Малиновое варенье

Метро. Люди ждут поезда. Молодой человек стоит на перроне напротив того места, где останавливается первый вагон. Он смотрит себе под ноги. К молодому человеку подходит пожилой мужчина небольшого роста в стоптанных ботинках.
ДЯДЯ ВАНЯ
Я думаю, что вы выбрали не то место, Константин Сергеевич.
КОСТЯ
А откуда вы…? А какое место…?
ДЯДЯ ВАНЯ
Вам будет трудновато именно здесь это сделать.
КОСТЯ
Почему?
ДЯДЯ ВАНЯ
Потому что здесь поезд замедляет ход, и через несколько мгновений вообще останавливается. В лучшем случае вы разобьёте себе голову или отделаетесь просто ушибами.
КОСТЯ
Но, я думал…
ДЯДЯ ВАНЯ
Вы не хотели никого пугать, так?
КОСТЯ
Да.
ДЯДЯ ВАНЯ
Вы думали, что вас быстренько поднимут, отнесут, движение продолжится, и почти никто ничего не заметит. Благородно, но глупо.
КОСТЯ
А что же делать?
ДЯДЯ ВАНЯ
Есть очень простое решение. Нужно пройти в начало тоннеля, туда, где появится поезд. Там у поезда ещё значительная скорость, вы броситесь под поезд, и он вас переедет.
КОСТЯ
А как же люди?
ДЯДЯ ВАНЯ
Господи, Константин Сергеевич, ну нельзя же думать обо всех, когда желаешь умереть в одиночку! Так вы идёте или нет?
КОСТЯ
Иду.
Дядя Ваня и Костя направляются к другому концу тоннеля. Рядом с ними скамейка.
ДЯДЯ ВАНЯ
Давайте присядем, Константин Сергеевич. Туда, куда вы хотите уйти, опоздать невозможно.
Дядя Ваня и Костя садятся на скамейку, мимо проходит поезд.
КОСТЯ
Мне кажется, что вы не верите в то, что я хочу умереть.
ДЯДЯ ВАНЯ
А почему вам захотелось умереть?
КОСТЯ
Мне всё надоело. И дома, и машины, и даже облака.
ДЯДЯ ВАНЯ
Вы любите свою работу?
КОСТЯ
Нет.
ДЯДЯ ВАНЯ
А что ещё?
КОСТЯ
Что?
ДЯДЯ ВАНЯ
Что ещё вы не любите?
КОСТЯ
Ещё я не люблю варенье. Почти никакое. Я люблю только малиновое.
ДЯДЯ ВАНЯ
Понятно.
КОСТЯ
Что вам понятно?
ДЯДЯ ВАНЯ
Вы – дурак.
КОСТЯ
Я кандидат наук.
ДЯДЯ ВАНЯ
Вы дурак.
КОСТЯ
На работе меня ценят и уважают.
ДЯДЯ ВАНЯ
Вы дурак.
КОСТЯ
Я пишу докторскую.
ДЯДЯ ВАНЯ
Вы дурак. …Но, у вас есть шанс.
КОСТЯ
Какой шанс?
ДЯДЯ ВАНЯ
Поумнеть. Но, при условии, конечно.
КОСТЯ
При каком условии?
ДЯДЯ ВАНЯ
Я уже сказал: вы – дурак.
КОСТЯ
Я не могу с этим согласиться?
ДЯДЯ ВАНЯ
(встаёт)
Тогда я ухожу. А вы умирайте.
КОСТЯ
Может завтра?
ДЯДЯ ВАНЯ
Вы думаете, что завтра будут другие вагоны? Впрочем, это ваше дело.
Дядя Ваня уходит от Кости.
КОСТЯ
(встаёт)
Подождите.
ДЯДЯ ВАНЯ
(останавливается и оборачивается)
Что вы хотите?
КОСТЯ
Я не знаю. Я не хочу, чтобы вы уходили.
ДЯДЯ ВАНЯ
(возвращается к Косте)
Хорошо, я не уйду.
Приходит и останавливается поезд. Двери вагонов открываются.
ДЯДЯ ВАНЯ
А давайте прокатимся, Константин Сергеевич?
КОСТЯ
Странно, я такого никогда не видел. Двери открылись, но никто не выходит, никто не заходит.
ДЯДЯ ВАНЯ
А вот мы сейчас с вами и войдём.

Дядя Ваня и Костя входят в вагон, и садятся в кресла. На той стороне, где они сидят, никого нет. Напротив них сидят люди. Девушка в монашеской одежде, мужчина в форме прокурора, мужчина в форме боксёра. Двери закрываются, поезд начинает движение.

КОСТЯ
Какое-то странное ощущение, дядя Ваня.
ДЯДЯ ВАНЯ
Сядьте поудобнее, Костя, расслабьтесь.
КОСТЯ
Нет, ни в этом дело. По-моему, только кажется, что движется поезд…. Нет, не знаю…, но, по-моему, движется не поезд, а … всё остальное.
ДЯДЯ ВАНЯ
Это просто очень удобный поезд, Костя. Вы не думайте о нём, а лучше посмотрите на девушку, которая сидит напротив.
КОСТЯ
Очень красивая девушка. Только, я бы не сказал, что ей идёт монашеская одежда.
ДЯДЯ ВАНЯ
А она не всегда была монахиней. Раньше она была обыкновенной девушкой. Окончила школу, потом институт. А потом…
Поезд останавливается, двери вагона открываются.

Кладбище, и люди на кладбище. Каждый занимается своим делом у своей могилы. Девушка выходит из поезда, и присаживается на деревянную скамейку перед могильным холмиком с пятиконечной звездой. На холмике лежат цветы. Кто-то из людей замечает девушку и здоровается с ней. Девушка отвечает, потом встаёт на колени и убирает с холмика невидимый мусор.
ДЯДЯ ВАНЯ
Это её старший брат. Он погиб на войне, когда ему ещё не было девятнадцати лет. После этого его сестра стала другой сестрой. Сестрой всех, кто потерял близких и нуждается в любви и защите. Сейчас она думает, что в этом для неё смысл жизни.
КОСТЯ
Какая красивая девушка.

Кладбище превращается в голубое озеро. Озеро находится среди высоких скал. Девушка сидит на камне около воды и смотрит на скалы. Она в короткой юбке и белой майке. Через некоторое время появляется молодой человек крепкого телосложения. В руках он держит букет цветов, точно таких же, как и на могиле. Молодой человек подходит к девушке. Девушка встаёт и бросается к нему на шею.
КОСТЯ
Это ей снится, да? Это её брат?
ДЯДЯ ВАНЯ
Нет, это не брат.
Молодой человек обнимает девушку, цветы падают. Молодой человек целует девушку, и начинает медленно её раздевать, а девушка начинает медленно раздевать молодого человека. Полуобнажённые они продолжают целовать и ласкать друг друга. … Становится темно. Через несколько мгновений снова появляется свет. Девушка в монашеской одежде сидит на прежнем месте. Двери поезда закрыты. Движение продолжается.
КОСТЯ
По-моему, монахиням нельзя этого делать.
ДЯДЯ ВАНЯ
А она этого и не делала.
КОСТЯ
Тогда, что же это было?
ДЯДЯ ВАНЯ
А ничего. Ничего не было. А то, что было - это не имеет значения. Важно то, что есть.
Поезд останавливается, двери вагона открываются. Яркий свет. На перроне стоит крепкий молодой человек с цветами. Девушка встаёт и подходит к дверному проёму. Она выставляет перед собой руки, но не выходит на перрон. Так проходит несколько мгновений. Девушка убирает руки, двери закрываются и движение продолжается. Девушка отходит от дверей, и садится на место рядом с мужчиной, одетым в боксёрскую форму. Её прежнее место остаётся пустым.

КОСТЯ
Дядя Ваня, а почему она не вышла?
ДЯДЯ ВАНЯ
Она не знает, где находятся двери.
КОСТЯ
Но, она же стояла прямо перед самыми дверями. И двери были открыты, оставалось сделать только один шаг. Всего-то один только шаг!
ДЯДЯ ВАНЯ
Для неё один шаг - это очень много.
КОСТЯ
Я хочу ей помочь!
ДЯДЯ ВАНЯ
Ты не сможешь.
КОСТЯ
А кто? Кто сможет!?
ДЯДЯ ВАНЯ
Никто. Ей никто не сможет помочь.
КОСТЯ
Значит, она безнадёжна?
ДЯДЯ ВАНЯ
Я этого не сказал.
Место девушки занимает мужчина в форме прокурора. На коленях он держит портфель. Мужчина-прокурор достаёт из портфеля заводную игрушку - деда Мороза. Он заводит игрушку и ставит её на пол. Звучит новогодняя музыка, игрушка движется по полу.
КОСТЯ
Он готовится к Новому году?
ДЯДЯ ВАНЯ
Нет.
КОСТЯ
Тогда что же он делает?
ДЯДЯ ВАНЯ
Он играет.

Музыка прекращается. Поезд останавливается, двери вагона открываются. Мужчина в форме прокурора выходит из вагона.
Просторный и светлый кабинет прокурора. За столом сидит Мужчина-прокурор без портфеля. Слышно как звонит его мобильный телефон. Мужчина-прокурор достаёт из кармана пиджака телефон.
МУЖЧИНА-ПРОКУРОР
Да. …Ни в коем случае! Я же сказал - нет! …Ну и что? Ты - следователь, вот и разберись во всём. …Кто мой друг детства? …Он мой друг детства? Ну, и что из того? …Ну, и что из того, что это его сын?! …Что значит, разобраться можно по разному!? А ты…, а ты знаешь, для чего в государстве существуют законы? …Нет, не для этого. Законы существуют не для того, чтобы в них играли, как в игрушки, а для того, чтобы их исполняли. …Да, …да, это моё последнее слово. Всё.
Мужчина-прокурор отключает мобильный телефон, возвращает его в карман, и обращается к селекторной связи.
МУЖЧИНА-ПРОКУРОР
Катюша, принеси мне, пожалуйста, чай.
Из верхнего ящика письменного стола Мужчина-прокурор достаёт какие-то бумаги и кладёт их на стол.
КОСТЯ
Дядя Ваня, а причём здесь, дед Мороз?
ДЯДЯ ВАНЯ
В детстве у этого мальчика, который ещё не знал, что станет прокурором, была игрушка.
КОСТЯ
Заводной дед Мороз?
ДЯДЯ ВАНЯ
Это не важно - дед Мороз или не дед Мороз. Отец подарил ему дорогую заводную игрушку. Тогда далеко не у каждого ребёнка были такие игрушки. Мальчик обрадовался подарку, он взял игрушку и вышел с ней во двор, чтобы показать и похвастаться перед другими мальчишками. А мальчишки…, один из мальчишек нашёл металлический прут, и этим прутом долго и методично разламывал игрушку.
КОСТЯ
А мальчик?
ДЯДЯ ВАНЯ
Мальчик стоял и смотрел, и плакал. Тот мальчишка, который ломал игрушку, был старше его и намного сильнее.
КОСТЯ
А что было дальше?
ДЯДЯ ВАНЯ
Мальчик взял сломанную игрушку и унёс домой.
В кабинет входит секретарь Катюша, она держит поднос с блюдцем, чашкой и вазочкой с печеньем.
Катюша
Пейте на здоровье.
МУЖЧИНА-ПРОКУРОР
Спасибо, Катюша.
Катюша уходит. Мужчина-прокурор не провожает её взглядом, он склоняется над бумагами. Раздаётся звонок от телефона, который находится на столе. Мужчина-прокурор берёт трубку.
МУЖЧИНА-ПРОКУРОР
Да. …Вас понял. …Хорошо. …Вы уверены, что собрались все? …Хорошо, продолжайте работать. По окончанию работы доложить.
Мужчина-прокурор опускает трубку на место.

Поезд останавливается.
Охотничий домик. Чисто и аккуратно убранная комната. Камин, круглый стол. На столе дорогая выпивка и закуска. За столом сидят четверо мужчин в охотничьих костюмах: Лоск, Цина, Конь, Лук.
Лук
О Спартаке ничего не могу сказать. Он не фраер и не имел право так мастрячить, поэтому своё и получил.
Лоск
Это да, но, если Спартак расколется, нам всем курорт светит. Его нужно замочить.
Цина
Спартака мочить нельзя.
Лук
Согласен, тогда кого можно?
Лоск
Ты у меня спрашиваешь, Лук?
Лук
Я спрашиваю у всех.
Цина
Я думаю - его надо выпускать на волю.
Лук
Цина, если мы вытащим Спартака, он подумает, что ему всё можно.
Цина
А мы на что? Сделаем так, что он нам на всю свою оставшуюся жизнь должен будет. Такого, как Спартак, лучше держать на цепи.
Лоск
Заставить Спартака быть кому-то должным или посадить на цепь? Это ж смехач. Да его проще замочить.
Цина
Тебе бы, Лоск, всех мочить! Тебе что честный фраер, что козырной, который чуть оступился, - всё едино, да?
Лоск
Это кто же чуть оступился - Спартак что ли?
Лук
Хватит вам. Давайте лучше Коня послушаем. Что-то он сегодня клинья ворует.
Цина
И то верно, Конь, может скажешь что, или ты со всеми согласен?
Конь
А я действительно согласен.
Лоск
Это как же? Что-то я не понял: ты мочить Спартака предлагаешь или как?
Конь
Мочить надо, но не Спартака. Спартак должен замочить того, кого надо.
Лоск
Что-то я опять не понял тебя, Конь. Может, переведёшь?
Конь
Да что тут переводить! Кто Спартаку путёвку на курорт выписал? Из-за кого наши козырные до курорта не доживали? Да какие!
Лук
Ты что, Конь! Старший дворник сука, конечно, но это не щенок какой-нибудь.
Конь
А кто сказал, что он щенок? Старший дворник хуже любого щенка! Как Марка замочили, кто помнит?
Лоск
Да разве такое забудешь!
Лук
Марка из снайперской винтовки, прямо на улице, рядом с ментами!
Конь
А Помпу?
Лоск
Помпу дома, в постели с родной тёлкой. Удавку на шею и чехты.
Лук
А Лютика, Шару, Клёпу? От Лютика только одна печатка осталась.
Лоск
Шара только по ногам опознали. Хорошо, что шрам у него на ноге был, с детства.
Конь
Вот Спартак с этим Старшим дворником и разберётся.
Цина
А ты Конь - башка! Вроде, как и Спартака на цепь посадим, и суку этого замочим.
Конь
А после, Спартака не надо будет и на цепь сажать, сам пристегнётся.
Лоск
Ну, это ещё как сказать, если…
В охотничьем домике появляются четверо мужчин в масках, и с пистолетами в обеих руках. Стреляют. Лоск, Цина, Конь, Лук пытаются встать, но не успевают, - мужчины в масках убивают всех.

Поезд. Дядя Ваня, Костя и Мужчина-прокурор с портфелем. Поезд останавливается, двери вагона открываются. На платформе игрушки, много, очень много заводных игрушек. Мужчина-прокурор с портфелем подмышкой подходит к дверям и смотрит, как движутся заводные игрушки. Затем Мужчина-прокурор отходит от дверей, и садится на место рядом с монахиней. Его прежнее место остаётся пустым.

Место Мужчины-прокурора занимает Мужчина-боксёр. Мужчина-боксёр держит в руках спортивную сумку. Поезд останавливается, двери вагона открываются.

Ринг. В ринге соперник Мужчины-боксёра.
КОСТЯ
Будет бокс?
ДЯДЯ ВАНЯ
Будет, Костя. Обязательно будет.
КОСТЯ
Кто-то кого-то побьёт?
ДЯДЯ ВАНЯ
Да, в боксе друг друга бьют.
Мужчина-боксёр ставит сумку на пол. Потом он встаёт, и выходит из поезда в ринг. Раздаётся гонг.
Секундант
Бокс!
Мужчина-боксёр и его соперник начинаю друг друга бить. Делают они это по правилам бокса, но жестоко. Они проводят удары, но ни один из ударов не достигает цели. Наконец, Мужчина-боксёр правой рукой попадает сопернику в челюсть. Соперник падает. Мужчина-боксёр поднимает обе руки вверх, и отходит от соперника. Слышатся дружно-громкие аплодисменты и восторженные выкрики. К лежащему сопернику подходит секундант.
Секундант
Один…, два…, три…, четыре…, пять…, шесть…, семь…, восемь…, девять.
Секундант разводит в обе стороны руки, потом подходит к Мужчине-боксёру, и берёт его за правую руку. Секундант высоко поднимает правую руку Мужчины-боксёра. Слышатся дружно-громкие аплодисменты и восторженные выкрики.

КОСТЯ
Он хороший боксёр.
ДЯДЯ ВАНЯ
Смотри.
В вагон возвращается Мужчина-боксёр. Он садится на своё прежнее место, и берёт сумку. Двери закрываются, поезд движется. Мужчина-боксёр снимает боксёрские перчатки, и разматывает руки. Потом он достаёт из сумки белую маску, белый халат и головной убор, который носят врачи. Мужчина-боксёр встаёт, одевается, и становится Мужчиной-хирургом. Он держит в руке белую маску. Поезд останавливается, двери открываются.
Перед открытыми дверями вагона – операционная. На операционном столе лежит больная женщина. Рядом с операционным столом – Анестезиолог и Медицинская сёстра. Только место того, кто будет делать операцию, свободно. Чуть дальше от операционного стола, за специальным ограждением стоит девочка лет семи – дочка больной женщины.
Мужчина-хирург выходит из вагона, и занимает своё место у операционного стола.
Медицинская Сестра
(обращаясь к Анестезиологу)
Вы готовы?
Анестезиолог
Да.
Медицинская сестра повязывает Мужчине-хирургу маску, а затем подаёт скальпель. Больная женщина приподнимает голову, и смотрит на мужчину-хирурга.
Больная
Мне рекомендовали вас, как замечательного хирурга.
Мужчина-хирург
Не беспокойтесь, через месяц вы будете танцевать.
Больная
Неужели такое может быть?
Мужчина-хирург
Может, и ещё не такое. Вы просто должны верить.
Больная
Вы – Бог.
Больная женщина опускает голову. Анестезиолог надевает на лицо женщины маску. Мужчина-хирург со скальпелем в руке стоит над больной женщиной.
Дочка больной
Мама, он -  Дьявол!
Мужчина-хирург снимает маску, и возвращается в вагон. Он садится на место рядом с Мужчиной-прокурором. Его прежнее место остаётся пустым. Двери закрываются, поезд продолжает движение.
КОСТЯ
Я не понял, дядя Ваня.
ДЯДЯ ВАНЯ
Что вы не поняли, Костя?
КОСТЯ
Он хирург или боксёр?
ДЯДЯ ВАНЯ
Место свободно.
Дядя Ваня показывает рукой на место, которое освободил Мужчина-боксёр-хирург. Костя встаёт и садится на это место. Поезд останавливается, двери открываются.

Перед открытыми дверями вагона – сад. Ухоженный сад, с большими плодовыми деревьями. В середине сада большой стол, накрытый белой скатертью. За столом мама, сестра и бабушка Кости. На столе всё необходимое для приготовления варенья из малины.
Сестра
Бабушка, как ты стараешься.
Мама
Потому что она – бабушка.
Бабушка
Потому что я делаю варенье для Костеньки.
Сестра
А для меня?
Бабушка
И для тебя, конечно, и для мамы, и для всех.
Мама
Мама, а Костеньку своего ты любишь больше всех.
Бабушка
Он любит варенье не так, как вы.
Сестра
А как?
Бабушка
Он любит его с детства, с самого, что ни на есть, детства.
Мама
А нас он любит?
Бабушка
Костенька любит малиновое варенье.
Костя встаёт, подходит к открытым дверям вагона, и замирает.


КОНЕЦ


Рецензии