *   *
     Тонкие, возвышенные натуры витают в облаках своей мечты. Но при ближайшем рассмотрении окажется, что даже самое возвышенное нельзя отделить от обыденного. Что же делать в таком случае человеку пишущему? Неужели, очертя голову пуститься в «заоблачные странствия»?.. Да нет же. Всего лишь нужно, через малое, рассказывать о большом. Главное в творчестве – заронить добрые семена, проверенные совестью, в благодатную почву души читателя. А дальше? Дальше природа человека сама позаботится о добром племени.

                *   *   *
     В народе говорят: всякая побаска хороша с прекраской. Но, разохотясь, как бы не «передать кутье мёду». А может случиться и худшее, ведь автор тоже человек. А человек складывается из того, что он знает и помнит… Всегда нужно помнить о том, что кому-то из читателей тоже приходилось побывать в подобной ситуации… и можешь оказаться не на высоте…

                *   *   *
     Каждый человек, идущий по жизни, кем бы он ни был, своего рода путник. И в прежние времена, тем более в нынешние беспокойные времена, нельзя допускать в своих работах легкомыслия. В любом деле, тем более на творческой стезе, нужно придерживаться положительной стороны вопроса. Старики любят повторять: делай доброе дело, плохое само сделается… Даже, если не считаешь себя писателем, а только время от времени что-то там записываешь себе в блокнотик, прошу тебя, дорогой мой пишущий человек: относись к своей жизни, как к миссии. Как знать, может слова, написанные тобой, станут кому-то советом, а советы должны быть только добрыми.
                *   *   *
     Не каждый день, но случается такое, что вдруг, среди дня, меня начнёт клонить в сон. По своему опыту знаю, что лучше вздремнуть с пол часика, чем ходить со скучной физиономией весь день. Вот, в один из таких дней, сын мне и говорит: «А ночью мыши будешь ловить?..» (В смысле – не сможешь уснуть). «Не мыши, а мысли», - отвечаю ему. Бывает, в ночной тишине ах, как хорошо работается… Успевай только мысли на бумагу переносить…
                *   *   *
     Смотреть фильм с рядом сидящим «всё знающим» человеком – это кошмар наяву.
     Фильм для меня своего рода сказка и совсем не важно о чём фильм. В этот момент мне не хочется думать о том, что все роли сыграны артистами, так сказать: всё понарошку. Обо всём этом я забываю и, следуя сюжету, вместе с героями переживаю (иногда и до слёз дело доходит), а потом ещё долго размышляю над тем, как человек «дошёл до жизни такой».
     Другое дело, когда «всезнающий» человек «объясняет», что и как было снято, попутно рассказывая некоторые факты из жизни артистов, или исторические факты начинает раскладывать по полочкам. Повторяя «это наукой доказано», «это грязная политика» и всякие перипетии закулисья, всё то, о чём бы мне в этом момент думать не хотелось. Удовольствие от фильма сводится к нулю. Хуже того, я ещё несколько лет не смогу смотреть этот фильм. После фильма у меня остаётся неприятное «послевкусье». Я думаю не о сюжете фильма, а о человеке, сидевшем со мною рядом и её комментариях. Какое она, моя знакомая, испытала удовольствие от фильма, мне даже трудно представить. Сперва меня раздражали её слова, типа: в каком рукаве спрятана карта… К концу фильма моё терпение настолько истощилось, что мне стало казаться, что ели бы мы пришли на похороны, то присутствующие утирали бы слёзы, а мою знакомую заботило бы: во что одели родные покойника и кому достанется наследство…
     Удивляться всезнанию людей, подобных моей знакомой, тем более восторгаться ими… Да Боже упаси! По мне лучше незнание, чем такое знание.
     Какая же прелесть – детская наивность и доверчивость!..

                *   *   *
     Великое дело Интернет! Одним нажатием кнопки можно поделиться своими мыслями со всеми, кто пожелает прочитать мои мысли о «самом сокровенном». Абсолютно незнакомые люди пишут отклики на мои работы. Это хорошо именно тем, что незнакомые люди не станут кривить душой, тем самым у меня вызывают доверие к их словам. Но, однажды, я уже не помню на какую из моих работ, пришёл отклик от человека пожилого, в котором он говорит, что у меня есть «талант сочувствия». Поначалу я даже не обратила на этот отзыв особого внимания. Но, когда о «таланте сочувствия» на моей странице набралось добрый десяток отзывов, такой взгляд со стороны людей пишущих, меня несколько насторожил. Удивляло то, что меня хвалят за то, что должно быть в сердце любого человека… Неужели сочувствие в наше время стало такой редкостью, что люди стали её отмечать, как особую добродетель?.. Грустно, если люди так  зачерствели душой, замкнулись в себе… Ещё спасибо, что хоть не насмехаются надо мной, как над простушкой…

                *   *   *
     О чём бы пишущий человек ни писал, если он серьёзно относится к своему занятию, он тем самым несёт ответственность не только за каждое написанное им слово, но и за те действия, которые может совершить впечатлительный и доверчивый читатель. Иными словами, писатель в своих работах пишет своего рода молитву собственной души, весьма необычную, своеобразную. Постоянно ведёт разговор на пике своей совести с Главным Судьёй и защитником рода человеческого. Читатель, читая произведения такого писателя, в его строчках узнаёт самого себя и находит ответы на многие, даже ещё не оформившиеся вопросы. Есть надежда, что такие работы будут перечитываться ещё много раз.
                *   *   *
     Люди пишущие, в то же время являются самыми требовательными читателями. Особенно они выделяют ненапыщенную простоту сюжета, языка, живо представляя себя в подобной ситуации, и резко осуждают фальшь и надуманность в читаемом произведении. Тем самым, на примере других, повышают свой писательский уровень.

                *   *   *
     Чтобы правдиво описать тот или иной сюжет, пишущий человек в первую очередь обращается в «закрома» своего личного опыта: а что я знаю об этом предмете? Смешав вымысел и личный жизненный опыт, и примерив ситуацию на себя или на человека, характер которого он сможет ярко себе представить настолько, что даже голос его услышит, только тогда можно браться за перо. И только в этом случае пишущий человек может быть уверенным в том, что произведение найдёт своего читателя.
                *   *   *

     Самое главное качество пишущего человека – это бескорыстие. О себе скажу: я всегда пытаюсь найти в живой природе то, что бы имело сходство с человеком. Самым удивительным созданием на земле для меня, является дерево. Растёт – сколько живёт. (Человек пополняет свой жизненный опыт). Дерево же своей листвой, плодами и даже корнями, кормит многие живые существа. Даже оказывает невидимую помощь – позволяет дышать, насыщает воздух кислородом. Спилят дерево, оно продолжает нести добро и заботу о человеке, ведь в нём природой заложено тепло и красота. Что тебе дом рубленный построить, что кадушку, стол или, на худой конец – забор. И даже на последний уход человека – домовина. Летом дерево от жары спасёт, зимой от мороза. А сколько дум передумано глядя на тлеющие угли…
     Начну думать о дереве и… стыдно становится. Мы, люди, «цари природы», а всё, что ни делаем, всё – для себя, для собственного кармана выгоду ищем. А дерево для себя ничего не прячет, всё отдаёт без остатка и, при этом никого не обижает…

                *   *   *
     Особенность пишущего человека так сразу и не разглядеть. В качестве примера возьму себя и мою соседку по саду, женщину одного со мною возраста, женщину трудолюбивую, заботливую. Однако Раиса видит наслаждение в самом труде и в результате этого труда – в урожае. Мне же важно, не просто привычно и бездумно выполнять садовую работу, но и попытаться словами нарисовать картину происходящего. Соседи же, идущие по дороге, видят двух женщин, день-деньской хлопочущих на своих грядках и только…

                *   *   *
О, как мне хочется порою
Погладить колоски рукою.   
Одной средь поля постоять:
Весь мир, как дитятко, обнять…

     Тот, кто не умеет и не видит в том необходимости замечать и восторгаться красотами природы-матушки, не желает учиться высокой её мудрости, родившей и вскормившей его природы… напрасно пришёл в этот мир.   

                *   *   *
     Описывать природу, не любя её, просто невозможно. Природа – это сказка, красота и загадочность которой зависит от того, кто её рассказывает. Одно дело поверхностное описание, другое дело – попытаться очеловечить всё тобой увиденное. Писатель не может быть писателем только сидя за письменным столом. Способность «слышать» мысли любого предмета проявляются везде и при любых обстоятельствах.
     Вот, стоит на обочине дороги важный, ощетинившийся колючками чертополох. Стоит только взглянуть на него творческому человеку, как он тут же услышит надменное его ворчание: «Никто не тронет меня, не поранившись…»
     Посмотрит человек на небо, а там чёрная грозовая туча тихо подкрадывается к солнцу. Вдруг, молния, как росчерк гневного золотого пера по клубящемуся водному телу тучи. А следом за ним утробный рокот невидимого Грома…
     В сотый раз попытаешься описать дождь, и каждый раз у картины будет особенный колорит, своя мелодия у водной арфы. Дождинки, то любовно целуют погрустневшие стёкла окон, то остервенело, наотмашь ветер швыряет о стекло градины. Образумясь, с толикой сожаления, роняют дождь покаянные слёзы с крыши на асфальт.
     А как много сможет рассказать человеку творческому бледный лик зимнего солнца, прячущегося за кисеёй низких облаков…
     А какие волшебные истории нашёптывает ветер листве высоких придорожных тополей…
     Творческий человек! Какое же неоценимое богатство дано тебе Богом! Сумей только, с высокой щедростью души своей, распорядиться им…

                *   *   *
     То, что в своём воображении сможет себе представить человек творческий, обычному человеку и во сне не привидится. Кстати сказать, сны у людей пишущих тоже особенные. Но об этом в другой раз скажу. А в этот раз о грецких орехах пойдёт разговор. Если аккуратненько снять скорлупу с ореха, то само ядро, со своими извилинами, очень смахивает на оголённый мозг человеческий. Так же делится на две половинки… А если включить воображение и представить себе ореховое дерево с оголёнными мозгами на ветках, даже у сильного человека дрожь пробежит по телу. И такие мысли, такие сюжеты развернутся перед его мысленным взором… Ой, лучше не надо! Страх, да и только! Потом и съесть эти орехи не захочешь…

                *   *   *
     Все наши впечатления на контрасте замешаны. Горожанам непременно дача нужна, чтобы можно было обстановку поменять, чистым воздухом подышать, своими руками семя в землю бросить и порадоваться первым всходам.  Я знаю многих пишущих людей, которым подпитка природой нужна так же, как ребёнку к матери прижаться…

                *   *   *
     Завидую я перелётным птицам. Их ничего не держит. Поднялись детки на крыло, время подошло, собрались в стаю и, налегке, без всякого сожаления, летят навстречу неведомой удаче. Я же и строчки не смогу написать в непривычной обстановке. Вся надежда на то, что память сумеет сберечь…

                *   *   *
     Артистом нужно родиться, да и писателем тоже. Есть люди среди пишущей братии, которым, как говорится, хлебом не корми, дай публику вокруг себя собрать, а главное – быть в центре внимания… Представить себя в этой роли я не могу. Моё место не на сцене, а в привычной для меня комнате, в раздумье над открытой тетрадью. Заглянуть внутрь себя не менее интересно, чем глазеть по сторонам. Разговаривать с самим собой откровенно и доверительно – это и есть редкие минуты вдохновения. В человеке так много нераскрытых страниц, что чем больше раскрываешь новое в себе, тем больше его зарождается. Любого пишущего человека спроси, и он ответит: «Всё моё творчество – дневник моей души…»
               
                *   *   *
     О чём пишут пишущие люди? О жизни! Писатель делится тем, что он любит и от чего, по доброте душевной, он хочет уберечь тех, кто прочитает его строки и поверит ему. Другими словами: он открывает себя для других и во имя других людей.            Настоящий писатель – это самый щедрый человек, умеющий словами передать глубину людских переживаний. Это не справочник. Он, вместе со всеми идёт по жизни, только при этом видит больше, чувствует больше и боль в душе его куда острее… Зато и верит в лучшее будущее намного искреннее, всей силой своего убеждения увлекает за собой читателей, по дороге трудной, освящённой совестью, данной ему Богом.

                *   *   *
     Конечно же, отношения в каждой семье складываются по-разному. Когда муж с женой одной профессии или единомышленники и, при этом нет соперничества между ними, не подавляют друг друга, а, понимая, подставляют друг другу плечо, то заметно виден духовный рост обоих. Но чаще творческие личности, в особенности женщины, остаются в семье непонятыми. Тонкая, ранимая душа женщины ежедневно, а то и ежечасно страдает от практично настроенного мужа.  Его «выгодно»-«невыгодно»  воспринимается ею, как грубость, унижение, оскорбление… И объяснить просто устроенному человеку то, что писать стихи, рисовать, вышивать… это прекрасно, просто – невозможно. Всё, чего он не понимает, он и не пытается понять: он доволен собой, отворачивается, отмахивается, раздражённо приговаривая типа: занялась бы чем-нибудь полезным…
      Когда один человек в семье имеет склонность к творчеству, то этому человеку действительно не позавидуешь. По себе знаю. Зачастую я даже своим сыновьям и внукам не нахожу слов, чтоб объяснить, какая сила меня среди ночи усаживает за тетрадь. Всегда слышу: «Если уж так тебе хочется писать – пиши. Но почему ночью? Или в рабочий день… Почему нельзя отложить свою писанину на выходной или на тот день, когда появится свободное время?..» Отвечала им что-то вроде: мой мозг так устроен, что в любое время суток работает над новыми темами, которые подбрасывает ему сама жизнь…
     Однажды, когда они своим непониманием, как говорится «достали до печёнок», я ответила: «А ты попробуй уговорить свой переполненный мочевой пузырь подождать до утра… А это ещё хуже. Сложившиеся в голове мысли будут будоражить меня, не дадут уснуть, опасаясь растерять те, единственно нужные слова… Вот и сажусь писать, когда уже край подходит. Выпишу в тетрадь всё то, что родила голова, так сказать – отдам на сохранение бумаге и, как младенец, безмятежно усну».
     Меня, конечно, выслушали, но вряд ли поняли. А всё потому, что понять сможет только тот человек, который на себе испытал нечто подобное. А с людьми практичными, меряющими всё и вся рублём… с ними и говорить на эту тему вообще не стоит…          
 


Рецензии
"О чём бы пишущий человек ни писал, если он серьёзно относится к своему занятию, он тем самым несёт ответственность не только за каждое написанное им слово, но и за те действия, которые может совершить впечатлительный и доверчивый читатель" – вот я одна из них, мне нравятся Ваши мысли и Ваш лёгкий язык.

"Тот, кто не умеет и не видит в том необходимости замечать и восторгаться красотами природы-матушки, не желает учиться высокой её мудрости, родившей и вскормившей его природы… напрасно пришёл в этот мир" – пишите Вы, здесь я с Вами не согласна. Мне кажется, всё зависит от воспитания. И красотой природы восхищаться, и доброте, и многому чему ещё нас учат родители (или не учат, кому как повезёт), а потом... потом надо везде успеть, поэтому и сочувствие стало талантом.
–;–;–@
с благодарностью,

Поклонница Таланта   31.05.2012 11:44     Заявить о нарушении
Чувство даётся от Бога. Если человек не чувствует, не видит, не интересует его то, чем восторгаются другие, то он, из вежливости, молча постоит пока другие будут наслаждаться. И только.
Сочувствие тоже из этой серии. Человек может бояться наказания и только поэтому не сделает больно другому, или в детстве сказали ему "Так делать нельзя!" Но сочувствовать, сострадать - это душевные качества.

Анна Боднарук   31.05.2012 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.